Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Региональные облигации как инструмент реализации инфраструктурных проектов и повышения качества жизни

Ключевые выводы
Региональные облигации — действенный инструмент привлечения инвестиций

Банковский долг, действительно, устойчиво заменялся в последние годы именно на публичные облигации. Если в 2016 году доля облигаций в совокупном долге субъектов федерации составляла примерно 17%, то она уже вышла на 25% в прошлом году. <…> Облигации — это <…> важный инструмент для достижения более здорового баланса между прямым субсидированием из центра и экономической эффективностью на местах. <…> Необходимо расширение категории регионов, которые выходили бы на рынок — Трофимова Екатерина, Независимый аналитик; генеральный директор, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) (2015–2019 гг.).

Говоря о реализации инфраструктурных проектов, <…> ситуация в ЖКХ в целом в стране — это износ около 70% сетей в рамках систем водоснабжения, т.е. это актуальная для большинства регионов проблема, в которую крайне тяжело привлечь инвестиционные деньги. И мы как инвестор готовы финансировать данную отрасль, но видим ряд преград. <…> Разработка и применение такого механизма в большинстве регионов нашей страны могла бы оказать существенный эффект — Гориловский Лев, Член совета директоров, OOO «Группа Полипластик».

В стране создана необходимая инфраструктура для развития рынка облигаций

У нас есть инфраструктура, включая рейтинговую инфраструктуру, есть регуляторная среда, где мы значительно упростили выпуск облигаций, раскрытие информации, временные параметры выпуска, дальше у нас есть рынок РЕПО, что для рынка облигаций очень важно — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Проблемы
Не все регионы используют имеющиеся инструменты привлечения инвестиций

Посмотрите внимательно на наш рынок. В проценте первичных размещений региональных облигаций всего 3%. Для нас это крайне мало. <…> Только 45 регионов представлено на этом рынке — Шулаков Денис, Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество).

Наиболее эффективным инструментом привлечения инвестиций для реализации инфраструктурных проектов является концессионное соглашение. Но в то же время процесс этот непростой, требующий высокой квалификации, и те управляющие компании, которые обладают этими знаниями, не могут охватить весь спектр задач, которые стоят перед регионами, и многие проекты не реализуются — Лященко Алексей, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку.

Недостаток информации для инвесторов о региональных облигациях

В процессе проекта (супермаркета российского финансового рынка «Маркетплейс», — Ред.) Банка России обнаружилось, что не все участники этого проекта знают об облигациях, и получить информацию для них достаточно сложно. В 2017 году на базе НФА был создан клуб организаторов облигационных выпусков, клуб поставил себе в план работу по разработке методологической базы, которая поможет эмитентам, которые впервые выходят на рынок — Заблоцкий Василий, Президент, Саморегулируемая организация «Национальная Финансовая Ассоциация».

Низкие инвестиционные рейтинги ряда регионов

Рейтинги играют ключевую роль, факторы все те же: рейтинговые агентства оценивают кредитное качество, соответственно, качество управления, качество знаний. Долговая нагрузка, структура долга отдельного субъекта федерации тоже принимается во внимание. <…> Облигации, очевидно, более доступны для экономически более устойчивых субъектов федерации — Трофимова Екатерина, Независимый аналитик; генеральный директор, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) (2015–2019 гг.).

Сейчас это длинный дешевый инструмент, но сильно зависит от рейтингов, у нас BBB+ порядка 38-40 субъектов только имеют, это <…> можно под 8,25% привлечь купон — Пахомов Александр, Управляющий директор, руководитель блока управления региональной сетью, ПАО Банк «ФК Открытие».

Один из спорных моментов — это введение классификации регионов по уровню долговой устойчивости бюджетов. Не совсем понятна позиция Минфина, если запретить выпуск облигаций тем регионам, которые попали в зону риска, то какие инструменты Минфин предусматривает для привлечения инвестиций — Лященко Алексей, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку.

Отсутствие крупных региональных инвесторов

Есть ли у нас крупные региональные инвесторы, которым можно предложить эти облигации? Да нет, конечно — Шулаков Денис, Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество).

Решения
Размещение облигаций под конкретные инвестиционные проекты

Мы разделяем позицию Минфина, что против облигационных выпусков должны стоять не гэпы в бюджетах, а инвестиционные проекты. Потому что источником погашения субфедеральных облигаций, муниципальных <…> должен быть экономический рост, который поддерживается реализацией инфраструктурных проектов — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Мы сильно верим, что концессионные облигационные займы — это тот инструмент, который можно и нужно реализовывать. Единственное <…> мы все время говорим про инфраструктурные вещи, но я мало слышу про создание реальных производств — Пахомов Александр, Управляющий директор, руководитель блока управления региональной сетью, ПАО Банк «ФК Открытие».

Физические лица готовы идти на местные рынки не только потому, что те показывают хорошую доходность, а потому что им просто хочется делать жизнь вокруг себя лучше, это очень важный фактор, который недооценен — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Повышение доступности и привлекательности облигаций для физических лиц

Большинство инвесторов на этих рынках — физические лица, им не нужны услуги по активной торговле. <…> “Маркетплейс” — (площадка — Ред.), где гражданин сможет приобрести и удерживать бумагу до погашения, не прибегая к услугам брокера, депозитария — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Для людей облигации еще инструмент непривычный, и поэтому Минфин придумал индивидуальные инвестиционные счета, придумал простой инструмент ОФЗН, необращающиеся облигации, сильно похожие на вклад. Первым шагом будет, все-таки, дистрибьюция таких облигаций — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Роль государства должна заключаться в том, чтобы выстроить некоторую нормативную базу, гарантирующую защиту этих инвестиций для населения. <…> Люди должны понимать, кто в результате ответит в случае дефолта или иных негативных последствий развития региона — Цыбульский Александр, Губернатор Ненецкого Автономного округа.

Привлечение профессиональных управляющих компаний

Привлекать на региональном уровне профессиональные <…> управляющие компании. Но нам важно увидеть ту правовую рамку, в которой будут работать эти управляющие компании — Цыбульский Александр, Губернатор Ненецкого Автономного округа.

Последовательное развитие рынка региональных облигаций

Создать инструмент, вопрос, как к этому подойти. Мы считаем, что подойти можно <…> последовательно. <…> Есть в стране институциональные инвесторы, есть рейтинги, <…> профессиональный инвестор разберется, он купит эти облигации, это бенчмарк. Дальше на основе этого бенчмарка мы предлагаем, чтобы каждый регион сделал свои облигации для населения, небольшие, пилотные, чтобы посмотреть, <…> проголосуют ли за финансовую дисциплину и конкретного губернатора население деньгами. <…> А затем уже выпускаешь облигации частно-государственного партнерства, концессионные, проектные — Шулаков Денис, Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС