Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Статья
10.04.2023

Наследие Чукотки

Год культурного наследия народов России для Чукотского автономного округа выдался очень насыщенным. Только в Анадыре в Музейном центре «Наследие Чукотки» прошло 18 (!) специализированных выставок. Кроме того, центр участвовал в целом ряде мероприятий по популяризации культурного наследия Чукотки и формированию целостного представления об историческом прошлом и настоящем Крайнего Севера.

Цикл музейных проектов, посвященных культурному наследию Чукотки, торжественно открыла выставка «Традиции прошлого и настоящего — для будущего. Одежда коренных народов Чукотки».

По всему миру известны изящные и удобные меховые одежды народов Севера. Легкие и эластичные, они отлично сохраняют тепло. Их традиционный покрой переняли полярники и альпинисты. Даже названия: кухлянка, анорак, парка, унты, камики, торбаса (теплые сапоги) вошли в языки народов мира из речи северных народностей.

Традиционный костюм многое рассказывает о народе. Какой образ жизни ведут люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере — сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю. Разнообразие одежды народов Чукотки тесно связано с хозяйственно-культурной и этнической принадлежностью населения.

На выставке экспонировались свыше 100 предметов быта и искусства коренных народов Чукотки: верхняя одежда, обувь, головные уборы, элементы декора национальных костюмов чукчей, эскимосов, эвенов, кереков из кожи и меха оленя, нерпы, лахтака, росомахи и собаки. Внимание посетителей привлекли эвенские передник и малахай, чукотская женская меховая камлейка-кэмлилю, бисерные украшения, сумочки, куклы в национальных костюмах и многое другое.

В мае 2022 года около 100 предметов экспозиции были представлены в Северокавказском филиале Государственного музея Востока (г. Майкоп) на выставке «Традиционная одежда народов Чукотки».

Каждая выставка 2022 года открывала перед посетителями грани истории региона. Но особо стоит выделить экспозицию «Чукотка: известная и неизвестная».

История региона связана с формированием самобытной культуры коренных народов. Предки эскимосов, юкагиров, коряков и чукчей разработали уникальные технологии выживания в суровых арктических условиях.

Уже 4000 лет назад произошла дифференциация древнего населения на две культурно-хозяйственные зоны: внутриконтинентальную — сухопутных охотников на дикого оленя и приморскую — охотников, эксплуатирующих морские биоресурсы.

Специализированный морской зверобойный промысел, возникший 3–4 тысячелетия назад и достигший своего расцвета в I тысячелетии н.э., определил переход приморской части населения — эскимосов — к оседлости.

Предки азиатских эскимосов добывали моржей, тюленей, китов. В отличие от морских зверобоев других регионов они охотились не только на лежбищах. Первыми в мире эскимосы вышли на промысел в море, используя два великих изобретения своей цивилизации: лодки-байдары, каркас которых изготавливался из дерева и обтягивался шкурой моржа, и поворотные наконечники гарпунов, без которых не обходятся и современные охотники на морского зверя.

С конца XIX века в морском зверобойном промысле используются вельботы. Но даже они полностью не вытеснили байдары, более удобные при высадке во время прибоя, плавания по мелководью и т.д.

В XIV–XVI веках к оседлому образу жизни на побережье и промыслу морского зверя перешла и часть чукчей. Они для передвижения по суше и охоты использовали собачьи упряжки.

С середины I тысячелетия н.э. зародилось оленеводство — основное занятие традиционных этносов континентальных районов Чукотки: юкагиров, коряков, чукчей и эвенов. Их главным орудием труда был и остается аркан (чук. — чаат), сплетенный из кожаных ремней. С древних веков кочевники передвигались на оленьих упряжках с деревянными нартами. Незаменимыми и сегодня остаются переносные дома — яранги.

Материальная и духовная культура коренных народов была полностью приспособлена к суровым условиям Арктики. Религиозное верование коренного населения Чукотки — шаманизм. Для этого мировоззрения характерен анимизм — одухотворение всего, что окружает человека — предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь человека, вызывать у него болезни, привлекать удачу и обрекать на несчастья.

У оленеводов и морских охотников каждому сезону хозяйственной деятельности соответствовал особый праздник. Их целью было привлечение добрых духов для обеспечения благополучия. Обязательным элементом праздника был обряд «благодарения».

Шаманизм — одна из наиболее ранних форм религии. Она возникла, по всей вероятности, еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Название происходит из эвенкийского языка, где шаман означает возбужденный, исступленный человек.

Шаманизм сохранился у многих народов мира — в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Его приверженцы убеждены, что шаман может влиять на духов, быть посредником между ними и людьми. В состоянии транса он совершает особый обряд общения с духами — камлание. Механизм этого явления и его значение остаются во многом неясным до сих пор.

Шаманским космологиям свойственно деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых состоит из несколько ярусов или слоев. Верхний мир населяется добрыми духами, подземный мир — вредоносными духами и душами покойников, средний мир — людьми и многочисленными духами-хозяевами (животные, растения и явления).

Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей. К ним он и обращается во время камлания. Духи-помощники преимущественно выступают в образе диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков.

Ритуальные костюмы шаманов включали особым образом изготовленные головной убор, кухлянку и обувь. Их украшали обилием подвесок и амулетов.

Для камлания обычно используется бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым оленем. На нем шаман путешествует в верхний мир, погоняя «животное» колотушкой.

Бубен состоит из деревянного обруча — «обечайки». Пластину для каркаса выгибали либо над открытым огнем, либо с помощью особого приспособления. Затем ее концы сшивали лыком. На внешней стороне обечайки прикрепляли рукоять из березы, рога оленя или клыка моржа. На обруч чукчи и эскимосы привязывали кожу олененка или желудок моржа. Колотушку делали из дерева или кости и обтягивали шкурой.

Чукотка — самобытный край с богатой историей. Выставки, проводимые в Музейном центре «Наследие Чукотки», всегда становятся прекрасным подарком всем, кому интересен этот колоритный регион.

Источник: Журнал «Региональная Россия».
Источник изображения: Журнал «Региональная Россия».


Аналитика на тему