Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ФБТ-2025
«Перспективы индустрии новых материалов: продукт — производство — реализация».
В условиях санкционного давления, ресурсных ограничений и тенденций к протекционизму на мировом рынке российская промышленность вынуждена искать новые пути для достижения технологического лидерства. Вместо стандартных решений просеивания большого количества идей [1], на первый план выходят целенаправленные инновации, создаваемые под конкретные нужды отечественной промышленности с целью экспансии на международные рынки. Сегодня ключевыми драйверами перемен являются не абстрактные концепции, а реальные решения, еще на ранних этапах согласуемые с требованиями потребителей, быстро масштабируемые и обеспечивающие производителям конкурентное преимущество при продвижении за рубежом. Российские ученые, предприниматели и государственные институты уже работают над проектами, которые позволяют не только восполнить дефицит импортных технологий, но и создать собственные конкурентоспособные аналоги. Однако для этого необходимо решать сразу несколько взаимосвязанных задач: интегрировать производственные цепочки, сократить зависимость от иностранных поставщиков, модернизировать инфраструктуру и, самое главное, развивать кадровый потенциал.
Через технологический суверенитет к технологическому лидерству: пути преодоления импортозависимости.
Высокая импортозависимость остаётся одной из ключевых угроз для отрасли новых материалов: среди критически важных продуктов, выделяемых Министерством промышленности и торговли, она достигает 45% и более. По некоторым направлениям импорт был существенно ограничен, или даже полностью остановлен в рамках санкционного давления. Динамика совокупного уровня импортозависимости в России за последнее десятилетие даже показала небольшой прирост, как по экономике в целом, так и по группе «Машин и оборудования» [2]. В то же время, в области химической промышленности наблюдается существенное наращивание динамики импортозамещения и повышение необходимости в реализации научных исследований и разработок для его обеспечения [3]. Ограниченность поставок критически важных материалов, таких как химические волокна, вынуждает отечественных производителей искать альтернативные решения. Государственная стратегия, изложенная в документе «Концепция технологического развития РФ до 2030 года», задаёт приоритеты по импортозамещению и выстраиванию независимых производственных цепочек, что является основой для технологической автономии страны [4]. Однако, несмотря на возрастающее государственное внимание, участники сессии сошлись во мнении о необходимости обеспечения их системности. Важность выстраивания в текущих условиях сквозных технологических цепочек отметил Кирилл Комаров (ГК «Росатом», первый заместитель генерального директора), указав на безальтернативность данного подхода ввиду больших ограничений и низкого уровня стабильности в международных поставках, что начало проявляться еще в годы пандемии.
Интеграция производственных цепочек: от идеи до сбыта и переработки.
В условиях, когда инновационные материалы лежат в основе передовых отраслей — от авиации до электроники — критически важно объединить все этапы создания продукта. Участники сессии отметили, что разрывы между этапами НИОКР, пилотного тестирования и массового производства тормозят коммерциализацию разработок и способствуют сохранению высокой импортозависимости. Для устранения данных разрывов предлагается формировать «сквозные» производственные цепочки, охватывающие весь цикл — от сырья до готовой продукции. Подобный подход требует существенного объема ресурсов, ограниченность которых стала новой реальностью. В подобной обстановке актуализируется необходимость налаживания предметного диалога между наукой и индустриальным заказчиком еще на ранних этапах разработки в целях отсеивания заведомо невостребованных технологий и получения адекватной обратной связи, как отметили в своих выступлениях Александр Кулешов (Сколтех, ректор) и Алексей Федоров (АО «Газпромбанк», вице-президент). Затем необходимо ускорение процессов перехода от лабораторных разработок к мелкосерийному производству и его масштабирование до массового. Краеугольным камнем на данном этапе является обеспечение спроса на вновь создаваемую продукцию. С одной стороны, этот спрос может обеспечиваться государственными заказами (например, как это реализуется в Москве) или с помощью иных мер поддержки на правительственном уровне (по словам Антона Алиханова (Министр промышленности и торговли РФ) хорошо себя показывает субсидирование скидок потребителям на уровне 20-30%). Тем не менее, подобный спрос невозможно обеспечивать постоянно. Яркий пример привела Дарья Борисова (ООО «Сибур», управляющий директор по развитию и инновациям): это суперконструкционные материалы, в потреблении которых на душу населения мы отстаем от ведущих стран-производителей от 10 до 40 раз. С одной стороны это свидетельствует о необходимости разработки конкурентоспособных решений в мировом масштабе для продвижения на международных рынках, так как внутренний недостаточен, а с другой, это говорит о важности формирования в том числе и отраслей потребления, а далее и переработки инновационной продукции.
Инфраструктура и человеческий капитал — основа инновационного прорыва.
Комплексная государственная поддержка — залог устойчивого развития отрасли новых материалов. По данным официального сайта Правительства РФ, общий объём проектов технологического суверенитета достиг 1 трлн рублей, что свидетельствует о масштабах проводимых мер [5]. Тем не менее, участники сессии отметили сохраняющиеся существенные инфраструктурные потребности. В первую очередь речь идет о научно-исследовательской и испытательной приборной базе, необходимой для проведения прорывных НИОКР. Помимо этого, по словам Дениса Секиринского (Заместитель Министра науки и высшего образования РФ), для обеспечения ускоренного трансфера разработок в индустрию научным учреждениям уже сейчас необходимо оснащение опытно-промышленным оборудованием. В то же время, инфраструктура нужна не только в науке, но и в производстве. В частности, как отметил Анатолий Гарбузов (Правительство Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики), Москва, являясь одним из лидеров по росту индекса промышленного производства [6], самостоятельно вводит 600 тыс. кв. м. площадей промышленного назначения в год — и этого недостаточно. В целях стимулирования промышленного строительства были предприняты меры по повышению лимита льготного кредитования соответствующих проектов с 3 до 5 млрд. рублей за счет средств региона. Данный механизм хорошо себя зарекомендовал и, как отметил Антон Алиханов, в Правительстве РФ сейчас решается вопрос о его масштабировании на всю страну.
Другой существенной проблемой становится дефицит высококвалифицированных кадров. Всего по данным Правительства РФ он составляет на текущий момент 1,5 млн. человек, и по прогнозам будет только увеличиваться. Что касается области исследований и разработок, то о масштабе потребности можно судить исходя из данных по Москве: по словам Анатолия Гарбузова, статистически самому крупному по количеству исследователей региону (210 тыс. сотрудников [7] необходимо дополнительно до 40 тыс. человек. Высококвалифицированные кадры — это ключ к успешному внедрению новых технологий. Недостаточная подготовка кадров, нехватка современного оборудования для обучения и квалифицированных педагогов создают дополнительные барьеры для развития отрасли. Участники сессии подчёркивали необходимость создания специализированных колледжей, технопарков и совместных образовательных программ между вузами и промышленными предприятиями. Кроме того, для решения кадрового вопроса крайне важным является своевременная профориентация подрастающего поколения и его привлечение к обучению на инженерных специальностях.
Рекомендации для органов государственной власти:
1. Разработка и развитие институтов и площадок постоянного системного диалога между научно-исследовательскими учреждениями и индустриальными заказчиками с целью раннего отсеивания неперспективных разработок и формирования актуальных потребительских требований к перспективным. Данный подход позволит снизить объем посевных инвестиций, акцентируя ресурсы на востребованных направлениях.
2. Дальнейшее масштабирование подобных институтов и площадок на международные форматы взаимодействия (например, БРИКС) обеспечит диалог российских разработчиков с зарубежными рынками, что позволит избежать угроз низкой конкурентоспособности локальных автаркических разработок [8] за счет получения своевременной обратной связи от более широкого круга потенциальных потребителей и дополнительной оценки экспортного потенциала на более ранних этапах разработки.
3. Разработка механизмов стимулирования крупных компаний к вертикальной диверсификации, что позволит эффективно связать производство материалов с самых начальных стадий со спросом, как минимум в контуре предприятия разработчика. Кроме того, это привлечет приток инвестиций бизнеса в создание сквозных производственных цепочек.
Список литературы:
1. Саммари сессии «30 лет инновационной политики России. Создание компаний — технологических чемпионов: уроки и перспективы». ПМЭФ — 2022 //.
https://roscongress.org/sessions/spief-30-let-innovatsionnoy-politiki-rossii-sozdanie-kompaniy-tekhn... 16.06.2022
2. Хмелева, Г.А. (2024). Динамика импортозависимости регионов России: сопротивление автаркии // π-Economy, 17(2), 2024, 86–99.
https://doi.org/10.18721/JE.17205
3. Химическая промышленность: актуальные оценки. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ //
https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/956109305.pdf 28.08.2024
4. Концепция технологического развития РФ до 2030 года //
http://static.government.ru/media/files/KlJ6A00A1K5t8Aw93NfRG6P8OIbBp18F.pdf 20.05.2023
5. Общий объем проектов техсуверенитета и структурной адаптации достиг 1 трлн. Рублей //
https://economy.gov.ru/material/news/obshchiy_obem_proektov_tehsuvereniteta_i_strukturnoy_adaptacii_... 05.11.2024
6. Динамика промышленного производства в регионах //
https://riarating.ru/images/63027/61/630276116.pdf 06.02.2025
7. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками //
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka_2.xls 31.08.2024
8. Капогузов Е.А.. Шерешева М.Ю.. От импортозамещения к технологическому суверенитету: содержание дискурса и возможности нарративного анализа. // Terra Economicus, 22(3), 2024, 128–142.
https://doi.org/10.18522/2073-6606-2024-22-3-128-142
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.