Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Особо охраняемые природные территории — возможности для государства и бизнеса
Итоги дискуссии

Особо охраняемые природные территории — предмет давнего спора. Парки — это ни в коем случае не бизнес, говорят приверженцы одной из точек зрения. Противники предоставления доступа к национальным природным массивам приводят множество аргументов, начиная от недостаточного финансирования, которого просто не хватит для развития бизнес-моделей на особо охраняемых территориях, и заканчивая неоценимым вредом, который уже нанесли туристы этим территориям. Оппоненты говорят: обязательно парки должны быть посещаемыми! Потому что нет смысла охранять то, к чему нету доступа, то, что никому не можешь показать.

Что мешает отечественным национальным паркам стать такими же масштабными, знаковыми, как, например, Гранд-Каньон в США? Основная причина — отсутствие инфраструктуры для развития туризма. Речь идет в первую очередь о транспортной и об энергетической инфраструктурах, а уже потом о строительстве гостиниц. При этом и спрос есть, и самим инвесторам интересно заниматься развитием природных и парковых зон.

Если говорить о создании энергетических ресурсов, то предприниматель должен не просто поставить оборудование, он должен найти оптимальный его вид. Например, ветряная генерация оказывает негативное воздействие на окружающую среду: казалось бы безопасные с точки зрения экологии ветряки вредят местной экосистеме из-за высоких уровней шума. А вот солнечную и определенные виды малой гидрогенерации использовать можно. Но необходимо решить вопросы: как интегрировать их в дикую природу, как найти такие технологические решения, которые не нарушат экологической целостности? Ответы на эти вопросы представляют собой вызов который подвигает бизнес к новым технологическим решениям.

Вопросы доступности и транспортной инфраструктуры, ресурсов человеческого капитала остаются нерешенными. В совокупности это говорит о том, что минимальный срок окупаемости любого бизнес-проекта составит в лучшем случае 10 лет. При том что частно-государственное партнерство в области экологического туризма крайне слабо развито или отсутствует вовсе. В этом случае бизнес не станет брать на себя дополнительную ответственность, не видя обратной связи и срока окупаемости. Несмотря на то, что мы строим предприятия на Крайнем Севере, пока законодательно не будут урегулированы вопросы ответственности бизнеса, крупный бизнес в особо охраняемые зоны не придет.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

Необходимо не только расширять физическую инфраструктуру, необходимо пропагандировать туризм на Дальнем Востоке — его прелести, его особенности. — Хидеюки Ямада, Старший консультант, Nomura Research Institute Ltd.

На данном этапе лично мне кажется, что все-таки бизнес — это бизнес, а заповедник — это заповедник. У заповедника главная задача — это сохранить уникальную природу в первозданном виде. Вторая задача, которая никоим образом не должна помешать первой, главной, задаче — это показать природу людям. Говорить о том, что это превратится в бизнес, я бы, наверное, не стал. — Константин Чуйченко, Министр юстиции Российской Федерации

Необходимо привлекать ресурсы специалистов, которые могли бы совместно со специалистами особо охраняемых природных территорий основывать экологический туризм.   — Сергей Донской, Член совета директоров, ООО «Иркутская нефтяная компания»

Обязательно парки должны быть посещаемые организованным туризмом, потому что охранять то, к чему нет доступа, и спонсировать того, чего ты не можешь увидеть, почувствовать, приобщиться, с человеческой точки зрения практически невозможно.   — Виктор Вексельберг, Председатель попечительского совета, Сколковский институт науки и технологий (СколТех); председатель совета директоров, ГК «Ренова»

На наш взгляд, бизнес-инициативы должны сопрягаться с государственной политикой. И я хочу сказать, что мы потратили очень много времени, прежде чем нащупали эффективные способы совместной работы бизнеса и государства. Прошло минимум 10–20 лет. — Ван Пин, Председатель, Туристическая палата Китайской Народной Республики

Частно-государственное партнерство в области экологического туризма отсутствует как класс, и в этом случае говорить о том, что бизнес будет брать на себя дополнительную еще и ответственность, не видя фидбек и срока окупаемости — говорить об этом, конечно, сложно.   — Елена Безденежных, Вице-президент по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления, РУСАЛ

По соцопросам, российская природа — это главное, чем гордятся все россияне. Неважно каких политических взглядов, религиозных они придерживаются, природа — это то, что объединяет всех россиян.   — Мария Моргун, Главный редактор, телеканал «Живая планета»; телеведущая, корреспондент, Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК)