Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Историко-культурная среда городов: роль воссоздания архитектурных доминант

Конгресс-центр, конференц-зал B2
Ключевые выводы
Город и власти настроены на создание городских архитектурных доминант

Важны ли доминанты для города Санкт-Петербурга? Никто в зале естественно не поднимает руку и не скажет „Нет, я против!“ Конечно, доминанты нужны и думаю многие из пристутствющих здесь профессионалов в сфере архиткертуры прекрасно помнят указ Николая Первого, запрещавший строить здания карнизом выше Зимнего дворца, за исключением храмов. Соответственно, большая часть доминант городских — это храмовые сооружения и спорить с важностью формирования архитектурного облика за счет зданий, которые возвышаются над общей средовой застройкой, бессмысленно. Они обязательны — Макаров Сергей, Председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Администрация Санкт‑Петербурга.

Дискуссии по поводу воссоздания доминант, а утрачено их в нашем городе (Санкт-Петербург — ред.) очень много, ведутся довольно долгое время, и у нас даже есть городской городской 820й, в котором есть перечень утраченных доминант, рекомендуемых к воссозданию. То есть городская политика в общем-то настроена на то, чтобы архитектурные доминанты в городе были — Макаров Сергей, Председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Администрация Санкт‑Петербурга.

Городские архитектурные доминанты необходимо не только воссоздавать, но и строить новые

Может быть нам еще подумать не просто о воссоздании, может быть нам подумать о создании новых доминант? <...> Может быть развитие города еще и в том, чтобы строилось и создавалось что-то новое, а не только воссоздавалось? В этом смысле Лахта центр, который „Газпром“ сделал, и все, что вокруг него — это интересно? Интересно, это новое, это создание каких-то новых пространств — Черкесова Наталья, Заместитель председателя Союза журналистов Санкт-Петербурга .

Барокко — визитная карточка Северной столицы

Мне кажется, что мы можем сколько угодно говорить о терминологии воссоздания. Мне кажется, речь идет о завершении феноменального ансамбля Растрелли <...> И эта башня — это кульминация эпохи штукатурного Петербургского барокко, она не случилась, к сожалению <...> Мир воспринимает нас (Санкт-Петербург — ред.) как город Барокко, все остальное им неинтересно — Мамошин Михаил, Aкадемик архитектуры, заслуженный архитектор России; вице-президент, Региональная творческая общественная организация Союза Архитекторов России «Санкт-Петербургский Союз Архитекторов».

Стиль барокко является даже в большей степени, чем стиль неоклассицизм характерным для столицы России, особенно при Елизавете Петровне. Именно при этой императрице в результате семилетней войны Россия была признана как империя. И в моем представлении создание такой колокольни (Смольного собора — ред.) и было символическим выражением самого высокого статуса России в мировой иерархии. То есть, восстанавливая сегодня эту колокольню, мы восстанавливаем историческую память — Савельев Юрий, Профессор факультета искусств, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»; профессор, Международная академия архитектуры в Москве; советник, Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН); член Российской академии художеств.

Проблемы
Существуют юридические ограничения на воссоздание архитектурных доминант в Петербурге

Конечно у нас существуют довольно серьезные законодательные ограничения по части воссоздания объектов и нового строительства в центре. У нас, допустим, в федеральном законодательстве есть запрет на строительство на территории объектов культурного наследия. Я в 2015м году высказывал еще свою позицию, что это запрет абсолютно неверный, и объект объекту рознь: где-то можно строить, где-то нельзя. Меня страшного критиковали <...> Есть объекты, которые по своим характеристикам архитектурным вполне могут быть видеоизменены — Макаров Сергей, Председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Администрация Санкт‑Петербурга.

Мы со стороны власти оценивали в том числе возможность предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта в части воссоздания доминанты Смольного собора. Конечно, сейчас хотелось бы отметить, что правовых оснований в настоящий момент по строительству объекта нет. Действительно, придется вносить большое количество изменений для того, чтобы реализовать указанный проект. Потому что это и охранная зона, и расположение объекта в зоне культурного наследия — „Смольный собор“ <...> нужно обсуждать, принимать решение, учитывать общественное мнение и только после этого уже принимать окончательное решение о возможности размещения объекта — Исакова Анна, Директор ГБУ «Управление инвестиций» .

В принципе наверное доминанты надо. Но прежде всего должна быть юридическая основа для того, чтобы мы могли что-то построить. Потому что у нас сложный город (Санкт-Петербург — ред.) Очень часто хорошие инициативы девелоперов застревают в судах, в связи с этим многие инвестиционные проекты откладываются. Поэтому для того, чтобы что либо-сделать, особенно сложное для обсуждения, необходимо очень хорошо проработать юридическую позицию — Новицкая Татьяна, Архитектор, генеральный директор компании «Город».

Идея воссоздания колокольни Смольного собора кажется утопичной

Идея с так называемым воссозданием колокольни Смольного собора — это классический симулякр. Дело в том, что ни о каком воссоздании речь идти вообще не может <...> Здесь идет речь о новом строительстве по нереализованному проекту нашего выдающегося зодчего спустя 250 лет после его смерти. И здесь нужно говорить не только о юридических моментах, которые на сегодня запрещают это. Нужно говорить о тех принципах охраны культурного наследия, которые заложены и в международных документах, и в нашей практики. Здесь нет абсолютно никаких оснований для того, чтобы этот объект строить — Кононов Александр, Заместитель председателя санкт-петербургского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры .

Сам Растрелли остановил это строительство (колокольни Смольного собора — ред.) <...> Потому что он испугался, что это просто упадет. Потому что даже сегодня я попросил наших конструкторов прикинуть, как на известковом растворе из кирпича — слабо? Сто с чем-то (метров — ред.). Они говорят, да нет, пожалуй, упадет <...> Во всяком случае госэкспертизу не пройдете никогда, гарантирую — Явейн Никита, Руководитель архитектурного бюро «Студия 44».

В России не хватает школы воссоздания архитектурных памятников

Мы не идеально воссоздаем (эпоху Барокко — ред.), мы учимся воссоздавать. Потому что специалист пройдет, и даже лучший увидит, что „несет“ XXI веком сильно — Явейн Никита, Руководитель архитектурного бюро «Студия 44».

Решения
Воссоздание архитектурных доминант в Петербурге важно с точки зрения не только туризма, но и наследия

Вопросы сохранения культурного наследия для Петербурга чрезвычайно важны и, безусловно, формирование общественного мнения — без этого никак не обойтись. В любом вопросе, в том числе и воссоздания архитектурных доминант, безусловно, это должно быть поддержано широко и поддержано общественным мнением — Иванов Антон, Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Я могу сказать, что реконструкция колокольни Смольного собора Растрелли в Санкт-Петербурге — один из ярких примеров таких объектов, которые с их новым содержанием могут стать туристической достопримечательностью мирового уровня, уместной и актуальной сегодня. Поэтому что сказать? Надо восстановить — Фолич Любиша, Профессор архитектуры, Университет Приштины; автор более 10 воссозданных архитектурных объектов.

Мне кажется, создание таких новых историй очень интересно, очень важно. Да, оно сложно с точки зрения юридической, законодательно, но мне кажется, что мы должны оставить после себя что-то интересное. И несмотря на то, что люди с возрастом становятся консервативней, Петербург, мне кажется, все-таки город прогрессивный, и, если у нас получится реализовать этот проект, мне кажется, это будет очень здорово. В Петербурге появится то, на что будут приезжать смотреть и вспоминать эту самую работу, которую мы с вами проводим — Мейксин Максим, Вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Юридический вопрос воссоздания архитектурных доминант решаем

Если мнение экспертов, мнение горожан будет направлено на то, чтобы все-таки воссоздавать этот ансамбль (Смольный собор — ред.), я, безусловно, готов в эту историю войти и все сделать для того, чтобы все законодательные проблемы были решены как можно быстрее именно на уровне федеральной власти — Ананских Игорь, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по энергетике.

Что касается колокольни, наверное все-таки я тоже склоняюсь к ощущению того, что назвать это воссозданием довольно сложно, потому что это никогда не было построено. Опять-таки, воссоздание не в натуральных материалах наверное тоже с точки зрения классического термина „воссоздание“ — тоже здесь есть определенный вопросы. Надо ли строить колокольню? Точно надо! Возникает вопрос — где? У меня есть на него ответ <...> Это рядом с садом на Неве — излучина Невы <...> или напротив — на Охте — Григорьев Владимир, Заслуженный архитектор Российской Федерации.