Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Северный морской путь: расширяя арктические горизонты

Ключевые выводы
Перспективы развития СМП

«Интерес абсолютно всех стран к Севморпути — не всегда здоровый — растет. Риторика такая, что, дескать, СМП — для всех, но безопасность, навигацию и ледоколы, пожалуйста, обеспечьте, Россия. Риторика западных стран: “Вообще не трогайте, не ходите, заморозьте, чтобы никакой навигации не было”. При этом большая милитаризация, напряженность в Арктике. Я считаю, что здесь главным залогом [безопасности] служит наш Северный флот и наш единственный уникальный флот атомных ледоколов», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Мировую морскую логистику регулярно штормит последние 10 лет. <…> Можно начать с пиратства у берегов Африки, инцидента в Суэцком канале с контейнером “Эвер Гивен”, обмеления Панамского канала и военного конфликта в Красном море. [Есть также факторы], которые влияют на морскую логистику через грузопоток или изменение торговых связей. Сюда можно отнести пандемию, снижение китайского экспорта в США и последствия событий на Украине, когда фактически весь экспорт-импорт России, в первую очередь морской, пересобирается из-за разрушения многолетних устоявшихся связей», — Владимир Панов, Специальный представитель по вопросам развития Арктики, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; заместитель председателя, Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

«Хочу привести несколько цифр: в следующие 11 лет [прогнозируется] провоз по Северному морскому пути 1,8 млрд тонн грузов общей стоимостью 111 трлн рублей, 20 трлн рублей налоговых поступлений», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Проблемы
Железнодорожные выходы к СМП в Сибири и на Урале

«У нас железнодорожные выходы только в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. Нам нужен выход на Северный морской путь где-то в районе Урала или Сибири, потому что сейчас приходится железной дорогой завозить или через Мурманск, или выходить на Дальний Восток, что забивает Восточный полигон. Поэтому минимум 1–2 железнодорожных выхода должно быть на СМП», — Игорь Левитин, Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта.

Производство ледоколов и судов

«Ледокольный флот — это инфраструктура или бизнес? Вот нам надо ответить на этот вопрос. Если ледокольный флот — это бизнес, тогда генеральным грузам будет сложно выдержать конкуренцию с другими маршрутами. Поэтому государство должно в ледокольный флот инвестировать, как в инфраструктуру. А вот суда, которые перевозят грузы, — это должен быть бизнес. Тогда мы сможем быть конкурентными», — Игорь Левитин, Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта.

«У нас сейчас в акватории СМП работает 10 ледоколов: 7 атомных, 3 неатомных. Строятся пять ледоколов атомных. И мы сейчас ведём подготовку к контрактации еще четырех неатомных ледоколов мощностью не менее 40 мегаватт, планируем в этом году их уже заказать», — Владимир Панов, Специальный представитель по вопросам развития Арктики, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; заместитель председателя, Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

«Очень важно, чтобы здесь мы были готовы с береговой инфраструктурой. И самое главное, [необходимо] в самые короткие сроки ответить на вопрос ледокольного сопровождения судов. Это тот ограничитель, который сегодня не даёт основным перевозчикам принять решение о безальтернативности выгодного использования Северного морского пути», — Александр Цыбульский, Губернатор Архангельской области.

«Потенциал у СМП, наверное, безграничный. Но чтобы его реализовать, нужно иметь круглогодичную транспортную систему. <…> К сожалению, у нас не так много верфей, которые готовы строить крупнотоннажный флот ледового класса для обеспечения этих перевозок», — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Вопрос кадрового обеспечения стоит, в том числе, и перед судостроительной отраслью. <…> У нас очень большой запрос появляется по всем отраслям промышленности до 2030 года на дополнительных квалифицированных специалистов как с высшим образованием, так и со специальным техническим. Это 1,4 млн человек. Мы понимаем, что их будет недобор. Мы говорим о том, какое количество специалистов нужно подготовить. Для этого мы сейчас реализуем разные кадровые программы», — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Решения
Стимулирование развития регионов

«На Чукотке в 1970-е годы были открыты одни из крупнейших в мире месторождений меди и олова, но разрабатывать их было фактически невозможно, так как невозможно было вывести целевой продукт. Сейчас благодаря СМП это возможно, целесообразно и экономически выгодно, соответственно, сейчас идет активная разработка этих месторождений», — Владислав Кузнецов, Губернатор Чукотского автономного округа.

«Северный морской путь активно влияет на жизнь арктических регионов. В Мурманскую область в прошлом году впервые с 1989 года приехало больше, чем уехало, потому что экономические проекты, инвестиции в качество среды для жизни дают о себе знать. Для нас, для всех арктических регионов, СМП — это очень серьёзный, мощный толчок для развития качества жизни, для появления высокооплачиваемых рабочих мест в разных сферах», — Андрей Чибис, Губернатор Мурманской области.

Развитие технологий

«Половина мировой Арктики — это Россия. Это не только навигация во льдах. Это мерзлота. Это строительство, эксплуатация зданий на мерзлоте, которую уже не называют вечной, в целом хозяйствование в Арктике. Мы должны быть лидером. По поручению Президента мы собираем реестр лучших практик на севере для того, чтобы <…> распространять на все российские арктические регионы», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС