Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Нефтегаз: цифровое окно возможностей в шторм

Павильон F, конференц-зал F20 (2-й этаж)
Ключевые выводы
Иностранные разработчики ушли, но катастрофы не будет

«Ситуация действительно непростая, такой уход или декларация об уходе с рынка ведущих глобальных вендоров ставит перед экономикой, в частности перед нефтегазом, новые вызовы. Но, по моей оценке, никакой катастрофы нет и не предвидится, потому что готовность, в части софта особенно, есть» — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

«Мы столкнулись с определенной частью текущего санкционного давления еще с 2014 года. <...> По сложным направлениям, касающимся КИП, АСУ ТП [автоматизация процессов производств. — Ред.], мы восемь лет занимались формированием каталога именно с тестированием изделий российского КИП, АСУ ТП. Мы в текущем году эту работу заканчиваем. У нас к концу этого года будет 100% аналогов, которые практически выбраны и протестированы в нашем омском технопарке. Результатами этой работы с частью коллег по цеху начинаем делиться» — Белевцев Андрей, Директор по цифровой трансформации, ПАО «Газпром нефть».

Потенциал рынка ПО для нефтегазовых компаний огромен

«Весь рынок нефтесервисных услуг в добыче — это где-то 1,5 трлн рублей только прямых трат, из которых... затраты на расчеты и ПО будут составлять 150–200 млрд рублей. У нефтепереработки объем услуг поменьше, тем не менее он тоже высокий. <...> Если все суммировать, плюс дополнительные сервисы, не связанные непосредственно с добычей и переработкой, которые заказывают нефтяные компании, то... мы говорим о рынке потенциально в несколько сотен миллиардов рублей. Это один из крупнейших рынков в стране. Сейчас предложение отечественного отраслевого ПО на этом рынке — это 5–10%» — Сорокин Павел, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

«В прошлой жизни большое количество иностранных акционеров не всегда в силу своих юридических возможностей были готовы слушать и выполнять рекомендации того же регулятора. Сейчас ситуация поменялась. Есть заказчик квалифицированный, есть заказ достаточно большой, есть возможности и способности промышленности его реализовать. Есть деньги, ресурсы, на которые это можно сделать. В этом направлении надо бегом бежать. Соответствующие решения закреплены на самом высоком уровне. <...> Сроки определены, цели ясны, задачи поставлены» — Шпак Василий, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Программное обеспечение можно условно разделить на общесистемные решения, которые востребованы в любом крупном бизнесе, в любом секторе. Второе направление — это отраслевые, специализированные решения, которые нужны компаниям той или иной отрасли. В части общесистемных решений Минцифры готовы координировать работу по разработке такого рода продуктов. Если говорить об отраслевых решениях, мы в большей степени, конечно, будем полагаться на бизнес» — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проблемы
Необходимость стандартизации заказа программного обеспечения

«Если раньше этим вопросом никто серьезно не занимался, то сейчас произошло обратное. Все сразу туда резко побежали. У нас же как: каждый хочет иметь у себя полным образом натуральное хозяйство. У каждого все решения должны быть самобытные, самостийные, исключительное самостоятельные. <...> Наверное, сейчас один из тех вопросов, к которому внимательным образом следует отнестись регуляторам» — Шпак Василий, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Невозможность одномоментной замены импортного ПО

«[Необходимо] понимание, что мы можем на начальном этапе занять максимум 20–25% от этого рынка российским ПО, потому что 100% создает определенные риски, потому что ПО будет еще дорабатываться, цена ошибки очень высока. Если вы допустите ошибку со скважиной из-за того, что ПО неправильно посчитало гидроразрыв, вы потеряете сразу всю скважину, а возможно, повредите месторождение и пласт» — Сорокин Павел, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

«Началась конкуренция за ресурсы разработчиков, которых на самом деле не так много. <...> После того как мы выстроим тот самый стек [ПО. — Ред.], который необходим, надо садиться и определяться с самими разработчиками, не давая возможности им на нашей беде спекулировать. Сейчас тут же поползут вверх цены и на разработку, и на поставку, и внедрение» — Шпак Василий, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Решения
Создание госцентров для координации разработки

«Все, о чем здесь говорилось, — это сложные проекты, которые требуют других подходов, не тех, которые в обычной жизни применяются. В нашей организации был создан координационный центр, который изначально, до всех событий, был заточен под решение подобных задач. <...> Делать проекты, когда нужно помочь собрать вместе людей, которые обычно не сотрудничают, причем это касается как государственных ведомств, с которыми обычно сложнее всего, так и бизнеса» — Годунов Дмитрий, Первый заместитель руководителя, Аналитический центр при Правительстве Российской федерации.

«Мы предлагаем... рассмотреть вопрос создания распределенного центра программного обеспечения для нефтяных компаний. Почему? Есть доверие — это государственная площадка, полигон государственный. Каждая компания при этом сохраняет свою индивидуальность, свою независимость и не внедряется на площадку другой компании» — Комарова Наталья, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Тщательное тестирование внедряемого ПО

«Невозможно отдать сразу 100% под неапробированные решения. А это означает, что часть софта будет гоняться в параллели... чтобы можно было сравнивать результаты, полученные на импортном софте, который мы имеем, и отечественном. Это тоже дополнительно завысит стоимость, но здесь идет кооперация с Минцифры, чтобы субсидировать именно такие затраты» — Сорокин Павел, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

«Создание отраслевого спроса, понимание его и распределение заказов позволит минимизировать риски и иметь на максимальное количество пользователей максимальное количество данных для доработки данного софта» — Сорокин Павел, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС