Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Повышение эффективности муниципального теплоснабжения

Ключевые выводы
Сфера теплоснабжения нуждается в реформировании

Если мы говорим про Россию и теплоснабжение в РФ, на самом деле более актуальной темой было бы не повышение эффективности муниципального теплоснабжения, а обеспечение его надежности. К сожалению, область теплоснабжения находится в достаточно плохом состоянии в своем большинстве. <…> Тепловая энергия — глубоко социальный продукт, он имеет колоссальные ограничения. Как следствие, мы имеем с вами недофинансирование — Сабирзанов Айрат, Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам, АО «Татэнерго».

Инвестиционная модель в сфере теплоснабжения неэффективна

Чем больше мы сюда вкладываем, чем больше у нас вырастают наши собственные нужды, тем более неэффективно работает наше государство. Мы получили западную модель о том, что самое главное — инвестиции. Я много раз встречал, когда инвестор приходит и говорит: мы выкапываем абсолютно нормальные сети, которые бы служили и служили. Зачем? А у нас обязательства. Конечно, для теплоснабжения гораздо более важна восточная модель — проекты непрерывных улучшений — Семенов Виктор, Председатель наблюдательного совета, АО «Белая дача».

Энергокомпании отказываются от теплогенерации

Особенно неприятно, может быть, даже иногда непонятно, когда от теплоснабжения отказываются источники комбинированной выработки. В нашем случае получилось, что Троицкая ГРЭС, “ОГК-2”, “Газпром энергохолдинг” решили, что для них это не бизнес, и вывели из эксплуатации эти теплогенерирующие блоки. <…> Нам пришлось спешно строить новую котельную мощностью 120 МВт. Нам все это обошлось в 630 млн рублей — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Концессии не могут быть универсальным рецептом для проблемных регионов

До конца 2018 года мы должны были 80% муниципальных предприятий передать в концессию. На 1 января 2018 года концессионные обязательства на весь срок концессии составляли 257 млрд рублей, или 1700 рублей на одного гражданина страны — тепло, вода и все остальное. Мы должны понимать, что за 1700 рублей многое не сделать. Кроме того, это не рецепт для всех проблемных регионов — Семенов Виктор, Председатель наблюдательного совета, АО «Белая дача».

Проблемы
Невыполнение концессионерами условий соглашений

У нас раз за разом возникают ситуации, когда концессионер вдруг просто растворяется в небытии, его нет. Т.е. нет учредителя, нет директора, есть обязательства, есть сотни миллионов долгов перед поставщиком газа или электриками, а концессионера нет, он в федеральном розыске. Причем в концессию мы отдали 12 котельных, полтора года судимся, муниципалитет не может забрать свое имущество — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Совершенно приходят безумные люди и в принципе иногда даже деньги с собой приводят, чтобы заявиться как концессионеры. <…> Потом дальше начинается то, о чем вы рассказывали, — с органами, с собаками, со всеми ищут их, ловят — Лукашов Андрей, Директор по стратегическому развитию, ПАО «Территориальная генерирующая компания №2 (ТГК-2)».

Сопротивление на местах объединению энергетических компаний

Один из основных факторов — сопротивление людей, принимающих решения, или местных элит процессу объединения. <…> Им эта эффективность не нужна, тут две причины. Одна достаточно объективная — предположим, боязнь этих историй, связанных с исчезновением, с бегами концессионеров, когда они бегают или когда они не дай бог еще сидят в местах, где решается их судьба. <…> Вторая часть — то, что затрагиваются интересы местных элит, у которых не так много возможностей для ведения своего бизнеса — Лукашов Андрей, Директор по стратегическому развитию, ПАО «Территориальная генерирующая компания №2 (ТГК-2)».

Решения
Снижение издержек и потерь в теплоснабжении

Повышение эффективности теплоснабжения невозможно при убыточности бизнеса теплоснабжающих организаций. Важны как скоординированность и предсказуемость воздействия государственных органов, так и действия самих организаций по снижению издержек и потерь — Семенов Виктор, Председатель наблюдательного совета, АО «Белая дача».

Поиск эффективных моделей государственно-частного партнерства

В 2011 году в Челябинской области, еще до появления концессии, была начата программа замены неэффективных котельных. Мы выбрали в то время, может быть, простой или сложный способ. Затраты на строительство всей коммунальной инфраструктуры, подводящих и тепловых сетей от котельной брал на себя бюджет. Саму котельную полностью за свой счет строил инвестор. Инфраструктура оставалась в муниципальной собственности, котельная — в частной. По такому пути мы поменяли, а по сути построили, 143 новых котельных на территории области. Суммарные инвестиции сторон составили 4,8 млрд рублей, при этом около 2 млрд рублей — бюджетные деньги, а 2,8 млрд — частные инвестиции — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Когда мы говорим о повышении эффективности (теплоснабжения — Ред.), прежде всего, конечно же, это инвестиции. Без инвестиций очень тяжело реализовать какие-либо проекты и повысить эффективность. Тут, конечно, возникает вопрос ограничения тарифного регулирования, и мало где удается привлечь ресурсы, по которым, соответственно, можно делать масштабные, эффективные проекты — Сабирзанов Айрат, Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам, АО «Татэнерго».

Рассмотрение вопроса о национализации систем теплоснабжения

Безусловно, мы горячо поддерживаем привлечение частного инвестора в теплоснабжение, но при этом по некоторым шагам, может быть, нам следует рассмотреть уже национализацию всего этого хозяйства — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Передача тепловых сетей источникам комбинированной выработки

Решить проблемы, которые сейчас существуют в тепловом муниципальном теплоснабжении, можно удовлетворительно, без роста тарифов, только путем привлечения крупных компаний, там, где они есть, конечно, потому что не во всех наших городах есть эти компании и установки. <…> Один из важных элементов в этой системе отношений — то, что законодательно должно быть закреплено право на эксплуатацию тепловых сетей за источниками комбинированной выработки — Лукашов Андрей, Директор по стратегическому развитию, ПАО «Территориальная генерирующая компания №2 (ТГК-2)».

Централизация процесса теплоснабжения

На мой взгляд, в Татарстане были реализованы два масштабных и значимых проекта в последние годы — перевод Набережных Челнов с открытой системы на закрытую, и второе — перевод ЦТП на АИТП в Казани. Каким образом удалось это сделать? Первое — весь процесс, начиная от генерации, передачи, преобразования, распределения и реализации тепловой энергии — в одних руках, у нас. <…> У нас не возникает вопросов, кто там временщики, приходят, не приходят — Сабирзанов Айрат, Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам, АО «Татэнерго».

Пора поднять вопрос о следующей перезагрузке реформы, и, может быть, стоит вернуться нам в большом масштабе к вертикальным интегрированным энергосистемам. Неплохо это работало. <…> Прекрасно все, когда все в одних руках — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС