нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Реформа теплоснабжения: новые стимулы и первые результаты
5 Октября 2017
12:00—13:15
Ключевые выводы
Необходимость реформы теплоснабжения признают и власти, и работающий в отрасли бизнес

Это действительно был консенсус, на мой взгляд, между федеральными органами исполнительной власти, энергетическими компаниями и органами власти на уровне муниципалитетов и субъектов федерации — Нижанковский Роман, Заместитель генерального директора — исполнительный директор, ПАО «Т Плюс».

Главные ожидания власти от <…> новых условий, нового формата взаимодействия именно внутри системы — это наведение порядка в этой сфере. И ценового, и технологического порядка и, естественно, порядка в понимании, как это будет двигаться дальше. Что касается надежд бизнеса, они, собственно, тоже на это — на порядок — Никонова Светлана, Заместитель генерального директора по экономике, ПАО «Квадра — Генерирующая компания».

Реформа требует комплексного законодательного обеспечения

Первый блок — это пакет документов, который будет регулировать нормативную базу по расчету цены альтернативной котельной. А второй блок документов будет регулировать деятельность единой теплоснабжающей организации на рынке теплоснабжения. <…> Третий важный блок документов будет регламентировать деятельность уже органов власти субъектов РФ и муниципалитетов по утверждению собственно тех самых уровней цен на тепло и утверждению соглашения, которое должно возникнуть между единой теплоснабжающей организацией и органами местного самоуправления — Нижанковский Роман, Заместитель генерального директора — исполнительный директор, ПАО «Т Плюс».

Предполагаем подготовить все необходимые подзаконные акты, а именно постановления правительства, ведомственные правовые акты до середины следующего года с тем, чтобы к означенному сроку регионы, муниципалитеты, единые теплоснабжающие организации могли уже все двигаться в этом направлении — Кравченко Вячеслав, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Новый механизм регулирования должен создать условия для инвесторов

Что касается Рубцовска, изначально у нас прямых инвестиций планировалось 1,5 млрд, всего инвестиций где-то 1,9 млрд. <…> Сегодня рассчитываем на то, что, когда все подзаконные акты будут разработаны и вступят в силу, мы в 2019-м получим регулирование альткотельной, потому что тут в этом случае мы немножко как бы вперед пошли. <…> После этого мы получаем предсказуемые правила игры. Тот тариф, который сложился на сегодня, нам достаточен. <…> Если вот это будет обеспечено, то мы свои инвестиции за 12 лет вернем и, может быть, даже когда-то что-то заработаем — Кузнецов Михаил, Генеральный директор, ООО «Сибирская генерирующая компания».

Фирма вкладывает — должна понимать, как эти деньги будут возвращаться. Между администрацией города Рубцовска и Сибирской генерирующей компанией при участии правительства Алтайского края заключено концессионное соглашение на 15 лет. Мы понимаем, кто, что, когда и сколько будет исполнять — Фельдман Дмитрий, Первый заместитель Главы Администрации города Рубцовска Алтайского края.

Проблемы
Риск создания неравных условий для участников рынка

Когда на территории поселения существует, например, 10-20 единых теплоснабжающих организаций, то все-таки надо в законе почетче прописать — или все они должны принять решение о переходе в ценовую зону теплоснабжения, либо это 50% и более <…> как написано. А что тогда с остальными? 60% перейдут, 40 останется. <…> Они в каком режиме будут работать дальше? А если все 100%, товозникает вопрос тогда — просто они же коммерческие, они могут просто не согласиться вообще и заявление не сделать о переходе — Мещеряков Виктор, зампред правительства Алтайского края.

Закон не решает ключевой проблемы отрасли — неплатежей

Но, на мой взгляд, ключевая проблема отрасли, решение которой позволило бы серьезно перейти на другой уровень отношений по привлечению инвестиций, это проблема неплатежей, — этим законом никаким образом не решается. Мы понимаем, что, по данным Минстроя, сейчас уровень задолженности в тепле — свыше 400 млрд. <…> И неимеет, к сожалению, никакой динамики к улучшению. <…> Сейчас ЕТО не получают в разных регионах от 2 до 10% и более выручки ежемесячно — Шацкий Павел, Первый заместитель генерального директора, ООО «Газпром энергохолдинг».

Закон об альтернативной котельной не учитывает специфику конкретных условий теплоснабжения

Сейчас по факту закон не имеет дифференциации по сложности систем теплоснабжения. <…> Не учтен ни уровень сложности архитектурного строения города, ни уровень нагрузки социальных объектов на город. <…> Очень серьезный аспект — это транспорт и плотность транспортной инфраструктуры. <…> Стоимость земельных участков — Шацкий Павел, Первый заместитель генерального директора, ООО «Газпром энергохолдинг».

Решения
Участие местных властей в ценообразовании

Я думаю, что обязательно при установлении предельной цены, первоначальной предельной цены на этот процесс должен влиять муниципалитет и регион. <…> Это нужно тоже каким-то образом закрепить — Мещеряков Виктор, зампред правительства Алтайского края.

Информационная подготовка населения к реформе теплоснабжения

Необходимо проработать вопрос с населением. Необходимо убеждать население в том, что хорошее теплоснабжение дешевым не бывает. Оно должно быть по цене оптимальной — Кудряшов Дмитрий, Заместитель Губернатора Кемеровской области по жилищно-коммунальному и дорожному комплексу.

Необходима серьезная информационная поддержка этих процессов и точка входа с тем, чтобы такую работу проводить. И она уже есть — это создающиеся органы территориального самоуправления, так называемые ТОСы — Гусев Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области.

Укрупнение теплоснабжающих организаций на базе государственно-частного партнерства для выравнивания тарифов

Исторически так сложилось, что совмещенная генерация, как правило,в частной собственности, а котельные и сети — в собственности муниципальной. Ну и вновь построенные источники теплоснабжения — это и есть собственно тот пример альтернативной котельной. Отсюда, собственно, и возникает существенная дифференциация в тарифах, которая присутствует на одной территории. Вот в нашем случае она превышает 30% при совмещенной генерации. <…> Поэтому считаем правильным все-таки совмещенную генерацию и те предприятия муниципальной формы собственности, которые есть, объединять на условиях концессионного соглашения. Это и некую экономическую справедливость бы поддерживало в части тарифов — Гусев Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС