Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Кто воспитывает новых людей для будущей экономики?

Корпус В, уровень 6, конференц-зал № 6
Ключевые выводы
В новом мире нужны новые подходы к образованию и воспитанию

Перед нами стоит задача - обеспечить технологический и мировоззренческий суверенитет нашей страны. Чтобы обеспечить этот суверенитет, мы должны иметь сильные кадры, сильных специалистов. Сильных специалистов обеспечит и работа ВУЗов и, конечно, работа школ, которая для этих ВУЗов будет поставлять абитуриентов и обеспечивать в дальнейшем возможность ВУЗам организовать сильную подготовку. А для того, чтобы у нас были сильные выпускники, нам нужны сильные учителя. Я математик, это может быть теорема, а может быть аксиома: хочешь развивать экономику - вложись в учителя — Павел Кузьмин, Ректор, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Для Владивостока критично иметь образование не общее, а образование, способствующее развитию талантливого ребенка. Общее образование - термин, оставшийся с советского времени, когда все должны были уметь читать, писать… Мы же говорим о том, что нам нужен выпускник, который умеет сам учится. У нас очень быстро меняется мир, но при этом мы практически в школе не рассказываем детям, а как меняться вместе с этим миром. Мы ему рассказываем стандартные математику, физику, химию, заучивания иностранного языка… Давайте честно себе признаемся, кто из родителей, либо детей доволен системой образования? — Сергей Дмитриенко, Первый заместитель главы администрации г. Владивостока.

Повторюсь, всё нацелено на то, чтобы ребенку стало интересно. Не вот эти вот там горшки с цветами - они все замечательны, во всех школах, пыль собирают очень хорошо - но наша задача, чтобы ему стало интересно проводить время там. На стенах видеть какие-то формулы, запоминать лица выдающихся ученых, говорить, я хочу быть таким же. Вот к этому всему мы хотим прийти, повторюсь, это 5-6 лет, наверное, даже больше, но тем не менее в это точно надо вкладываться — Сергей Дмитриенко, Первый заместитель главы администрации г. Владивостока.

Очень серьезная задача поставлена Министерством просвещения перед всей страной - выработать золотой стандарт. Что такое золотой стандарт сегодня в школе? В каждой школе будет единый стандарт обучения детей, это будет максимально приближено к единому учебнику, к единой программе, то есть и тогда, конечно, мы понимаем, что будет легче создавать методические материалы, создавать различные ресурсы, различные платформы. Так называемый ГИС “Моя школа,” это федеральная государственная платформа, на которой вот эта история будет и она случится — Эльвира Шамонова, Заместитель председателя Правительства Приморского края – Министр образования Приморского края.

Если мы хотим, чтобы в ВУЗ приходили дети достаточно грамотные и заинтересованные, чтобы потом они не меняли свою профессию, получив диплом и решив - все, дальше иду в другое место - надо начинать с школы. Дети сегодня скоростные, скорость очень мощная, нужно начинать с 7-8 класса — Эльвира Шамонова, Заместитель председателя Правительства Приморского края – Министр образования Приморского края.

Учитель меняется и должен меняться очень быстро и серьезно. Сегодня средний возраст педагогов по тем предметам, о которых мы говорим, составляет 50 лет. Но, хочу сказать, что мы сделали расчеты на ближайшие пять лет и он снизится до 48. То есть молодежь, конечно, идет — Эльвира Шамонова, Заместитель председателя Правительства Приморского края – Министр образования Приморского края.

Комплексные изменения в управленческом подходе и системе

Я начал задавать вопрос - а есть у нас вообще школа директоров? Есть школа архитекторов, губернаторов, а школа директоров школ? Нету. Как главврачей уже школа есть. Наверное, мы созрели, чтобы появилась и школа директоров школ — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Раньше мы всегда отдельно готовили директора, отдельно готовили зама по учебно-воспитательной работе, отдельно зама по воспитательной и у нас получалась команда разных людей, у которых вроде бы школа одна, а ценностные ориентиры и задачи - разные. Вот сейчас для нас очень важным является готовить в целом управленческую команду — Павел Кузьмин, Ректор, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Как помочь школе? Без нашего похода в школу, без похода университета в школу, как привлечь таланты в университет? Здесь совместная работа должна быть, когда мы идем и вместе работаем, отбираем лучших, создаем профильные классы и вместе двигаемся вперед… Мы должны сами готовить себе абитуриентов — Сергей Иванченко, Ректор, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

Буквально нужно приводить экономистов, юристов, которые помогут школе банально привести себя изнутри в порядок. Нужно приходить туда командами методистов, которые буквально вместе с учителями будут садиться и вместе с ними адаптировать, разрабатывать эти самые занятия, содержание образовательных программ и так далее — Ярослав Артюхин, Региональный директор программы «Учитель для России», Фонд «Новый учитель».

Проблемы
Низкий уровень образования на Дальнем Востоке в целом

9 из 11 регионов Дальнего Востока занимают, к сожалению, места после трети рейтинга Рособрнадзора. Нам очень важно воспринимать эту информацию, безусловно, как некую дополнительную цель, дополнительную задачу к нашему действию. Задаться вопросом и выработать прямо систему, такую дорожную карту, какие нам меры предпринять для того, чтобы эту ситуацию изменить — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Тренд достаточно плачевный: количество сдающих ЕГЭ, выпускников школ, возрастает, дошло до 12-14 тысяч. А количество сдающих именно вот эти ключевые предметы, на которых будет основываться экономика страны, падает. Химию сдавали около тысячи, а вот в этом году - всего 690. Это только те, кто сдали сдали химию. А те, кто хорошо сдал, ещё меньше. А те кто вообще отлично - они поступили куда-то в центральные ВУЗы, Москва и так далее, у них амбиции появляются. А тех, кто сдаёт физику где-то около 900 всего. О какой подготовке инженерных кадров можете идти речь, если вот по таким ключевым предметам вообще количество сдающих ЕГЭ падает? Конечно же, это боль не только школы. Да, это боль университета, потому что значит, что-то мы не дорабатываем, значит мы не очень хорошо готовим кадры, например, учительский состав — Анатолий Николаев, Ректор, Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

У нас снижается вес сдающих единый государственный экзамен. Уже называли математику, физику, биологию, химию, но при этом численность бюджетных мест растёт. То есть, с одной стороны, действительно, Минвостокразвития активно поддерживает увеличение числа бюджетных мест в высшем образовании, но, в тоже время, мы видим, что количество абитуриентов, которые способны поступить, она снижается. Вот это, конечно, общий у нас такой вызов, который должен быть постоянно в поле нашего внимания — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Школа, имея разного рода KPI перед органами управления образованием разных уровней, буквально целенаправленно выдавливает детей, которые не сдадут химии, биологии. Делают они на это на уровне 8 класса, не 10 и 11. Если мы восьмом классе понимаем, что ребёнок, ну наверное, не справится с химией, то нам лучше сплавить его в колледж, чтобы он в десятом-одиннадцатом классе статистику не портил. Это мы делаем буквально зашивая на уровне тех самых показателей, по которым школа будет оцениваться — Ярослав Артюхин, Региональный директор программы «Учитель для России», Фонд «Новый учитель».

Нежелание молодых специалистов оставаться на местах

Мы ожидаем самое близкое, конечно, это изменение самой инфраструктуры. Потому что понятно, невозможно вкладывать какие-то новые подходы, новые знания с использованием новых технологий, на, так скажем, старой инфраструктуре, на старых классах. Здесь очень много связанных проблем, но это важно учитывать, что лёд не то чтобы тронулся, но набирает огромную силу. Инфраструктурная модернизация школ - это очень важный импульс его нужно учитывать — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Важно не то, что педагог пришел в школу. У нас весь отток начинается после первого года, после третьего года. Действительно, тяжелая работа. Порой к кому обратиться за помощью?... Мы должны возродить - и мы этим сейчас занимаемся активно на федеральном уровне, на региональном уровне, спасибо коллегам из Дальнего Востока, которые это активно поддерживают - возродить, конечно, серьезные методические службы, которые сопровождали бы педагога на всём этапе его становления развития и дальнейшего дальнейшего профессионального опыта — Павел Кузьмин, Ректор, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Важно работать, в первую очередь, с теми детьми, которым сложнее всего. Большая часть всяких разных образовательных программ, большая часть программ поддержки направлена на детей условно “из верхней когорты”, из верхней четверти образовательных результатов - начиная от конкурсов “Большая перемена” и там различных Олимпиад, это дети из первой четверти. Думаю, это не будет большим секретом, если скажу, что здесь с высокой вероятностью эти дети уедут из регионов Дальнего Востока и в общем практически любого региона России. Они уедут в один из столичных регионов Москва, Петербург или, максимум, в крупные города типа Новосибирска, Екатеринбурга. Поэтому, на самом деле, если мы говорим о том, что нам важно думать про ту территорию, где мы работаем - конкретные село, город, регион, то задача - работать именно с нижней четвертью, нижней половиной детей с худшими образовательными результатами, задача думать про тех детей, которых чаще всего мы называем хулиганами, двоечниками, это дети нормонетипичные, с разного рода СДВГ и другими особенностями в психическом развитии — Ярослав Артюхин, Региональный директор программы «Учитель для России», Фонд «Новый учитель».

Действует программа “Земский учитель”, она довольно эффективна, но в тоже время, мы тоже понимаем, что там есть резервы. Здесь мы открыты для любых предложений по её совершенствованию. Часто слышим, что вот только 3-4 года, на время действия этой программы, этих обязательств, учитель работает, потом уезжает. Вот как сделать так, чтобы, может быть, этот тренд исключить — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

В Приморье сейчас не хватает, конечно, педагогического ВУЗа. Конечно, сейчас мы все помним, что это был великолепный ВУЗ, который давал кадры. Сегодня мы ведем переговоры о том, чтобы открыть здесь филиал педагогического ВУЗа, потому что это, конечно, крайне важно для нас — Эльвира Шамонова, Заместитель председателя Правительства Приморского края – Министр образования Приморского края.

Решения
Участие бизнеса в образовательном процессе, подготовка кадров

Я к представителям бизнеса обращаюсь достаточно серьезно: начиная работать с маленькими детьми, вы получаете себе абсолютно убежденных в том, что вот только эта профессия - самая лучшая, и они к вам придут на производство. Вот сегодня это очень хорошо понимает “Русагро”, они с нами работают, и другие корпорации очень крупные. Это “Звезда”, это “Прогресс”, они понимают, открываем классы и дети уже потом становятся приверженцами той или иной профессии — Эльвира Шамонова, Заместитель председателя Правительства Приморского края – Министр образования Приморского края.

Мы сейчас запускаем проект: практика нативного обучения учителей, то есть многие директора готовы наших студентов брать на ноль-сколько-то ставки на работу, а мы вот этим методистам, которые обучают, будем как почасовикам доплачивать, чтобы они не потеряли какую-то часть своих часов. Думаю вот это как-то чуть-чуть изменит — .

Те преподаватели, учителя, которые имеют базовое образование, например, инженерное и плюс педагогическое, они лучше увлекают детей. Они занимаются и моделированием, занимается и творчеством, и компьютерным моделированием. Это не чисто педагогика, которая готовится по педагогической линии… У нас 60% фактически бюджетных мест занимают непрофильные специальности и выпускаются, становятся хорошими педагогами, большинство из них идут в школу — Сергей Иванченко, Ректор, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

Работа с семьей

Конечно, мы должны работать не только и не столько со школьниками, сколько с их родителями, потому что, если вы поговорите с десятью самыми сильными школьниками, то вы узнаете, что на них колоссальное влияние оказали либо их родители, либо их учителя, которые не просто для них были учителя, которые преподавали какие-то предметы, но они стали для них такими примерами, в широком смысле менторами, которые смогли, в первую очередь, их увлечь — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Третий кит подготовки ребёнка - это подготовка со стороны родителя, это психологическая подготовка, чтобы он поддерживал инициативу школы и так далее — Анатолий Николаев, Ректор, Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

Развитие интереса к математическому и естественнонаучному профилю

Мы за последние десятилетия очень сильно гуманитаризировали наше образование. В какой-то степени математическое образование и естественнонаучные профили оказались второстепенны по сравнению с гуманитарными науками. Тот тренд, который мы должны сейчас развивать - это повышение качества и роли математического и естественнонаучного образования — Павел Кузьмин, Ректор, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Возможности дополнительного образования

У нас огромный нерастраченный потенциал дополнительного образования. Мы понимаем, Дальний Восток - большое количество сельских школ, большое количество малокомплектных школ. Но в России есть очень хорошие примеры, когда создаются сетевые площадки, и сильный педагог, например, городской школы посредством вот такой сети работает там с пятью-семью-восемью школами, с ребятами этих школ, в рамках там тех или иных направлений дополнительного образования… Пример той же Южной Кореи, которая недалеко отсюда находится: они в свою образовательную программу включили компьютерное моделирование и чуть ли не с пятого класса готовят ребят, чтобы они креативили, создавали, моделировали, занимались продуктивной деятельностью, это вполне это может делаться и на территориях Дальнего Востока — Павел Кузьмин, Ректор, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Мы предлагаем эти уроки [киберспорта] вести факультативно, в рамках этих уроков помимо того, что дети просто будут мотивированы на хорошую учёбу, на взаимодействие с учителем и между собой, помимо того, что они будут вырабатывать навыки полезные в нашем цифровом мире, есть ещё такая вещь как профориентирование. Последние события наглядно показали, насколько важны беспилотники, но мы про беспилотники говорили уже давно и, более того, беспилотники активно используются в сельском хозяйстве, и в киноиндустрии, и так далее. Так вот, у нас есть наработанная программа, которая позволяет за год тренировки выработать механические навыки управления дроном. Потому что, когда человек управляет дроном на симуляторе в компьютере и когда он управляет им в реальном мире - у него в руках один и тот же девайс. Механические навыки нарабатываются, то есть человек получает не просто представление о профессии, он уже получает определенный навык — Дмитрий Смит, Президент, Федерация компьютерного спорта России.

Сейчас, наверное, мы не сможем всех преподавателей сделать мастерами своего дела, но, мне кажется, очень многие преподаватели точно также сами играют какие-то игрушки и это могло бы стать, как минимум, связующим звеном с аудиторией, протянуть вот некую ниточку если не уважения, то хотя бы доверия. В моём понимании компьютерные игры здесь могут быть очень интересным инструментом, но опять же здесь много очень опасных моментов — Дмитрий Смит, Президент, Федерация компьютерного спорта России.