Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Горная отрасль России и Восточный Вектор: производство, переработка, сбыт и логистика, технологический суверенитет, кадры и новые проекты

Корпус А, уровень 3, конференц-зал № 2
Ключевые выводы
Лишь треть больших дальневосточных месторождений сейчас реально разрабатывается

Дальний Восток — это житница, кузница нашей страны с точки зрения прежде всего твердых полезных ископаемых: 98% всех запасов олова содержатся на Дальнем Востоке, 60% вольфрама, 48% золота и 38% меди. На самом деле из 4546 месторождений с промышленными категориями запасов сегодня в разработке находятся лишь 35%, чуть больше полутора тысяч. Это, с одной стороны, говорит об огромном потенциале, который еще не реализован, а с другой стороны — что есть системные проблемы, почему эти месторождения до сих пор не введены в разработку — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Дальний Восток может стать флагманом экспорта

Правительством была разработана новая программа, которая вписывается в восточный вектор, о переориентации на страны АТР, в частности Китай. Китай нам поможет, все на это надеются. Но Китай, мы знаем, страна восточная, непростая — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Сейчас все вспомнили об угле. И многие основные поставщики, такие как Австралия и Индонезия, сориентировали свои потоки на европейские рынки, которые высвободились за счет ухода наших производителей. Но, вы знаете, в жизни все циклично. Они перешли на Европу, а нам освободили Азию. И такой рынок, как Индия — кроме Китая, о котором мы сегодня много говорим — является для нас очень потенциально большим потребителем — Анна Цивилева, Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации.

Газа благодаря его дальневосточным запасам России хватит на сто лет

Разведанные запасы на Дальнем Востоке в целом составляют примерно 6,8% от общероссийских. Общероссийские запасы разведанные составляют порядка 48–49 трлн кубических метров. Газа хватит для нашей страны в целом и макрорегиона на сто лет — Павел Суранов, Первый заместитель генерального директора, АО «Приморский газ».

Россия могла бы стать международным законодателем моды в горно-геологическом аудите

Сейчас, конечно, говорить о мировых трендах немножко сложно. Мы видим, что поменялся как политический, так и энергетический баланс во всем мире. У нас появился сегодня уникальный шанс стать законодателем моды в том числе в горно-геологическом аудите — объединить все добывающие страны и сделать бесшовной работу с геологической информацией и ее оценкой. Чтобы наши результаты Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых либо российских независимых аудиторов могли приниматься также в Китае, Индии и не приходилось заморачиваться с привлечением огромного количества независимых экспертов для гармонизации результатов — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Проблемы
Частные компании не спешат оглядываться на государственные приоритеты в геологоразведке

Используя рыночные подходы в отрасли, надо понимать, что геологоразведка — это дорогостоящий и рискованный вид деятельности с медленным возвратом инвестиций. Поэтому частные компании ведут геологоразведочные работы в собственных интересах, а не руководствуясь государственными приоритетами — Сергей Миронов, Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ», Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Маршруты поставок изменились настолько, что проблема пропускной способности транспортной инфраструктуры встала в полный рост

Ряд регионов не может вывезти продукцию, потому что провозные мощности железной дороги нам этого не позволяют. И мы упустили прекрасное время, когда были цены максимально высокие на уголь. У нас на складах лежат миллиарды нереализованных рублей — Анна Цивилева, Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации.

Золотодобыча столкнулась с невиданным сочетанием экономических неурядиц

За 63 года своей работы в золотой промышленности я первый раз столкнулся: куда золото девать? И по какой цене? Нам объявили London Good Delivery — командуют нашим золотом — убрать, золото никто не будет покупать. Центробанк воспользовался обстановкой — 15% дисконт. Потом рубль укрепился, цена золота упала с 7000 до 3500 тысяч рублей за грамм — Виктор Таракановский, Председатель, Союз старателей России.

Санкции с новой силой поднимают вопрос о собственных технологических решениях для отрасли

В связи с достаточно сложной ситуацией и политической, и экономической перед горнодобывающим комплексом, конечно же, стоит проблема достаточно серьезная и в плане сохранения тех трендов развития, которые есть, и улучшения тех технологических решений, которые на сегодня необходимо однозначно внедрять. В данном случае это требует и времени, и развития нашего технологического комплекса — Валерий Захаров, Директор, ФГБУН «Институт проблем комплексного освоения недр им. академика Н.В. Мельникова Российской академии наук».

Даже относительно свежие планы по развитию минерально-сырьевой базы устарели, и их надо пересматривать

Надо прямо признать, что стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, принятая в 2018 году, не отвечает современным требованиям и должна быть полностью пересмотрена — Сергей Миронов, Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ», Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Проблема кадров для отрасли не решилась вопреки годам инвестиций и развития

Пришло много инвестиций, развивается отрасль. Но, говоря откровенно, не получилось на Дальнем Востоке создать школу горнорудную, центр экспертизы и компетенций. Приезжают специалисты и уезжают, приезжают инженеры, запускают предприятие и уезжают, рабочие профессии проходят сквозь Дальний Восток, не накапливая экспертизы. Мы в этом смысле все еще очень зависим от крупных федеральных образовательных организаций. Кажется, что накопилось то количество предприятий, зафиксированный растущий спрос в сегодняшней геополитической ситуации, которая перенесла центр тяжести на Дальний Восток — Эльвира Нургалиева, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Образовательные власти ждут заказа на подготовку кадров для отрасли, но игроки рынка, похоже, не спешат его давать

В России кадры для горнопромышленной отрасли готовят более чем в 80 вузах на территории всех восьми федеральных округов. Отдельная группа специальностей и направлений, называется "Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия". Всего в минувшем учебном году по этой группе обучалось 5286 человек. Эти цифры формируются в том числе на основе потребностей, заявленных регионами, вузами и в партнерстве с бизнесами, которые предъявляют спрос на соответствующие направления подготовки. В Дальневосточном федеральном округе кадры для горнопромышленной отрасли готовят 15 вузов и их филиалов. Из года в год мы увеличиваем количество бюджетных мест для обучения в вузах этой территории — Дмитрий Афанасьев, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Несколько месяцев назад сделали массовую рассылку. Взяли сотню недропользователей крупнейших, чтобы они дали спрос на кадры и какие компетенции будут востребованы в кратко- и среднесрочной перспективе и какие вообще направления нужно развивать. В первой десятке компаний большая часть ответила, что "нам ничего не нужно, у нас все хорошо — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Более 400 предприятий на Дальнем Востоке заняты в горной добыче и горной переработке, более 120 тысяч человек сегодня трудится. Мы видим, что уже в следующие четыре года дополнительно 25 тысяч людей потребуется на те предприятия, которые сегодня находятся в инвестиционной стадии, и в развитие существующих. Потребность в кадрах колоссальная — Эльвира Нургалиева, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Каждое начало лета начинаются звонки деканов и ректоров геологических вузов с просьбой дать им студентов, потому что идет недобор. Обращаются, потому что у нас есть школьное движение "Юный геолог", и мы фактически всех наших юных геологов отдаем в вузы — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Вопрос не столько в количестве, сколько в качестве выпускаемых вузами специалистов

Кадры решают все. Это главный лозунг. Какими действиями, какими мерами сделать так, чтобы это было приоритетно на Дальнем именно Востоке, а не в Центральной России. И чтобы, как это было, например, в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе, институты в Тюмени — она тогда была совсем городком, 400 тысяч, — обеспечили кадровым наполнением этот великий проект. Вот такие же меры и действия нужны у нас, чтобы проекты, которые идут и будут идти, были также обеспечены кадрами — Юрий Шафраник, Председатель совета, Общероссийская общественная организация «Союз нефтегазопромышленников России».

Вопрос не сколько студентов выпускается, а глубже: с каким образованием они выходят. Потому что, к сожалению, фундаментальная школа советская, кто бы как ее ни ругал, уже утрачена. Здесь нужно уже обращаться к компаниям, чтобы они работали в том числе с образовательной программой и выделяли еще оставшиеся на производстве кадры, которые могут дать знания, востребованные не только бизнесом, но и государством — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Решения
Недропользователям упростят жизнь, поставив во главу угла их реальные бизнес-планы вместо документации для галочки

Многие компании формально заходят на подсчет запасов, проектные документы по разработке месторождений, просто чтобы иметь некий документ. Который зачастую может существенно отличаться от бизнес-плана компании. Собственно, сегодня вся наша работа направлена на то, чтобы максимально гармонизировать и упростить жизнь недропользователю. Чтобы все-таки он работал по одному документу — своему бизнес-плану. А государство должно лишь на макроуровне понимать основные параметры по разработке этих месторождений, чтобы учитывать их в планировании, прежде всего планировании и развитии инфраструктуры — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Россия обеспечит легкое перемещение газа между отраслевыми центрами на Дальнем Востоке

"Сила Сибири-2", "Сила Сибири-3", проект газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток будут объединены интерконнектором, что позволит перемещать между собой огромные запасы газа — Павел Суранов, Первый заместитель генерального директора, АО «Приморский газ».

