Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Делись и зарабатывай. Экономика совместного потребления
26 Мая 2018
11:45—13:00
Ключевые выводы
Экономика совместного потребления в России активно развивается

В прошлом году мы сделали исследование о том, что происходит на российском рынке. <…> Российский рынок экономики совместного потребления оценивается в 119 млрд долларов. <…> 80 % респондентов отмечали, что совместное использование различных цифровых платформ — это возможность сэкономить деньги и использовать товары и услуги, когда они требуются. Это также защита окружающей среды и осознанный подход к потреблению, который становится все более востребованным молодым поколением в России — людьми от 25 до 40 лет — Фин Доменик, Вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies.

Модели экономики совместного потребления эволюционируют

Когда мы говорим об экономике совместного потребления, многие считают, что это C2C. И это большая часть этой экономики. <…> Следующая граница для этой экономики — B2B для получения совместных доходов или для создания совместной собственности для акционера, чтобы лучше использовать структуру себестоимости. Мы образовали коворкинг — совместное создание рабочих мест, которое позволяет <…> людям вместе работать с меньшими издержками — Камель Марк-Андре, Партнер, Bain & Company.

Экономика совместного потребления способствует росту доверия между людьми

10 лет назад, когда мы начинали этот бизнес, казалось, что совместное путешествие людей посредством BlaBlaCar невозможно. <…> Но сейчас уже и в России многие люди путешествуют таким способом — 15 млн человек, или 10% населения. Это очень глубокая степень проникновения услуги. Меняются и технологии — Бруссон Николя, Главный исполнительный директор, сооснователь, BlaBlaCar.

Экономика совместного потребления выгодна государству

Используя экономику совместного потребления, мы преследуем несколько целей: экономию городских государственных средств; повышение эффективности этих вложений; удобство для жителей — Ермолаев Артем, Министр Правительства Москвы; руководитель, Департамент информационных технологий, Правительство Москвы.

Ее (идею совместного потребления — Ред.) поддерживают федеральные и местные органы власти. Это связано с задачами, которые мы пытаемся решать, например, защита окружающей среды от излишнего использования автомобилей. Иногда мы получаем даже финансовую помощь, как, например, от администрации Парижа — Бруссон Николя, Главный исполнительный директор, сооснователь, BlaBlaCar.

Интернет-технологии сохраняют привлекательность для инвесторов

Одно из основных направлений, куда мы инвестируем уже более 20 лет, — это интернет-технологии. <…> Для нас эта область стратегически важна. Она позволяет создавать сервисы, которые имеют сильный сетевой эффект. <…> Большинство сервисов такого типа становятся наиболее интересными и для пользователей, и для поставщиков услуг. Когда они вырастают и становятся самостоятельными, то им не нужно тратить огромные деньги на маркетинг. <…> Да, они требуют больших первоначальных вложений, но потом от них очень хорошая отдача. <…> В России это перспективно благодаря большой территории и относительно невысоких расходов на зарплату хороших инженеров — Ивашенцева Елена, Старший партнер, Baring Vostok Capital Partners.

Проблемы
Отсутствие в России законодательного регулирования экономики совместного потребления

Как и во многих юрисдикциях мира, экономика совместного потребления в России не соответствует действующему законодательству. Online-платформы сталкиваются в России с теми же вызовами в плане соблюдения законодательства, как и другие интернет-компании <…> и не соответствуют регулированию для определенных отраслей. Вопрос, как регулировать такие платформы, становится вызовом для устойчивого развития этого вида экономики — Фин Доменик, Вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies.

Низкая налоговая дисциплина пользователей

Среди пользователей нет традиции дисциплинированно подавать налоговые декларации, платить налоги — Фин Доменик, Вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies.

Жесткие требования по лицензированию мешают развитию

Участие в сообществах некоторых платформ, где пользователи предлагают услуги, которые должны получить лицензию, является узким местом. Жесткие требования к лицензированию являются причиной того, что многие сервисы, существующие в зарубежных странах, отсутствуют в России. Потому что нет документов, в которых не только не указано, как это регулировать, но и как это вообще идентифицировать — Фин Доменик, Вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies.

Отсутствие специализированных сервисов для гостей крупных мероприятий

Чемпионат мира — это большие вызовы для городов, особенно в части использования инфраструктуры. Необходимо значительное количество дополнительных жилых площадей, парковочных площадей и прочие проблемы, с которыми городские власти, отельеры и другие не в состоянии справиться — Вербицкий Андрей, Региональный управляющий директор по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю, Airbnb.

Решения
Разработка адекватного нормативного регулирования

Он (рынок — Ред.) будет расти в последующие несколько лет. <…> Будет принято и соответствующее нормативное регулирование — Фин Доменик, Вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies.

Инфраструктурная поддержка со стороны городских и региональных властей

У пятой части городов мира есть программы в области экономики совместного потребления. В их числе, конечно, Москва — Казарьян Карен, Директор, АНО "Институт исследований интернета".

Существует несколько направлений. Во-первых, это инфраструктурное взаимодействие, когда город создает инфраструктуру, которую в дальнейшем может использовать крупный игрок на рынке — не важно, это оптоволокно, вай-фай или что-то другое, или это инфраструктура физическая, например, парковочные места для каршеринга. Сейчас мы приступили к обсуждению стратегии-2030 и закладываем в нее ниши, которые мы сможем использовать совместно с бизнесом — Ермолаев Артем, Министр Правительства Москвы; руководитель, Департамент информационных технологий, Правительство Москвы.

Баланс интересов потребителей и поставщиков услуг

Современные транспортные сервисы создаются таким образом, чтобы исключить дополнительные издержки для пользователей, и чтобы таксисты могли заработать. <…> Сегодня многие пользуются такси почти каждый день. Мы недавно сделали совместно с ВЦИОМ исследование — многие заявляют, что готовы продать свою машину и пользоваться общественным транспортом, в том числе такси. При этом такси в этом лидируют — Шулейко Даниил, Управляющий директор, Яндекс.Такси.

Развитие специализированных сервисов для туристов

Благодаря принципам экономики совместного потребления мы создаем в городах, принимающих чемпионат мира по футболу, сервисы для путешествующих фанатов. Городам-хозяевам это создает уникальную возможность, чтобы заработать, а <…> у локальных бизнесов имеется возможность обслуживать этих клиентов. Таким образом, мы выводим их из серой зоны — Вербицкий Андрей, Региональный управляющий директор по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю, Airbnb.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС