Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Быть или не быть? Современные вызовы и сценарии будущего печатных СМИ в цифровую эпоху

Конгресс-центр, конференц-зал B1
Ключевые выводы
Печатные и цифровые СМИ будут существовать параллельно

Нас уже лет 15 спрашивают, когда цифра добьет печатные СМИ. Я бы в принципе не противопоставляла бумагу цифре, потому что одно не исключает другого. У каждого есть задача, с которой она справляется. Но оставаться только печатным холдингом было бы конкурентоспособно. У медиагруппы "Комсомольская правда" пять типов контента, информация будет востребована там, где есть ее потребитель. Есть в бумаге, будем там — Сулхаева Анжелика, Коммерческий директор, Медиагруппа Комсомольская правда.

Мы сегодня себе говорим так, что мы корнями из печатных медиа, хотя сейчас стали диджитал-компанией. Мы компания, которая продолжает делать принтовый бизнес. Нет вопроса, быть или быть принтовому бизнесу, пока это бизнес, мы этим занимаемся. Мы занимаемся им очень ответственно, активно, радуемся тому, что очередной выпуск "Вокруг света" выйдет с рекордным количеством рекламных полос. Глядя на то, каким образом развивается принтовый бизнес, мы считаем, что у принта очень устойчивая аудитория. Те, кто приобретает принтовые издания, тратит свои кровные раз в неделю, раз месяц, это очень мотивирует — Шкулев Виктор, Президент, Shkulev Media Holding.

Конечно, к 2030 году печатные СМИ сохранятся. Китай отличается от других стран, СМИ поддерживает партия, государство, много партийных газет, конечно, они сохранятся — Се Ронгбин, Заместитель главного редактора, Global Times; председатель, People.cn.

Для печатных СМИ приход онлайн-СМИ не критичен

У прессы есть те качества, которые позволяют этот продукт считать вечным. Что такое чтение бумаги – попробуйте подумать в этот момент, как пойти и сварить макарошки. Через пять минут вам придется перечитывать, возвращаться на две страницы назад. То есть чтение не предполагает других коммуникаций — Новиков Руслан, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Для меня большая честь рассказать о китайских СМИ, особенно газетах. Месяц назад был публикован доклад о состоянии китайских СМИ. Общий доход СМИ в Китае составляет более 1 трлн. юаней, понижение на 11,2% по сравнению с прошлым годом. У нас снижается количеств газет, сейчас более 80 газет в Китае, по сравнению с 2019 годом это ниже на 8%. То есть снижается, но все-таки не очень сильно. Пятилетние данные более заметное снижение показывают. Общее количество – 20 млрд. экземпляров тираж китайских газет. Мы видим снижение, на 96 газет стало меньше за последние пять лет. Это общая ситуация с китайскими газетами. При этом в 2021 году в Китае цифры несколько возросли, на 10%. Есть разные объяснения роста. Одно их них – люди старшего возраста любят читать газеты. Такой рост – это редкое явление, выбивается из общей тенденции. Все китайские журналы имеют общий доход 2,3 млрд. юаней. Доход от рекламы – 5 млрд. юаней, есть некоторое снижение. Доход от рекламы на радио тоже демонстрирует снижение. Сейчас много рекламы уходит в интернет, там объемы все больше. Более 700 млрд юаней доход от рекламы в Китае, это превосходит все показатели. Это огромные цифры. Если взять газеты на 2020 год, то 170 тысяч человек заняты в области в печатных СМИ, количество снижается на 10 тысяч человек каждый год — Се Ронгбин, Заместитель главного редактора, Global Times; председатель, People.cn.

Надо понимать основные тренды. Молодое поколение практически не потребляют бумажную прессу, и с этим надо спокойно смириться. Но мы видим, какой тренд по продолжительности жизни. Зрелый возраст человека очень сильно удлинился. И в 70 лет – это сегодня активный гражданин в России. Каждый проект имеет свой цикл жизни. И у принта еще перспективная кривая по циклу жизни. В 2030 году пресса на российском рынке будет. В каких видах, в каких лицах, будем смотреть — Шкулев Виктор, Президент, Shkulev Media Holding.

Бумага дает нам серьезные конкурентные преимущества. Если говорить о редакции, это журналистская школа, та планка, которая поддерживает уровень наших материалов. Плюс доверие к бренду и использование новых технологий. Если коснуться экономики, то печатная версия дает нам 60% дохода. Реклама в газете дает всего 25% общего дохода, и к сожалению, продолжает снижаться. Мы продолжаем бороться за нашего читателя. У меня есть уверенность, что газеты проживут и дольше 30 года. Главный враг газеты – это цена. 50 рублей за выпуск – это психологический рубеж. Поэтому мы цену держим в районе 25 рублей, для того, чтобы сохранить нашего читателя. Наша аудитория – это, конечно, 60 плюс, и находить им деньги, чтобы покупать газету, с каждым голом все сложнее — Таранцов Юрий, Генеральный директор, ИД «Свободная пресса».

Главная проблема – это доступ к аудитории. Если у вас есть и печатная пресса, и электронный формат, у вас больший доступ. Безусловно, и печатная пресса останется и никуда не уйдет. На чтение газеты требуется больше времени, и это время уходит не впустую, человек действительно потребляет информацию. Газеты – это прежде всего контент, это не бумага. Я согласен, когда говорят, что контент для газеты должен быть специфическим. Другой вопрос, как в будущем будет работать система распространения печати. Скорее всего, она должна быть изменена полностью, и киоски, в которых продается пресса, может быть, станут сразу распечатывать — Федотов Михаил, Директор международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Проблемы
Нехватка материальных ресурсов

Наши проблемы не связаны с аудиторией. У нас другие проблемы, у нас киоски закрываются, у нас почта не вовремя доставляет. Вот это проблемы наши. И бумага дорожает, и полиграфического оборудования у нас нет. Как можно считать формат уходящим, если у нас 6 с лишним миллионов человек читает газету? Для нас для каждого это бизнес, и мы умеем на нем зарабатывать" — Новиков Руслан, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Насчет газетного бизнеса, за последние 30 лет тираж газет уменьшился. До 1989 года в Болгарии были газеты, у которых бел миллионный тираж. В последние годы из-за экономического кризиса, который повлиял и на газетный бизнес, он свернул всех. Увеличилось количество газет, но из тиражи уменьшились. Основная причина – бизнес-модель, которой следовали последние годы издатели. Все началось гораздо раньше, когда появился интернет. Читатели стали получать необходимую информацию в интернете. Миграция читателя повлекла и миграцию рекламодателей. Таким образом, два кризиса появились одновременно. Но можно сказать, что это является причиной инноваций. Это заставило издателей искать новые пути и новую стоимость своих изданий Первое изменение - снижение цены газетного продукта. Деньги от рекламодателей позволяют снижать стоимость газет. На практике получилось так, что определенные газеты не могут существовать, если у них не будет спонсорства. СМИ не отражают правильно происходящее и вводят в заблуждение читателя. Существуют СМИ, которые отображают действительность, и СМИ, которые подводят своих читателей. Другим изменением является изменение содержания газет. СМИ приобретают новые функции, они уже не информируют, а развлекают своих читателей — Панчев Атанас, Директор, Издательство «Новая цивилизация»; издатель, газета «Квантовый переход».

Неравномерное распределение трафика между агрегаторами и сайтами СМИ

Мы как медиагруппа имеем около 85 различных проектов. В месяц более 500 млн просмотров страниц. Конечно, этот контент дистрибутируется по разным каналам, это и агрегаторы, и мессенджеры. Если говорить о существующей формуле, она уже неплоха. Мы отдаем контент, а поисковики и агитаторы отдают нам трафик. Однако себестоимость того, что мы делаем, достаточно высокая. И распределение в этой конструкции пока пока не складывается в нашу пользу — Шкулев Виктор, Президент, Shkulev Media Holding.

Хотела бы коснуться зависимого положения СМИ от онлайн-платформ. Они являются монополистами, и мы узнаем об изменении правил постфактум. Порядка 80% заходов на сайты – это как раз заходы с онлайн-платформ. Выход только один – объединяться и вести переговоры с этими платформами на государственном уровне — Сулхаева Анжелика, Коммерческий директор, Медиагруппа Комсомольская правда.

Мы как медиа, как СМИ, изначально заточены под то, чтобы производить контент, мы должны зарабатывать на этом. Алгоритмы все время меняются, трафик от соцсетей снижается, аудитория стала оставаться внутри соцсетей. Чем наш контент отличается от музыки, от кино? Почему мы не платим за контент? Если на этом зарабатывают деньги агрегаторы и соцсети, значит, им и платить за контент — Новиков Руслан, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Решения
Альтернативные каналы получения доходов

Эксперимент с платным контентом длится более трех лет. 1907 подписчиков оплатили доступ к газете. Денег заработали не так много, но я для себя какого-то другого выхода и света в конце тоннеля не вижу. Нам приходится проходить свой путь. Пока, может быть, как слепые котята, тычемся в разные углы. Когда начали эксперимент, не увидели противодействия со стороны читателя. Получилась очень тесная связка редакция-читатель. Поскольку они регистрируются по мобильному телефону, у нас есть возможность обратной связи. Мы создали свою систему статистики. Каждый журналист получает 50% от подписок, которые приносит его материал. Дальнейшее развитие этого проекта возможно в России. Люди привыкли уже платить за кино, за музыку. Осталось дождаться от наших медиамагнатов, чтобы они тоже начали двигаться в том же направлении — Таранцов Юрий, Генеральный директор, ИД «Свободная пресса».

Печатная пресса остается прибыльным бизнесом, конечно, для тех, кто этим бизнесом уже занимался и раньше. И в связи с этим многие издатели сейчас решают две задачи. Первая – как сократить издержки по производству этой печатной продукции, а вторая – как заместить выпадающие доходы из-за того, что тиражи сокращаются. Как сократить издержки, здесь есть два направления. Издатели переходит на аутсорс печатных мощностей и используют разные технологические способы автоматизации, например, верстки. Второе направление – как заместить выпадающие доходы - большинство качественных издателей по всему миру связывает как раз с платным доступом платным доступом к контенту — Пуля Всеволод, главный редактор, Russia Beyond The Headlines; сооснователь, MediaToolbox.

Акцент на рекламу в печатных изданиях с учетом аудитории

Другой вопрос, что бумага по-прежнему востребована. И это еще и крутой инструмент для формирования и поддержания бренда, он формирует определенный имидж. Если материал о ком-то выйдет в газете или в журнале – это круто. В турбулентное время, в которое мы сейчас живем, газеты возрастают в своей востребованности. Принт дает человеку ощущение спокойствия, что он может спокойно сесть, не отвлекаясь на второй экран, на пуш-уведомления, и избавиться от информационного давления — Сулхаева Анжелика, Коммерческий директор, Медиагруппа Комсомольская правда.

Это еще и уникальная рекламная возможность. Сколько мы видим диджитальной рекламы на экране? Наш глаз уже ее не видит. Что такое чтение? Вы раскрыли полосу, вы видите полосу целиком. Для нас это – бизнес. Реклама в принте дает нам 50% доходов. Мало того, есть еще тиражи, это тоже доходы. Две трети нашего совокупного дохода – это реклама в принте. Чтение – это самый дорогой канал информации — Новиков Руслан, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Нововведения в законодательство о господдержке медиаиндустрии

Государство заинтересовано в том, чтобы захватить как можно большее число аудитории. У нас в конституции написано, что у нас социальное государство. А значит, государство должно поддерживать средства массовой информации как индустрию, особенно местные СМИ. Вопрос, как помогать печатной прессе. В 1995 году нас был принят закон о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания. К сожалению, в 2004 году этот закон утратил силу из-за введения закона о монетизации льгот. Неоднократно поднимался вопрос вернуться к этому закону. Давайте подумаем, может быть, совместными усилиями нам удастся добиться возрождения этого направления в законодательстве — Федотов Михаил, Директор международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Производители контента должны договориться с новостными агрегаторами, они должны вступить в переговоры и найти взаимоприемлемое решение. Если государство будет навязывать это решение, ничего хорошего не получится, потому что издатели пролоббируют один вариант решения, интернет-агрегаторы пролоббируют другой вариант решения, и у кого лоббистские возможности больше, то такое решение мы и получим. На законодательном уровне не нужно этого делать, нужно на уровне самих профессиональных сообществ договориться о правилах игры, и после этого сказать государству, а теперь запишите это в гражданском кодексе, и вот это будет правильное решение, и оно будет работать — Федотов Михаил, Директор международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».