Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Go East: Ближний Восток как точка концентрации инвестиционно-финансовых потоков и торговый хаб».
Тренд на усиление роли Ближнего Востока в мировой экономике обусловлен выгодным географическим положением региона, который является связующим звеном между тремя континентами (Азия, Африка, Европа). Этим объясняется транзитный потенциал ближневосточного региона, который в условиях переориентации российской экономики с Запада на Восток предоставляет РФ новые возможности в контексте становления и закрепления в качестве перевалочного пункта для экспорта и импорта товаров, прежде всего, в направлении стран Южной и Юго-Восточной Азии. Наряду с этим ближневосточные государства, особенно монархии Залива, обладают значительным потенциалом для привлечения капиталовложений российских компаний, что также подкрепляется растущим размером рынка информационных технологий указанных стран.
Открывающиеся перед Россией новые горизонты для развития экономического сотрудничества со странами Ближнего Востока сопряжены с рисками, связанными с опасениями государств региона попасть под «вторичные санкции», а также с геополитическими рисками ввиду наличия горячих точек (Сирия, Ливан, Ливия) и конфронтации между Ираном и Израилем. В этом контексте наиболее перспективным для России направлением сотрудничества на Ближнем Востоке является регион Персидского залива, где сосредоточены основные инвестиционно-финансовые потоки. Последнее обусловливает приоритетность монархий Залива для российских компаний с точки зрения инвестирования в регион. Более того, инвестиционная привлекательность стран Залива связана с относительной политической стабильностью региона, который оказался более устойчивым перед лицом региональных угроз безопасности, прежде всего, событий «арабской весны».
Инвестиционный потенциал
Ближневосточные страны, в первую очередь монархии Персидского залива, приоритетное внимание уделяют вопросу стимулирования привлечения иностранных инвестиций в свои экономики, предпринимая конкретные шаги в данном направлении. Так, например, в ОАЭ иностранцы располагают возможностью учреждать компании с гарантией полного права собственности в соответствии со вступившим в силу 1 декабря 2020 года Указом Президента страны, вносящего корректировки в положения Федерального закона № 2 от 2015 года о коммерческих компаниях [1].
Во многом именно либеральный характер законодательных механизмов регулирования предпринимательской деятельности существенно упростил процесс интенсивного проникновения российского капитала в Эмираты с началом СВО в условиях вынужденного ухода с европейского рынка из-за односторонних санкций. Помимо развитого законодательства в сфере инвестиций, еще одним стимулирующим фактором для притока зарубежных капиталовложений в экономику ОАЭ является развитая система свободных экономических зон. Так, к примеру, в Абу-Даби для локализации промышленных и технологических компаний открыты возможности свободной экономической зоны, в эмирате Рас-эль-Хайма работает специальная зона с поддержкой российских бизнесменов на русском языке [2].
В целом, растущий инвестиционный потенциал ближневосточных стран подтверждается данными «Kearney FDI Confidence Index» — ежегодного опроса руководителей мировых компаний, который ранжирует рынки с точки зрения привлечения наибольшего объема прямых иностранных инвестиций в ближайшие три года. Так, согласно индексу за 2023 год, в топ-25 стран мира попали такие ближневосточные страны, как ОАЭ (18 место), Катар (21) и Саудовская Аравия (24) [3]. Благоприятный инвестиционный климат в указанных странах создает необходимые условия для российского бизнеса в контексте дальнейшего активного проникновения на рынки монархий Залива.
Основные вызовы для России в использовании инвестиционного потенциала Ближнего Востока сосредоточены в правовом поле. В частности, вызовы для российского бизнеса связаны с законодательным регулированием деятельности зарубежных инвесторов в монархиях Залива. Как отметил на сессии ПМЭФ-2023 «Go East: Ближний Восток как точка концентрации инвестиционно-финансовых потоков и торговый хаб» генеральный директор АНО «Центр международных стратегических инициатив» Азимов Ахмед Сахратулаевич, хотя законодательство в сфере инвестиций в странах Ближнего Востока является развитым, существуют определенные барьеры для российских компаний. Например, в ОАЭ одна компания не может одновременно заниматься разными видами деятельности, то есть для этого необходимо учредить новую компанию. Кроме того, цена входа на рынок недвижимости Эмиратов для зарубежных инвесторов остается дорогой из-за 4%-ного налогообложения. В свою очередь, Россия активизирует собственные усилия по налаживанию делового взаимодействия со странами Ближнего Востока. Так, одним из результатов этих усилий является заключенное 8 июня 2023 года соглашение с Оманом об избежании двойного налогообложения, что должно обеспечить юридическую защиту российских инвесторов, осуществляющих свою деятельность в султанате. [4].
Транспортно-логистический потенциал
Транспортно-логистический потенциал Ближнего Востока обусловлен его транзитным потенциалом, поскольку регион выступает в качестве коридора к азиатским рынкам для российских товаров. Одним из перспективных направлений для реализации транспортно-логистического потенциала региона Ближнего Востока представляется международный транспортный коридор «Север — Юг». В этом контексте соглашение между Россией и Ираном от 17 июня 2023 года о строительстве железной дороги Решт — Астара [5] как части маршрута «Север — Юг» может заложить основу для становления транспортной артерии, соединяющей Россию с ближневосточными государствами.
С учетом транспортно-логистического потенциала региона развитие соответствующей инфраструктуры в ближневосточных странах, включая морские перевозки, будет способствовать наращиванию как взаимной, так и транзитной торговли, а также деловой кооперации между Россией и региональными государствами. При этом развитие морского транспорта представляется критически важным с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности стран Ближнего Востока. О перспективности ближневосточного направления для российских транспортно-логистических предприятий свидетельствует, к примеру, деятельность компании «Деловые Линии», которая в феврале 2023 года запустила новые маршруты доставки грузов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии инвойса морским транспортом из Джебел-Али (ОАЭ) и Дохи (Катар) в Новороссийск [6].
Основные вызовы для России в контексте реализации транспортно-логистического потенциала Ближнего Востока связаны с необходимостью привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры в регионе. Вместе с тем вызовы для России формируют опасения ближневосточных стран региона по поводу интенсификации взаимодействия с Россией, в том числе по инфраструктурным проектам, из-за рисков попадания под «вторичные» санкции.
IT-потенциал
Потенциал региона в сфере информационных технологий служит перспективным направлением с точки зрения стимулирования взаимных инвестиций со стороны российских и ближневосточных компаний. В роли ключевого проводника в этом направлении выступает Российско-Арабский Деловой Совет, на базе которого реализуется проект по созданию международной многофункциональной IT-платформы MENA.ONLINE [7]. Инструментарий данной IT-платформы направлен на развитие и поддержку инвестиционной деятельности, систематизацию нормативно-правовой базы для ведения бизнеса и создание инфраструктуры для поиска для поиска потенциальных партнеров из арабских стран и России. Успешная реализация этого масштабного проекта может задать мощный импульс для притока российского капитала в страны Ближнего Востока.
Вызовы для России в контексте использования IT-потенциала Ближнего Востока связаны с проблемой отсутствия устойчивого институционального каркаса и прочного финансового фундамента, в результате чего проекты в сфере IT не получают должной поддержки. Об этом активно говорилось в ходе сессии ПМЭФ-2023 «Go East: Ближний Восток как точка концентрации инвестиционно-финансовых потоков и торговый хаб». Указанная проблема сужает пространство для создания новых сервисов и инструментов, необходимых для расширения торговых связей и стимулирования взаимных инвестиций между Россией и ближневосточными государствами.
Заключение
Таким образом, хотя Ближний Восток на сегодняшний день и представляет окно возможностей для РФ с точки зрения расширения торгово-экономических отношений, инвестиционной привлекательности региона, развития инфраструктурных проектов, Россия сталкивается с рядом вызовов на этом направлении. Так, в сфере инвестиций основные вызовы для российских компаний, связанные с законодательными барьерами, могут быть преодолены за счет активизации диалога по линии профильных финансовых ведомств России и стран Ближнего Востока. Упомянутый кейс с Оманом демонстрирует эффективность такого подхода и возможность его проецирования на другие ближневосточные государства, прежде всего, региона Персидского залива.
В то же время вызовы для России в транспортно-логистической секторе могут быть купированы за счет конкретных мер, направленных на более активное вовлечение стран Ближнего Востока в реализацию инфраструктурных проектов в рамках развития международного транспортного коридора «Север — Юг». В этой связи одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ представляется стимулирование интереса ближневосточных государств к данному маршруту, обладающего потенциалом сократить временные издержки на транспортировку товарных грузов из России на Ближний Восток и обратно. Что касается опасений государств относительно попадания под западные санкции за участие в совместных с Россией логистических проектах, то эти риски могут быть минимизированы за счет увеличения объемов взаимных расчетов в национальных валютах.
Наконец, вызовы в сфере информационных технологий, связанные со слабой институциональной базой и финансовой инфраструктурой, могут быть решены за счет учреждения совместных фондов развития России и стран Ближнего Востока, направленных на оказание необходимой финансовой поддержки проектов в сфере IT. Учреждение совместных фондов развития также должно придать стимул для увеличения взаимных инвестиций в развитие IT-технологий, например, в банковском секторе и системе государственного управления.
Список источников.
1. Full foreign ownership of commercial companies // https://u.ae/en/information-and-services/business/full-foreign-ownership-of-commercial-companies, 13.06.2023
2. Российские компании презентовали свои проекты для выхода на ближневосточный рынок // https://asi.ru/news/191159/, 02.11.2022.
3. Cautious optimism: The 2023 Kearney FDI Confidence Index https://www.kearney.com/foreign-direct-investment-confidence-index
4. Россия и Оман подписали соглашение об избежание двойного налогообложения // https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38519-rossiya_i_oman_podpisali_soglashenie_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya&ysclid=liodcdapa7603162694, 08.06.2023.
5. Россия и Иран заключили соглашение о строительстве ж/д участка Решт — Астара // https://iz.ru/1514099/2023-05-17/rossiia-i-iran-zakliuchili-soglashenie-o-stroitelstve-zhd-uchastka-resht-astara, 17.05.2023.
6. «Деловые Линии» запустили собственные маршруты из стран Ближнего Востока в Россию // https://pr.dellin.ru/pressreleases/delovye-linii-zapustili-sobstvennye-marshruty-iz-stran-blizhnego-vostoka-v-rossiyu/, 21.03.2023.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.