Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Пленарное заседание

Корпус А, уровень 5, конференц-зал № 4
Ключевые выводы
Необходимость выработки альтернативных западным принципов мироустройства

Ложные тезисы о безальтернативности западного пути развития и исторической предопределенности доминирования Запада в международных делах уже причинили немалый ущерб и страдания всему человечеству. Поэтому сегодня так важно обобщить опыт национально-освободительных движений в странах Азии, проанализировать роль Советского Союза и его партнеров в ликвидации колониальной системы, сосредоточиться на примерах межгосударственного сотрудничества незападных стран. Следует также выработать альтернативные принципы мироустройства, основанные на взаимном уважении и суверенитете и подлинном равноправии всех участников международных отношений — Сергей Нарышкин, Директор, Служба внешней разведки Российской Федерации; председатель, Российское историческое общество.

Россия не была колониальной державой и помогала в антиколониальной борьбе, на этом во многом основано уважение к ней в странах глобального Юга

Россия никогда не была колониальной державой, поэтому значительная часть уважения, которое к нашей стране испытывает глобальный Юг или мировое большинство, оно связано именно с этим обстоятельством — Виталий Наумкин, Научный руководитель, Институт востоковедения Российской академии наук.

Сегодня очевидно, что память об антиколониальной борьбе, о помощи, которую оказывал Советский Союз, приводит к тому, что страны Азии отказываются от присоединения к огульной кампании по международной изоляции России. Мы знаем, что в странах Азии мы всегда найдем надежных партнеров и верных друзей — Руслан Гагкуев, Председатель правления, Российское историческое общество; исполнительный директор, Фонд «История Отечества».

Как представляется, базовые ценности внешней политики Индонезии и Российской Федерации не претерпели принципиальных изменений. Надежность нашей страны как партнера, проявленная в те годы [в 60-е годы XX века. — Ред.], в существенной мере сохранила свое значение. Ни тогда, ни сейчас у Москвы нет экспансионистских намерений. Это понимают в Индонезии и в других странах региона. Пока что Джакарта вынуждена ограничить военно-техническое сотрудничество с Россией, подчиняясь санкциям Запада в связи с событиями на Украине — Алексей Другов, Главный научный сотрудник, Институт востоковедения Российской академии наук.

Проблемы
Неоколониализм Запада в образовании и науке превращает многие незападные общества в доноров интеллектуального капитала

Столь же серьезным вызовом, безусловно, являются и неоколониальные подходы в сферах образования и науки. Необъективность, перерастающая порой в шулерство, при рейтинговании ведущих университетов мира, препятствование развитию национальных систем образования и недобросовестное переманивание талантливой молодежи стран Азии и Африки превращают многие незападные общества в вынужденных доноров интеллектуального капитала — Сергей Нарышкин, Директор, Служба внешней разведки Российской Федерации; председатель, Российское историческое общество.

Не секрет, что западный подход к экспорту образования сводится к импорту самых умных и талантливых молодых людей в западные государства из незападных государств. Их забирают к себе, увлекая личными перспективами. А что получает в результате государство-донор? Попросту ничего — Константин Могилевский, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Это подсознательное стремление показать незападным странам, что они занимают второе или третье, так сказать, место, оно в науке имеет не только символическое значение, но и выражается в реальном неравенстве доступа к высокому научному статусу, грантам, премиям, публикациям и так далее. Здесь вы видите классические черты научного колониализма. В чем это выражается: во-первых, это игнорирование теоретического знания, которое создано не в первом мире. Во-вторых, игнорирование публикаций на других языках, кроме английского. В-третьих, игнорирование публикаций в изданиях в незападных журналах и издательствах, игнорирование открытий ученых из этих стран — Николай Крадин, Директор, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук; председатель, Совета отделения Российского исторического общества в Приморском крае.

Последствия колониализма ощущаются во многих странах до сих пор

Более века Мьянма находилась под владычеством Британии до объявления независимости в 1948 году. <…> Британцы забрали огромное количество природных ресурсов, в частности, минерального сырья, это привело к экономическому неравенству, а также к обнищанию многих граждан Мьянмы. <…> Британцы навязывали свои традиции, свой язык нашему населению, что привело к эрозии традиционной культуры и практик Мьянмы. Важнейшим наследием колониализма является воздействие на образовательную систему. <…> Мы наблюдали, что образование также все больше и больше отрывалось от традиционных ценностей. <…> Воздействие колонизации в Мьянме чрезвычайно глубоко и чувствуется много лет спустя — Чарли Тан, Министр промышленности Республики Мьянма.

Последствия колониальной политики Великобритании и в Малайзии, и в Сингапуре до конца не преодолены. И от того, собственно, сумеют ли эти страны дальше следовать национальным стратегиям, основная цель которых — построение единой нации при сохранении цивилизационной самобытности каждой из этнических групп, зависит не только дальнейшая судьба обоих государств, но и, возможно, всего региона в целом — Екатерина Астафьева, Старший научный сотрудник, Институт востоковедения Российской академии наук.

Мы [Юго-восточная Азия. — Ред.] продолжаем испытывать последствия колониальной политики. С одной стороны, у нас есть динамичный и разнообразно развивающийся регион, а с другой стороны, по-прежнему наша политическая, экономическая и социальная сферы серьезно зависят от исторического опыта. Сейчас мы создаем наши государства уже в постколониальном мире, сталкиваемся со сложностями, но при этом есть и возможности. Мы считаем себя важным игроком в глобальной экономике и должны найти свое место в сложном геополитическом ландшафте — Цзи Сяньбай, Заместитель декана факультета регионоведения, Китайский народный университет.

Мир, с которым мы сегодня сталкиваемся, характеризуется жестким различием, противостоянием между Севером и Югом. Северные регионы считаются богатыми, развитыми и относительно мирными, а в южных регионах наблюдается, как некоторые говорят, недостаточное развитие, бедность и многочисленные конфликты. Фундамент данных различий и внутренних противоречий лежит как раз в наследии колониализма — Ки Швин, Ректор, Янгонский университет иностранных языков.

Решения
Создание новых фундаментальных работ, показывающих общее для стран БРИКС видение исторического процесса

Очевидно, что складывается новый дискурс. <…> Может быть, пора уже переходить к необходимости создания новых фундаментальных обобщающих работ, которые бы показывали наше видение исторического процесса. Может быть, <…> имеет смысл Российскому историческому обществу совместно с руководством Российской Академии наук выйти с инициативой о подготовке такого фундаментального оргкомитета и создания BRICS History, которая показывала бы наше видение исторического процесса. Возможно, одной из первых таких книг должна стать BRICS History of the Colonialism — Николай Крадин, Директор, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук; председатель, Совета отделения Российского исторического общества в Приморском крае.

Ставка на обучение способных иностранцев

Мы делаем ставку на то, чтобы обучить способных иностранцев у нас, дав им затем возможность вернуться на родину и реализоваться там. Таким образом Россия помогает своим международным партнерам и получает надежных друзей, которых уже не обмануть разного рода фейками о нашей стране, ведь они видели сами — Константин Могилевский, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Создание международного музея колониальной истории

Я надеюсь, что Российское историческое общество, может быть, могло бы созвать такую конференцию, может быть, даже в Нью-Йорке под эгидой ООН или, может быть, на форуме под эгидой БРИКС. Может быть, мы могли бы создать музей колониальной истории, где китайские рабочие, где индийские солдаты могли наконец-то получить последнее упокоение — Бинод Сингх, Директор, Институт БРИКС.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС