Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Инновационное импортозамещение: возможные пути суверенного технологического развития

Конгресс-центр, конференц-зал B2
Ключевые выводы
Российским компаниям не нужно импортозамещать все — нужно определить критически необходимые технологии, провести анализ экономической эффективности, патентного потенциала и перспектив

В первую очередь нужно определить критические технологии, что действительно мы обязаны заместить и что эффективно в долгосрочном периоде. <...> Потому что, действительно, <...> нам не нужно импортозамещать все, что есть — это невозможно. К сожалению, наш рынок не предполагает такой экономической эффективности этой деятельности, и мы просто будем распыляться, а в итоге в процессе этого не создадим ничего. Мы должны определить критические технологии, иначе по нам может быть совершен технологический удар — Белошицкий Алексей, Исполнительный директор, Центр компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Необходимо проанализировать — причем глубоко проанализировать — не только те технологические потребности, которые имеются у компаний сейчас, но и намного уровней ниже, то есть что будет необходимо в ближайшей перспективе из того, что сейчас восполняется за счет импорта технологических игроков западных стран. Понять, насколько наши решения отстают от этих потребностей крупных компаний и за счет каких механизмов можно их дорастить — Попова Наталья, Первый заместитель генерального директора, компания «Иннопрактика».

Очень важно <...> сохранить некий баланс. С одной стороны, мы должны решать задачи, которые четко обеспечат нашу безопасность в области импортозамещения, то есть чтобы мы без жизненно важных препаратов не остались. <...> Выход на международные рынки для инновационных препаратов — это единственная возможность, по сути, окупить инвестиции, которые в них будут вложены — Тарасов Вадим, Директор, Институт трансляционной медицины и биотехнологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова».

Компании, которые прошли путь технологического создания продукта, но не прошли путь внедрения, на самом деле находятся где-то в середине, а может, даже в первой половине своей работы. Потому что на втором этапе, когда технология создана, необходимо проработать огромное количество вопросов, связанных с построением экономически эффективной модели для компаний, которые работают с тобой как партнеры, для заказчиков этой технологии, правильно сформулировать и подобрать условия контракта, которые подразумевают, в том числе, не только эксплуатацию того, что уже создано, но и позволяют развивать продукт. <...> Любая технология, которая остановилась сегодня, через полгода станет, скорее всего, неэффективной, а через три года она будет просто неприменимой в жизни — Куриленко Антон, Генеральный директор, ООО «Газпром ЦПС».

Проблемы
Отсутствие консолидированного спроса на ряд проектов по импортозамещению, не позволяющее им стать экономически выгодными

Появились проекты, которые <...> нужно тиражировать на уровень отрасли с точки зрения спроса. Вот, например, проект флота ГРП [гидравлического разрыва пласта. — Ред]. <...> На сегодняшний день, наверное, на 90–95% — это импортное оборудование, при этом практически полностью американское. В России на сегодняшний день порядка 110 флотов эксплуатируется, из них порядка 25 — на „Газпром нефть“. Соответственно, вызов, который мы себе поставили — заместить как минимум на 80% комплектующую базу на [продукцию. — Ред.] российских производителей. Привлекли целый ряд компаний военно-промышленного комплекса. <...> Спрос нужен шире, спрос нужен отраслевой. <...> Поэтому вот здесь вопрос, который возникает у нас, или вызов — консолидация этого спроса — Вашкевич Алексей, Директор дирекции по технологическому развитию, ПАО «Газпром нефть».

Исходя из того, что нам нужны конкурентные решения, и они должны быть экономически целесообразными, действительно нужен такой независимый интегратор — Попова Наталья, Первый заместитель генерального директора, компания «Иннопрактика».

Решения
Создание интегратора для консолидации спроса на продукцию импортозамещения

Основной вызов — это, конечно, отраслевые проекты. И здесь роль, которая <...> должна сформироваться в ближайшее время, это как раз роль интегратора или консолидатора спроса на уровне отрасли, а где-то, возможно, и кросс-отраслевого формата. Понятно, что на сегодняшний день формируется достаточно много площадок, эти площадки во многом где-то дублируют друг друга — Вашкевич Алексей, Директор дирекции по технологическому развитию, ПАО «Газпром нефть».

Мы, несмотря на то что краеугольным камнем интеграция встала после событий 24 февраля, на самом деле на практике этой темой занимаемся с 2017 года. Потому что в 2017 году была создана Национальная ассоциация трансфера технологий. <...> Совместно с ФИПС [Федеральный институт промышленной собственности, подведомственная организация Федеральной службы по интеллектуальной собственности. — Ред.]. Мы уже начали консолидировать крупных игроков с одной стороны, научные площадки — с другой стороны и средний и малый бизнес — с третьей стороны. <...> В 2018 году мы создали инжиниринговый центр, и вот он как раз об этом — о консолидации спроса крупных игроков и разработке технологических решений именно под обеспеченный спрос. <...> Независимый интегратор может быть [создан. — Ред.] со стороны государства, но он может <...> не являться именно государственным интегратором в прямом подчинении, и при этом пользоваться государственными механизмами поддержки — Попова Наталья, Первый заместитель генерального директора, компания «Иннопрактика».

Российские производители могут опираться в импортозамещении на анализ существующих мировых наработок, что поможет им учитывать имеющиеся в долгосрочном периоде «ловушки»

Без такого четкого анализа направлений в каждой технологии, которые выведут нас все-таки вперед [не обойтись. — Ред.]. <...> Чтобы всех догнать, перегнать и все заместить, все по новой, с нуля, начинать разрабатывать невозможно. Надо отталкиваться от того, что уже в мире есть, стремиться сделать свое, лучше. Причем разными способами — Неретин Олег, Директор, ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности».

Когда мы говорим об импортозамещении, наверное, нужно говорить о трех ловушках, которые здесь есть. <...> Ловушка Запада и параллельного импорта: наши западные партнеры, которые в первую очередь ориентируются на экономическую эффективность, <...> так или иначе будут пытаться найти взаимодействие. Это ловушка для нас, потому что мы надеемся на то, что мы найдем пути взаимодействия, и все будет как раньше. <...> Cкорее всего это не произойдет. <...> Вторая проблема — это наши азиатские партнеры и новая зависимость. <...> И есть третья ловушка — это сочетание первой и второй, когда мы где-то будем пытаться использовать параллельный импорт, а где-то мы будем полагаться на наших азиатских партнеров. <...> Эти модели являются несовместимыми для нашего долгосрочного суверенитета и для нашей экономической безопасности — Белошицкий Алексей, Исполнительный директор, Центр компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС