Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Образование. Что будет сделано?

Итоги дискуссии

На Дальнем Востоке действует около 830 инвестиционных проектов, которые потребуют в ближайшее время более 110 тысяч сотрудников. Образовательным учреждениям необходимо предвосхищать появление потребности в специалистах. Так, компании проводят работу со школьниками, направленную на просвещение ребят о профессиях, необходимых бизнесу; существуют также программы поощрения школ — лидеров по результатам ОГЭ и ЕГЭ.

Тем не менее существует процент юных дальневосточников, уезжающих из региона. Возможно, на Дальнем Востоке представлены не все специальности, которые молодые люди хотели бы видеть. Создание филиалов ведущих вузов страны в регионе могло бы решить этот вопрос. Однако стоит задуматься не только о тех, кто уезжает поступать в университеты в европейской части страны, но и о привлечении молодых людей оттуда же. Усилить образовательную миграцию на Дальний Восток можно за счет увеличения количества бюджетных мест с учетом прогноза рынка труда, развития системы дистанционного образования и виртуальных университетов, а также создания кредитных линеек для получения образования.

Вузы ДВФО получили более 21 тысячи бюджетных мест, из них 40% отдано инженерным специальностям — мера, совершенно оправданная потребностью в кадрах, необходимых для развития региона. Однако риски потери сотрудников продолжают расти. От 8 до 11% выпускников уехали за последние 3 года. И это не говорит о низком качестве образования. Наоборот, факт переезда людей с Дальнего Востока после получения высшего образования говорит о том, что местный университет готовит хорошие кадры.

Если рассматривать как основные критерии эффективности системы образования удовлетворенность работодателей кадрами и их доступность, то первое остается на высоком уровне, а доступность кадров продолжает падать вместе с ростом оттока населения. Необходимо задуматься о предоставлении для выпускников высокооплачиваемых рабочих мест, о создании новых предприятий, ориентированных на рынок стран АТР; в противном случае в регионе не будет и того количества людей, которое живет сейчас.

Кто же тогда займет обещанные 110 тысяч рабочих мест? Какая-то часть определенно придется на жителей европейской части страны и иностранную рабочую силу. Это говорит о том, что перед системой образования встает еще одна задача: переобучить и повысить квалификацию как дальневосточников, так и новых жителей региона.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

Дальний Восток активно развивается — здесь строятся предприятия, появляются новые секторы экономики. Но важно не просто построить завод — надо, чтобы он работал. Сегодня в Дальневосточном федеральном округе действует более 830 инвестиционных проектов — это более 110000 новых рабочих мест, которые появятся к 2025 году. Причем по 68 тысячам оформлены соответствующие соглашения с инвесторами. Наша задача — включить механизм, при котором образовательные учреждения предвосхищали появление потребности в специалисте того или иного профиля. — Валентин Тимаков, Генеральный директор, АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке»

Когда на Дальний Восток начнут приезжать — отсюда перестанут уезжать. — Владимир Мау, Ректор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) (до 2023 г.)

Мы понимаем, что большее количество мест — это высококвалифицированные рабочие, способные работать на современном оборудовании, и задача системы профессионального образования — все время перестраиваться под эти потребности. — Алла Кузнецова, Министр образования и науки Хабаровского края

Пока есть время до открытия нового предприятия или производства, ничто не мешает направить на целевое обучение то количество ребят, которые будут необходимы для отрасли. Второй момент — необходимо совместно с бизнесом создавать базовые кафедры, где специалист проходил бы обучение и куда впоследствии пойдет работать. — Ольга Васильева, Президент, Российская академия образования

Мы поняли это несколько лет назад: самые талантливые ученики уезжают и уже никогда не возвращаются. То есть первое в стратегии — это обеспечить их переход, сохранить их. — Максим Басов, Генеральный директор, АО «СУЭК»

Вопросы образования и подготовки кадров обсуждают практически на каждой сессии Восточного экономического форума. Эта тема касается каждого, и когда мы говорим о развитии образования, я убежден, что университет должен не только обеспечивать запросы рынка труда, но и готовить поколение, которое будет формировать экономику будущего и отвечать на глобальные вызовы. — Никита Анисимов, Ректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Прежде всего экономика: если здесь не будет рабочих мест высокооплачиваемых, если здесь не будет новых производств, если мы не будем ориентироваться на рынок стран АТР, — то здесь и не будет того количества людей, которое и сейчас живет. — Сергей Качаев, Сопредседатель, Совет при инвестиционном уполномоченном в Центральном федеральном округе