Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.
Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения
Ключевые выводы
Чтобы Россия вошла в пятерку ведущих стран мира, ее экономика должна расти быстрее мировой на 6%

Чтобы Россия осталась в числе шести ведущих стран мира, России нужно расти 3,3% ВВП, по данным РАНХиГС. А чтобы выйти на пятое место, нужно расти больше 6%. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Мировая экономика находится в точке, где она не была за последние 10 лет. В прошлом году она росла на 3,8%. Мы считаем, что в этом году показатель будет даже еще лучше — 3,9%. — Лагард Кристин, Директор-распорядитель, Международный валютный фонд (МВФ).

Действительно, в целом мы видим, что мировая экономика растет достаточно устойчиво, успешно, под 4% темпы роста. — Силуанов Антон, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Ключевое условие для ускорения экономического роста — увеличение инвестиций

Чтобы обеспечить темпы роста, нужны инвестиции, нужны новые вложения. Россия как раз отстает по этим показателям от тех стран, которые имеют высокие темпы роста. Уровень инвестиций у нас чуть больше 21% ВВП. А для того, чтобы расти около 3%, нам нужно увеличить этот показатель как минимум до 25%. Это деньги тех инвесторов, которые должны создать новое качество роста. — Силуанов Антон, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Проблемы
Замедление темпов роста российской экономики

Если ничего не делать, то есть риск, что рост может опуститься до 1%. — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

Влияние международных санкций на экономику РФ

Сейчас это влияние увеличилось до 0,5% ВВП. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Снижение трудоспособного населения и нехватка кадров

У нас от 0,5 млн до 1 млн в год сокращается численность трудоспособного населения. Нам в ближайшие годы будет не хватать специалистов самых передовых профессий. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Базовый сценарий, если посмотреть демографический прогноз, — в ближайшие шесть лет это 3,5 млн потерянных человек в трудоспособном населении. Это очень большой вызов. У нас безработица опустилась до рекордно низких уровней, у нас рост зарплат ускорился выше долгосрочно устойчивых уровней. Все это свидетельствует о том, что у нас дефицит на рынке труда будет только нараст.ь — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

Решения
Развитие инструментов финансирования инфраструктуры, создание фонда инфраструктурных инвестиций

Начиная с 2019 года мы создаем специальный фонд, который в значительных объемах на протяжении шестилетнего периода может быть порядка 3% ВВП, с тем чтобы массированно увеличивать государственные вложения в эту часть экономики, которая потом будет стимулировать частный бизнес. Этот фонд мы предлагаем создать в бюджете. Мы можем привлечь деньги с рынка, направив эти деньги на инвестиции, которые будут создавать нам дополнительные государственные активы и которые будут работать для экономики. — Силуанов Антон, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Использование инструментов долгового финансирования исключительно для вложений в инфраструктуру в данный момент считаю абсолютно оправданным решением. — Силуанов Антон, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Если государство занимает на текущие расходы, то это всегда путь к «разбитому корыту». Если мы занимаем на инфраструктуру <…> главное условие — инфраструктура должна приводить к росту частных инвестиций и существенному улучшению качества жизни людей. — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

То, что долг у нас сегодня низкий по меркам мировым — около 13% ВВП весь суверенный долг, — это как раз большой ресурс, наш запас на ближайшие годы для того, чтобы инвестировать в инфраструктуру. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Мы должны понимать, что государственные инвестиции, которые мы делаем за счет долга, дают большой эффект, мультиплицирующий в виде роста частных инвестиций. — Набиуллина Эльвира, Председатель, Центральный банк Российской Федерации.

Создание государством стабильных условий для развития экономики

Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги. Определенная настройка произойдет. Здесь мы видим наши действия с точки зрения уменьшения тех налогов, которые негативно влияют на бизнес. Мы создаем механизм, который мог бы заинтересовать этих предпринимателей, чтобы они открылись, работали вбелую. Это большой вклад в ВВП. — Силуанов Антон, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Административную нагрузку на бизнес нужно снизить в два раза. Каждый год в России должно появляться 1−2 млн новых предпринимателей. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Развитие системы индивидуальных пенсионных накоплений

Нам нужно вернуть пенсионные накопления в систему. Это нужно для двух целей: для обеспечения достойной пенсии пенсионерам и для того, чтобы у нас были «длинные деньги. — Набиуллина Эльвира, Председатель, Центральный банк Российской Федерации.

Одна из ключевых историй — это повышение нормы сбережений населения. Для этого нужно формировать механизмы долгосрочных сбережений. Если у нас в стране за ближайшие 6 лет не появится мощная <…> накопительная пенсионная система, система страхования жизни, то говорить о том, что инвестиции могут существенно вырасти, конечно же, не приходится. — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

Нам надо развивать накопительную систему для обеспечения достойной пенсии, речь идет о добровольном индивидуальном пенсионном капитале <…>. Такой институт должен быть создан, этот институт должен быть направлен на дополнительное увеличение пенсионного обеспечения. — Силуанов Антон, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Увеличение несырьевого экспорта

Надо удвоить несырьевой экспорт как минимум к 2024 году. Удвоить количество российских компаний, выходящих на мировой рынок. Должна быть «зеленая дорога», поддержка, разные формы стимулирования поддержки экспорта. Увеличение экспорта — это самый главный, комплексный показатель эффективности экономики. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Увеличение государственных расходов на здравоохранение и образование

Изменение структуры расходов в целой отрасли является одним из важных шагов к повышению эффективности расходов этой системы в целом и повышению результативности. — Кудрин Алексей, Председатель, Счетная палата Российской Федерации .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС