Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Развитие международного коммерческого арбитража в странах АТР

Корпус В, уровень 7, конференц-зал № 11
Ключевые выводы
Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) востребован на фоне роста экономических связей стан АТР

«Наблюдается в настоящее время очень бурный рост экономических и связанных с ними отношений в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. Международный коммерческий арбитраж, будучи инструментом, который призван содействовать разрешению эффективному, быстрому и независимому разрешению споров, является весьма востребованным механизмом и в данном регионе. И, собственно говоря, МКАС и МАК [Международная арбитражная комиссия. — Ред.] при ТПП РФ стараются вносить свою лепту в этот процесс», — Алексей Костин, Председатель, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

«В июле мы заключили соглашение о сотрудничестве с Международным коммерческим арбитражным судом России. Это хорошо известная организация в России, которая функционирует уже в течение длительного времени. Поэтому надеемся на долгое сотрудничество в рамках соглашения с этой престижной организацией. Кроме заключения соглашения с Россией, мы также заключили соответствующее соглашение с Вьетнамом и Малайзией. И эти соглашения призваны способствовать сотрудничеству в области рассмотрения арбитражных дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе между представителями бизнеса», — Хемант Гупта, Председатель, Индийский международный арбитражный центр.

«Мы смотрим больше споров, чем ведущие арбитражные учреждения Европы, такие как Лондонский арбитражный центр или Стокгольмский. Ежегодно к нам поступают споры и международные, и внутренние, и корпоративные. И за последние годы, несмотря на такую непростую обстановку, количество международных дел растет», — Дмитрий Подшибякин, Директор, Центр арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

«Было проведено несколько исследований, посвященных международному рассмотрению споров. Количество таких споров растет. И необходимо повышать эффективность рассмотрения международных судов», — Прашант Кумар, Президент, Ассоциация юристов Индии.

Российская юрисдикция играет важнейшую роль, несмотря на санкции

«МКАС смотрит как и небольшие дела, [где сумма претензий. — Ред.] до 10 тысяч долларов США, так и крупные дела свыше 10 миллионов долларов США. Что касается применимого права, то в основном право, которое стороны указывают в контрактах, учитывая, что у нас большинство споров, конечно же, с участием российских компаний, стараются указывать российскую юрисдикцию, российское право. Но у нас немало споров в контрактах, где стороны прямо указывают право иных стран, как применимое — и Англии, и Белоруссии за последнее время, и Казахстана, и Германии, и Эстонии, и Монголии, и Грузии», — Дмитрий Подшибякин, Директор, Центр арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

«У нас в президиуме МКАС 10 человек, двое из них — это зарубежные арбитры — Германия и США. В комитете по назначениям арбитров у нас тоже два зарубежных арбитра, один из Германии и один из Чехии. До сегодняшнего дня все они работают, на протяжении всех перипетий, которые сейчас происходят вокруг нашей страны. Никто из них не отказался», — Сергей Катырин, Президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

«Мы наблюдаем рост интереса к морскому праву в России. И, помимо некоторых очевидных причин, мне кажется, что обусловлено это и тем, что морское право преимущественно является частным. Частное право в России за последние десятилетия получило очень серьезное развитие. Это связано с сочетанием серьезного интереса к зарубежному опыту и его изучению и пониманием особенностей российского частного права и российской правовой системы в целом. Кажется, что эти тенденции переносятся сейчас и на морское право, и можно ожидать, что оно будет в России активно развиваться, совершенствоваться, захватывать опыт не только западных, но и восточных стран», — Анна Архипова, Заместитель председателя, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

«Мы приезжаем сюда, для того чтобы заводить дружеские отношения, устанавливать связи и работать вместе с нашими уважаемыми российскими друзьями, друзьями из других стран. Если говорить про международное сотрудничество, есть одно арбитражное ведомство из России, которое бывало в Сингапуре. Мы даже включили такого рода мероприятие в официальный календарь нашей работы. И это первый раз, когда иностранная арбитражная организация была включена в официальный календарь деятельности Сингапурского центра», — Цуньюань Чжан, Директор по Китаю, Сингапурский международный арбитражный центр.

«География использования арбитражных оговорок [договорное или отделенное от договора соглашение, которое стороны принимают при заключении международного коммерческого контракта. — Ред.] нашего отделения уже достаточно обширна. Я знаю, что компании из этих государств используют наши оговорки в своих контрактах с российскими компаниями. Если наша работа в первые годы заключалась в основном в популяризации арбитража, в информировании бизнеса, то мы уже начали наблюдать в 2023 году, что к нам начали поступать дела. И на сегодня, уже завершено 4 дела, 3 из которых — международные коммерческие», — Наталья Присекина, Ответственный секретарь, Отделение Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в г. Владивосток.

Проблемы
Споры с участием российских компаний рассматривают арбитражные суды недружественных стран

«Сегодня мы платим дорогую цену, потому что по факту очень часто вопросы в отношении крупных российских компаний, их активов рассматривают теперь не российские суды, не российские арбитражи, а то, что теперь уже называется суды и арбитражи недружественных стран. Конечно, возникают достаточно серьезные проблемы при доступе к правосудию. <…> Возникают вопросы с тем, как находить соответствующих экспертов, для того чтобы они представляли позицию и экспертное мнение, как находить соответствующих юристов, адвокатов для представления интересов. Потому что, несмотря на то что формально нет запрета рассматривать спор с компанией, которая попала в санкции, но SWIFT отключен, платить очень сложно. Многие юристы отказываются, боясь за свою репутацию, потому что испытывают давление и культуру отмены. <…> Я думаю, не один год еще мы увидим, что ключевые споры в отношении активов по-прежнему будут проходить в недружественных юрисдикциях. Поэтому мы очень приветствуем развитие отношений с альтернативными формами и арбитражами», — Игорь Краснов, Главный юрист, руководитель правового блока, ВЭБ.РФ.

«Неисполнение обязательств вызвано санкциями. В основном это касается финансового сектора. Стороны не могут осуществить платеж, поскольку банк отказывает, либо сам банк находится под санкциями, либо сторона не выполняет свои обязательства, поскольку считает, что есть угроза попадания под вторичные санкции. Часто стороны заявляют о санкциях как о форс-мажоре, что далеко не всегда находит свое подтверждение при рассмотрении дел», — Дмитрий Подшибякин, Директор, Центр арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Недостаточное количество нейтральных арбитров

«Когда стороны обращаются в нейтральную юрисдикцию, стоимость может расти. И возникают трудности. Если сторона рассматривает дело в иностранной юрисдикции, то стоимость может быть на 80% выше, чем в рассмотрении дела в собственной юрисдикции. Можно получить нейтральных арбитров, но это может быть дорого. Поэтому на рынке существует монополия на рассмотрение международных споров, и международные суды могут быть перегружены. Если мы стремимся увеличить количество международных арбитражных организаций, нам необходим местный опыт, необходимо привлекать местные компании, местных экспертов, и такая практика будет расширяться», — Прашант Кумар, Президент, Ассоциация юристов Индии.

Решения
Сотрудничество арбитражных институций и распространение морского права

«Новое время требует постановки новых задач. Активное международное сотрудничество в области бизнес-сферы предполагает активное сотрудничество архитектурных институций не только на двусторонней основе, как это традиционно было. Настала пора подумать о возможном формате многостороннего сотрудничества в этой сфере», — Алексей Костин, Председатель, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

«Мы предлагаем создать центр для разрешения споров морской деятельности. <…> Я хотел бы предложить международному сообществу выбрать Индию в качестве места расположения арбитражного суда для рассмотрения морских споров, арбитражных споров, коммерческих споров. Мы хотим создать такой центр в Мумбаи», — Хемант Гупта, Председатель, Индийский международный арбитражный центр.

«Некоторое время назад было открыто отделение Международного коммерческого арбитражного суда по Владивостоку. Надо сказать, этот выбор был весьма удачен. Отделение уже успешно работает, активно занимается международным сотрудничеством. И сегодня должен объявить еще об одном актуальном событии. Заседание президиума морской арбитражной комиссии, которое мы ожидаем, должно обсудить и принять решение об открытии отделения морской арбитражной комиссии в городе Владивостоке. Надо сказать, что это будет второе отделение Морской арбитражной комиссии. Первое было открыто в городе Санкт-Петербурге», — Алексей Костин, Председатель, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

«Мы приглашаем различные организации из стран БРИКС присоединиться к созданию сети арбитражных организаций, которые будут между собой аффилированы и будут осуществлять свою работу в зависимости от своей загрузки. Мы расширяем тем самым круг экспертов в области арбитражных разбирательств, формируем единый набор правил и определяем стоимость арбитражного разбирательства. И тем самым мы сокращаем разрыв между различными рынками арбитражного разбирательства, повышаем возможность использования локальной экспертизы и будем ее развивать», — Прашант Кумар, Президент, Ассоциация юристов Индии.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС

Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта