Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Лекарственная безопасность – стратегический курс социальной политики Дальнего Востока: вызовы и возможности

Корпус А, уровень 5, конференц-зал № 4
Ключевые выводы
Импортозамещение — одна из ключевых задач для достижения лекарственной безопасности

Очень важный блок — это, конечно, импортозамещение, но импортозамещение с улучшенными свойствами. Скажем, есть очень дорогие препараты, которые используют при редких орфанных заболеваниях. Самый дорогой препарат — это «Золгенсма», генетический препарат против спинальной амиотрофии первой группы. Стоимость — от 150 до 180 миллионов рублей за одно введение… Наша задача, как нам ее поставило правительство Российской Федерации, выйти на создание активных субстанций для редких орфанных заболеваний — Вероника Скворцова, Руководитель, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).

Мы говорим об экспансии на мировые рынки, не только об импортозамещении. Это тактическая задача на самом деле, и мы ее преодолеем. Наша сверхцель — экспансия на мировые рынки. Это вынос технологий на страны, которые хотят с нами сотрудничать. Те же страны Персидского залива… Тихоокеанский регион — Александр Петров, Председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по охране здоровья.

Возможно, по импортозамещению, хоть мы последнее время не очень любим это слово — импортонезависимость или что-то другое надо употреблять, мы стремимся к наращиванию доли наших препаратов, причем наших, которые идут от производства, синтеза субстанций. Но говорить, что на 100%, начиная от синтеза субстанций и заканчивая производством, упаковкой, абсолютно все это будет наше — наверное, это неверно. Такие страны, надо очень постараться, чтобы вспомнить — Виктор Фисенко, Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Безопасность лекарств и контроль качества остаются одними из приоритетов

Задача агентства — обезопасить фармацевтику. Мы работаем очень тесно с Минздравом, мы работаем с Росздравнадзором. Наша задача, в том числе, разрабатывать технологии контроля, технологии определения качества. Это не так просто с учетом развития синтетической биологии, синтетической вирусологии. Чтобы увидеть, просто верифицировать опасность, недостаточно тех методов, которые используются широко, стандартно — Вероника Скворцова, Руководитель, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).

Мы сделали маркировку лекарственных препаратов, и она на самом деле уникальна. Я хочу подчеркнуть: такая маркировка единственная в мире. И она работает, эффективно работает. Там есть проблемки, но это проблемки, в целом система работает. Каждая упаковка лекарственного препарата имеет уникальный криптокод… Вы можете посмотреть массу параметров. Это ли не контроль? Об этом можно было только мечтать лет десять назад — Александр Петров, Председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по охране здоровья.

В плане качества наша страна за последние несколько лет сделала существенный скачок. Мы практически забыли уже, что такое недоброкачественные фальсифицированные лекарственные препараты… Когда мы перешли на новый уровень качества, и экспорт лекарственных препаратов тоже, в том числе в связи с COVID, пошел вверх. То есть это признанный стандарт качества — Виктор Фисенко, Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Качество лекарственных препаратов с каждым годом улучшается. Мы это констатируем на динамике изъятия из обращения лекарственных препаратов, качество которых не отвечает установленным требованиям. За последние пять лет эта тенденция с каждым годом идет вниз. Буквально по результатам проведенных анализов в 21-м году, эта цифра составила 0,1% от общего количества проверенных серий. А мы проводим более 36 тысяч экспертиз лекарственных препаратов за год — Алла Самойлова, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Проблемы
Необходимо обеспечить доступность лекарств для граждан

У нас системная проблема, потому что она не решена много лет… Люди с нас это просят, им нужны лекарства. А мы не можем. Потому что пять упаковок везти из Москвы на Дальний Восток — это гораздо тяжелее, чем доставить одну тонну. Губернатор Еврейской области иногда в чемодане возит, потому что нужно двум-трем людям. Может быть, нам поменять эту систему как-то? — Александр Петров, Председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по охране здоровья.

Доступность состоит из трех компонентов. Это доступность физическая, то есть пациент должен понимать, где он это сможет взять — за деньги или бесплатно. Ассортиментная, то есть он должен понимать, что он может купить или получить бесплатно именно то, что нужно. И по какой цене — неважно, человек платит или платит система здравоохранения в лице регионального или федерального бюджета — Виктор Фисенко, Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Мы должны думать в целом о системе льготного лекарственного обеспечения. Потому что льготное лекарственное обеспечение — это доступность. Препарат, который зарегистрирован на территории Российской Федерации, но финансово недоступен пациенту, ради него пациент должен продавать квартиры, машины или брать кредит, — это значит недоступный для нас препарат. Система льготного лекарственного обеспечения должна расширяться, модернизироваться — Юрий Жулев, Президент, Общероссийская благотворительная общественная организация инвалидов «Всероссийское общество гемофилии»; сопредседатель, Всероссийский союз пациентов.

Решения
Нужно оказать помощь регионам в закупке лекарств

Централизованные закупки — это уже доказанная эффективность… В этой связи нам нужно как расширять номенклатуру, перечень и заболеваний, и закупаемых препаратов за счет федерального бюджета, так и думать о том, как помочь регионам… Идея не новая: помочь регионам в закупке определенных групп препаратов через централизованные закупки, снижая цены на эти препараты — Юрий Жулев, Президент, Общероссийская благотворительная общественная организация инвалидов «Всероссийское общество гемофилии»; сопредседатель, Всероссийский союз пациентов.

Я все-таки вижу, что по Дальнему Востоку слабые регионы есть и в Сибири. Они одну и ту же ошибку делают десятилетиями. Одна и та же проблема необеспеченности лекарственным препаратом льготникам уже системная. Нам нужно им помочь. Меняются управленцы, меняется финансирование, но проблема остается. Нам кажется, что хотя бы совместные торги нескольких регионов, где организационная роль федерального центра, должны быть — Александр Петров, Председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по охране здоровья.

Мы сейчас занимаемся тем, что мы внутри федеральных учреждений Минздрава собираемся делать совместные либо централизовывать торги по онкологическим препаратам. И после этого первого совместного опыта мы его проанализируем и совместно с вашим участием обязательно приступим к распространению этого опыта на регионы. Думаю, что в ближайшие месяцы определенный пул торгов между сильным регионом, неким донором, и реципиентом попробуем запустить — Виктор Фисенко, Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Необходимо и дальше укреплять систему контроля качества препаратов

Вопрос простой: мы контролируем ввоз сырья и субстанций из Китая, который с Индией нам дает 80% импорта субстанций? И мы говорим: нет, мы не контролируем. Нам нужно обеспечить входной контроль всего сырья, поступающего для производства лекарств — Александр Петров, Председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по охране здоровья.

Прежде чем обеспечить поток лекарственных препаратов мы должны обеспечить качество этих лекарственных препаратов. Входной контроль, то есть ввод в гражданский оборот — в обязательном порядке контролируются лекарственные препараты. Выборочный контроль — Алла Самойлова, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Частный бизнес и пациенты должны больше участвовать в фармацевтических вопросах

Кто кроме государства еще должен быть включен в национальную систему лекарственной безопасности? Безусловно, та частная фармпромышленность, которая сегодня стала очень сильным фактором развития в целом индустрии в Российской Федерации… Говорить, что только государство отвечает сегодня за обеспечение лекарствами, наверное, уже неправильно — Александр Петров, Председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по охране здоровья.

Важная составляющая нашей работы — это открытость к пациентам. На сегодняшний день наши пациенты могут почерпнуть всю информацию из наших электронных ресурсов, с нашего сайта — в частности, рубрика сервисы, рубрика лекарственные средства. Доступна полная информация о качестве лекарственных препаратов, о вводе лекарственных препаратов в гражданский оборот, о забракованных сериях — Алла Самойлова, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).