Отрасль и наука ждет экстренной поддержки спроса со стороны государства

К сожалению, развитие минерально-сырьевой базы металлов для высокотехнологичной промышленности в России сдерживается на сегодня в первую очередь низким спросом. И это связано с тем, что мы технологически на сегодня эти процессы должны увязывать: добычу, обогащение, глубокую переработку и потребление. Для преодоления этих тенденций по стратегическим металлам должен быть сформирован государственный заказ для получения стратегического паритета — Валерий Захаров, Директор, ФГБУН «Институт проблем комплексного освоения недр им. академика Н.В. Мельникова Российской академии наук».

Кто будет покупать золото? Вот до чего докатились! Ввиду санкций наше предложение, чтобы государство закупало — не менее 300 тонн в год из 360. Цену на золото в России должно устанавливать правительство. Наше предложение, исходя из себестоимости добычи: золото должно быть на сегодня не менее 4300 рублей за грамм. И в этой цене еще даже не учтены все расходы на геологоразведочные работы! — Виктор Таракановский, Председатель, Союз старателей России.

Новая классификация запасов по твердым ископаемым

По нефтянке мы поменяли классификацию, и с 1 января она полноценно уже вступила в силу — ввели понятие "рентабельные запасы", когда мы на конкретный момент времени при конкретных макроэкономических параметрах можем получить срез по рентабельным запасам в нашей стране и их обеспеченности. Это очень важный фактор, и то же самое мы хотим сделать по твердым полезным ископаемым. До конца года мы утвердим новую классификацию, сегодня эта работа пока идет внутри — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Работу небольших компаний в геологоразведке нужно поддержать

В отрасли уже существуют эффективные независимые геологические компании, в том числе юниорные. Их работу надо поддерживать, развивать заявительный принцип получений лицензий, облегчать доступ к геологической информации, устанавливать сырьевые и налоговые льготы, отрегулировать вопросы реализации конечной продукции геологического изучения недр как товара — Сергей Миронов, Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ», Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Власти будут бороться со "спящими лицензиями", чтобы прижать спекулянтов

Мы массово ведем отзыв лицензий по тем компаниям, которые вообще не ведут никакую деятельность. Потому что это так называемые спящие лицензии. Чтобы максимально очистить отрасль от различных спекуляций — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Минобрнауки готово увеличивать число бюджетных мест на геологических специальностях

Очень важно, чтобы субъекты Дальневосточного округа вместе с вузами и ключевыми работодателями горной отрасли сформировали и представили нам обоснованные — и с учетом новых проектов — количественные потребности. Мы готовы будем их запланировать в тех объемах бюджетных мест, которыми располагает сегодня министерство — Дмитрий Афанасьев, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Без вузов отрасль едва ли системно решит проблему дефицита кадров для Дальнего Востока

Обязательно нужно приглашать вузы, чтобы они докладывались о тех проблемах, которые у них есть, и компании, у кого есть лучшие практики с точки зрения развития кадров. Чтобы эти проекты можно было масштабировать в том числе и в вузы. Потому что без этого мы уже, к сожалению, не выкарабкаемся из этой ямы — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

Десять вузов на Дальнем Востоке получат дополнительную поддержку

Вместе с коллегами из Минвостокразвития будем осуществлять отбор на основании программ развития не менее десяти вузов Дальневосточного федерального округа с целью поддержки их инфраструктуры, учебно-материальной базы, кадрового состава, инновационных образовательных программ, всех форм исследований и взаимодействия в части прикладных исследований с конкретными отраслями. Мы очень хотели бы, поскольку такие программы требуют поддержки субъектов, чтобы в них были представлены интересы добывающей отрасли — Дмитрий Афанасьев, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Дефицит кадров на Дальнем Востоке теоретически можно было бы восполнять молодыми людьми с Украины

Мне кажется, сейчас надо просто и политически, и социально максимально от Красноярска до Сахалина привлечь предприятиям всех молодых людей с Украины. Вот неоценимая социальная и политическая будет удача — Юрий Шафраник, Председатель совета, Общероссийская общественная организация «Союз нефтегазопромышленников России».