Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Эстетика Legal Design: актуальные достижения

Конгресс-центр, конференц-зал B4
Ключевые выводы
Применение юридического дизайна Legal Design позволяет адаптировать сложные тексты и упростить их понимание

Без обратной связи, без сбора данных качественную структуру или качественный процесс очень сложно выстроить. К сожалению, вот эта консервативная среда юридическая иногда имеет такой “грех” — замкнуться в себе и писать красивые документы друг другу. Это еще хорошо, если красивые. <…> Есть некий скепсис, что мы пишем серьезные тексты, и это серьезная и важная работа, и это, безусловно, так, но, с другой стороны, люди иногда забывают, что этот документ должен быть понятен, особенно если он b2c. То есть если мы пишем какой-то контракт, инструкцию или какой-то иной документ, его читает человек, который не обладает такими знаниями, которыми вам повезло обладать, соответственно, ему нужно как-то донести эту информацию. В первую очередь, тут нужно не извращаться, прошу прощения за слово, в технике юридического письма, юридических знаний, а донести максимально корректно ему информацию. Сложность в том, чтобы соблюдать правовой смысл информации, не исказить этот правовой смысл — Чирагов Мирза, Практикующий юрист, последователь LegalTech и Legal Design.

После того как мы изменили подход к инструкциям, переработав обычную инструкцию, которая была на 16 страниц документа в Word… мы провели обучение, и там был опрос у коллег, понятно ли было и что нужно изменить, что можно поменять. Мы видим, что результаты были очень положительные, оценки классные, и люди действительно поняли. Обучение было понятно, инструкции были понятными. Мы видим, что люди обращаются к инструментам, которые мы им дали, и они работают — Дорошенко Мария, Генеральный директор, LegalPics.

Проблемы
Legal Design не входит в базовое юридическое образование, а является дополнительным

Человек, который обладает этими скиллами [навыками. — Ред.] Legal Design, насколько ему этими скиллами надо обладать? Наверное, по-хорошему, чаще в университете Legal Writing проходить, которое является частью Legal Design. У нас сколько университетов преподают именно Legal Writing как отдельную дисциплину? Мне кажется, очень мало. Это всегда где-то дополнительными курсами, и вам повезет, если вы найдете такие курсы, хотя написание качественных документов — очень важный скилл — Чирагов Мирза, Практикующий юрист, последователь LegalTech и Legal Design.

Обычно юристы не учат, как писать договоры. Они говорят: «Окей, я сам напишу», чем отдать в отдел закупок или еще куда-то, или он делает draft и потом сам исправляет, когда в него вносятся дополнения. То есть он не учит, он не занимается вот этим обучением. Обучение — это мотивация. Legal Design может помочь в выстраивании вот этого взаимодействия. <…> Донесение этой меры, что юридические [отношения] нужны в любой работе — при заключении договоров, при взаимодействии с внешними клиентами и так далее. Это очень важно, но это можно сделать при помощи всяких онлайн-курсов, в том числе по юридическим техникам. Они направлены на самих юристов, чтобы повысить квалификацию, но можно это сделать в рамках повышения общего образовательного уровня для всех — Примаков Денис, Руководитель направления международного права и комплаенса, АО «Фаберлик».

Суды начали двигаться в сторону применения Legal Design, но для этого недостаточно инструментов

Сейчас даже на международном уровне в разных юрисдикциях после ковида стали воспринимать даже суды немного по-другому — стали онлайн-слушания проводить, под запись и так далее. То есть стали упрощать даже изнутри суда, хоть он очень, конечно, консервативный институт, но уже сами суды начали двигаться в сторону, я бы не сказал, конечно, Legal Design, потому что иногда мы посмотрим на решение судов, и там даже рядом не лежит Legal Design, хотя у нас в России пишут очень кратко — это не британские судьи, которые 200 страниц пишут. У нас все-таки экономят время сторон для прочтения, поэтому они тоже начали двигаться в этом направлении. <…> Надо двигаться дальше, в том числе, наверное, наступает очередь судов наконец-то, потому что нужно там что-то делать — Примаков Денис, Руководитель направления международного права и комплаенса, АО «Фаберлик».

Мне очень нравится тема использования Legal Design в судах, потому что это яркий пример того, насколько, комбинируя разные методы и инструменты, можно достичь желаемого, помочь достичь желаемого результата. <…> Главная цель за короткое время — грамотно и правильно донести свою позицию. <…> Применять инструменты, которые позволяют быстрее читать, не теряя, самое главное, правового содержания текста — таймлайны, схемы тех же лиц, которые связаны сами с собой, структура, Legal Writing качественный с отступами, абзацами, “воздух”, чтобы они были читаемыми. Вы должны понимать, кто адресат. Конечно, если адресат судья, то документ должен быть серьезнее и применять те методы, которые позволяют ему понять быстрее — Чирагов Мирза, Практикующий юрист, последователь LegalTech и Legal Design.

С точки зрения корпоративных компаний хочу сказать, что ощущается нехватка инструментов. То есть инструментов много, но или ты должен тратить время на изучение разницы между инструментами, потому что для компании важен внутренний аудит, важна отчетность, чтобы не потерять, особенно если компания многоуровневая, когда много компаний-дочек. С этой точки зрения важно понимать вот этот Legal Design и формировать его внутри с точки зрения подходов, какой инструмент Legal Design лучше или какой QuickBooks лучше в какой-то сфере. Просто опять же, с точки зрения комплаенса по санкциям у нас сейчас ушли все европейские и зарубежные IT-механизмы. Остались в России буквально один-два, но это прямо сейчас открыто для новых инструментов развития именно в IT-сфере на уровне Legal-IT, потому что сейчас это очень востребовано бизнесом во многом — Примаков Денис, Руководитель направления международного права и комплаенса, АО «Фаберлик».

Решения
Визуализация в юридическом дизайне позволяет доступно донести информацию до большего числа людей

Мы общаемся с нашими коллегами. У нас есть достаточно большое количество инструментов. У нас есть и “База знаний”, юридический чат-бот, к которому не все были готовы. <…> Я очень настоятельно советую нам всем прежде, чем что-либо внедрять в этой сфере для общения и поддержания вот этой всей красивой истории юридического дизайна, все-таки взять и спросить: “Нужно ли вам это вообще, коллеги?” Потому что это действительно важно. Когда мы это поняли, мы начали использовать опросы. У нас есть свой продукт “Как дела?”, и мы спрашиваем у коллег, как они хотят, чтобы мы рассказали о системе менеджмента в информационной безопасности. <…> Ребята нам сказали: “Давайте нам картинки. Мы хотим картинки. Нам нужна визуализация”. <…> Мы пообщались с IT-специалистами и нашли хорошее решение, и это действительно работает — Дорошенко Мария, Генеральный директор, LegalPics.

Общая задача заключается в том, чтобы найти вот этот универсальный, очень простой на самом деле язык, который был бы понятен всем. Поскольку мы все с вами выросли на хороших советских и российских мультиках, то визуализация — это тот инструмент, который всем понятен — Прокш Максим, Советник председателя, Общероссийская общественно-государственная организация Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС