Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Статья
22.09.2024

Диалог культур в условиях нового мироустройства

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2024 «Искусство без границ: развитие культурной дипломатии».

Проблема межкультурного диалога должна быть рассмотрена сегодня в контексте как минимум двух ключевых вызовов: с одной стороны, переустройства пост ялтинско-потсдамской системы международных отношений в свете растущего разрыва между Россией и странами коллективного Запада, отстаивающими свою гегемонию во главе с США, а, с другой, глобальной цифровой трансформации всех сфер общественной жизни.

Первый контекст во многом определил артикуляцию новой внешнеполитической стратегии России.

Сегодня интересы России во внешней политике сфокусированы на уход от однополярной системы, признание статуса Российской Федерации в качестве «одного из полюсов полицентрической модели глобализации политических процессов» [1], обеспечение равноправного партнерства независимых государств.

Президент России четко обозначил контуры нового миропорядка, в основе которого «ценность многообразия и уникальностей народов, цивилизаций и традиций» [2].

Ключевым социокультурным принципом российского виденья нового мирового порядка является его традиционное ценностное основание. В.В. Путин неоднократно отмечал, что «новый миропорядок основан на традиционных ценностях в том смысле, что каждый народ и страна сама определяет эти традиционные ценности для себя. В таком миропорядке могут сохраняться и новые западные ценности — если они не навязываются другим и действительно являются выбором народа той или иной страны» [2]. Таким образом, на высшем уровне четко постулируется диалогический, равноправный характер отношений между государствами, в том числе и в сфере культуры.

На этих же принципах неоднократно фокусировали свое внимание и участники сессии. О необходимости деполитизации культуры и культурных обменов заявил специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой: диалог культур предполагает отношения между народами, а не политическими элитами. Генеральный директор Государственного Эрмитажа, академик Михаил Пиотровский отметил важную тенденцию отхода от «вульгарного глобализма» и стремление к диалогу суверенных культур, которые в то же время остаются неотъемлемыми частями общемировой культуры. Модератор сессии Сергей Емельянов констатировал, что никогда еще гуманитарная повестка, проблематика культурных обменов и культурной дипломатии не звучала так громко, как она звучит сейчас.
Процесс цифровой трансформации оказывает не менее существенное влияние на всю сферу культуры. На этом акцентировали внимание в своих выступлениях представители медиаиндустрии, в частности, генеральный директор АО «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров.

Современная информационная среда делает границы между различными областями жизнедеятельности человека чрезвычайно условными. Все институты и структуры современного общества не просто омываются бурными информационными потоками, они в них целиком погружены, а их функционирование в значительной степени зависит от того ситуационного и смыслового контекста, который формируют медиа. Можно сказать, что социально-культурное пространство современности и есть медиа. Сетевые структуры играют здесь фундаментальную роль, сравнимую с той, какую играли сакральные ритуалы в традиционном обществе, а в обществе модерна практики, порождаемые наукой и рациональным знанием.

Таким образом, цифровые коммуникации нивелируют границы культурных обменов, кардинально меняют как их содержание, так и форму репрезентации. Между тем, несмотря на все удобства цифровых коммуникаций, невозможно замыкаться только в рамках виртуального формата. Искусство и, шире, культура предполагают диалог со зрителем лицом к лицу, что в первую очередь подразумевает развитие оффлайн формата культурных обменов, о необходимости которого и лучших практиках реализации неоднократно шла речь в ходе работы сессии.

В качестве некоторых рекомендаций по рассматриваемой проблематике можно отметить следующее:
  • диалог культур и культурная дипломатия становятся сегодня важнейшими инструментами взаимодействия наций вне политического контекста. Отсюда, их дальнейший рост и развитие требует адекватной ресурсной поддержки со стороны государства, особенно на региональном и муниципальном уровне, где отсутствуют, как правило, всемирно известные творческие коллективы или учреждения культуры.
  • в стратегии развития культурной политики необходимо обеспечивать эффективный баланс цифровой репрезентации объектов культуры и реального погружения в мир искусства, что требует обеспечения возможности присутствия зрителя на выставках, театральных постановках и т.д. в самых отдаленных уголках как России, так и мира в целом.

Список источников

1. Гребнев Р.Д. Стратегические направления внешней политики России в многополярном мире: геополитический подход // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3. С. 124-128.
2. Политолог: Путин обрисовал контуры нового миропорядка // Газета.Ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/10/27/18897763.shtml?updated (дата обращения: 15.06.2024)

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Аналитика на тему