Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Новые вызовы и современные решения в сфере антимонопольного регулирования

Конгресс-центр, конференц-зал B2
Ключевые выводы
Основа развития современной рыночной экономики заключается в защите конкуренции

«Защита конкуренции, обеспечение конкурентных рыночных отношений, недопущение монополистической деятельности — это основа существования и развития современной рыночной экономики. Конкуренция — это динамичное развитие, это стимулирование предприятий к внедрению инноваций, это стимулирование инвесторов к тому, чтобы правильно и аккуратно вкладывать свои деньги, это рост эффективности компаний, это очищение рынка от неэффективных участников ведения бизнеса. Все это делается для того, чтобы обеспечить благосостояние потребителей, эффективное распределение общественных ресурсов и тем самым повышать эффективность экономики в целом. <...> Принятие Федерального закона "О защите конкуренции" [от 26.07.2006 № 135-ФЗ. — Ред.] стало очень важным шагом в развитии системы регулирования, равно как и те пакеты поправок, которые были приняты в этот закон за последние годы», — Андрей Цыганов, Заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Оборотные штрафы благоприятно сказались на развитии антимонопольного регулирования

«Антимонопольное регулирование появляется тогда, когда есть дисбаланс экономического неравенства между хозяйствующими субъектами, когда у одной из сторон появляются дополнительные возможности влиять на другую сторону. <...> Антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование направлено на то, чтобы эту экономическую несправедливость перевести в экономическое равенство, ограничивая в определенном смысле поведение одного субъекта по отношению к другому. Наше антимонопольное законодательство, на мой взгляд, на сегодняшний день полностью соответствует той задаче, которая перед ним поставлена. <...> На мой взгляд, в полной мере антимонопольное регулирование в нашей стране заработало, когда у нас появились оборотные штрафы. <...> Только антимонопольное регулирование, подкрепленное санкциями, которые соразмерны с прибылью монополиста или субъекта, обеспечивает необходимый баланс», — Сергей Пузыревский, Статс-секретарь – заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Гражданский кодекс исчерпывающе охватывает взаимоотношения маркетплейсов с партнерами

«Регулирование маркетплейсов очень часто обсуждается. Мне кажется, у публики складывается впечатление, будто бы маркетплейсы работают вне закона. Это не так. Отношения маркетплейсов и их партнеров — это стандартные гражданско-правовые отношения, которые регулируются классическими правовыми инструментами. <...> Мы убеждены, что ядро этих отношений исчерпывающе охватывается Гражданским кодексом Российской Федерации. Слабая сторона договора всегда имеет право на судебную защиту, если какое-то из условий договора было применено несправедливо. <...> Не повернется язык сказать, что в российских судах у маркетплейсов сложилась какая-то выигрышная позиция. Отношения маркетплейсов и их партнеров регулируются очень эффективно. Одновременно с этим действует огромный пласт и законодательного, и подзаконного регулирования, которое устанавливает строгие обязанности маркетплейсов. <...> Например, ответственность за оборот контрафакта, ответственность за нарушение интеллектуальных прав, за нарушение при обработке, передаче и хранении персональных данных», — Алексей Духанин, Исполнительный директор, Wildberries.

Бизнесу необходимо мыслить категориями интересов всей отрасли

«Бизнес мыслит категориями интереса конкретной компании, а мыслить надо иначе, в рамках отрасли: то, что хорошо для отрасли, однозначно лучше, чем для компании. Если ты будешь растить компанию, сдерживая отрасль, то в конечном итоге либо появится законодательство, либо появится правоприменительная практика, либо появится кто-то, кто будет в более привилегированном положении, чем ты сегодня. Твой рост будет очень быстрый, но очень короткий», — Сергей Беляков, Управляющий директор, Ozon.

Проблемы
Новые игроки на товарном рынке могут не обладать традиционными признаками доминирования

«Говоря о новых вызовах, мы должны отдавать отчет в том, как меняется экономика, какие происходят процессы в этом отношении и что нужно в антимонопольном регулировании при современных условиях. <...> Есть очень большая дискуссия о том, как нам относиться к меняющимся условиям и появлению новых игроков, которые не обладают традиционными признаками доминирования на товарном рынке, но которые могут влиять на поведение других хозяйствующих субъектов. Если с этих позиций посмотреть на современные цифровые платформы, то у них на товарных рынках доли, как правило, не существует. Найти традиционными способами рыночную власть там невозможно, поэтому мы антимонопольное законодательство переводим на рельсы правильного поиска наличия рыночной власти. При наличии таких элементов мы начинаем применять антимонопольные механизмы», — Сергей Пузыревский, Статс-секретарь – заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Добросовестные продавцы и потребители страдают от контрафакта

«Хотела бы обратить внимание на такую глобальную проблему, как контрафакт. <…> Эта проблема нарушает кардинальные интересы добросовестных игроков рынка, как отечественных, так и иностранных. <...> Разумеется, конечный потребитель тоже страдает, потому что факт приобретения подделки не может остаться незамеченным, качество страдает. Плюс добросовестным продавцам и производителям приходится конкурировать на этом рынке с контрафактной продукцией не только по качеству, но и по цене. <...> Конечно, в этом смысле очень важно участие всех регуляторов», — Ирина Филатова, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции.

Поисковые системы и социальные сети остаются без четких антимонопольных правил

«Про нетранзакционные платформы, где нет прямого взаимодействия продавцов и покупателей, к сожалению, мы пока договориться не смогли. Нам бы хотелось сделать соответствующее регулирование. <...> У нас должны быть решения, понятные и прозрачные правила для нетранзакционных платформ, потому что они влияют на товарные рынки. Например, поисковая выдача: если у вас есть приоритизация определенных компаний, то это прямое влияние на конкуренцию. Если здесь не работают антимонопольные правила, это совершенно неправильно», — Сергей Пузыревский, Статс-секретарь – заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Нехватка жестких решений в отношении нарушителей

«Проблема антимонопольного регулирования России в том, что у нас многие государственные чиновники очень снисходительно относятся к монополиям. Этому есть несколько причин. Одна из них — достаточно молодое антимонопольное законодательство. <...> Закон есть, но он не исполняется не потому, что не хотят, а потому, что не считают нужным, внутреннего нет ощущения. Но это еще придет. Тем более мы видим, как меняются отношения. Я с середины 1980-х годов занимался предпринимательской деятельностью. Тот путь, который прошла Россия за эти годы, феноменален. <...> Пока мы не видим жестких решений в отношении монополистов-нарушителей», — Сергей Лисовский, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции.

Отсутствие баланса в регулировании маркетплейсов

«С одной стороны, нам хочется, чтобы антимонопольное законодательство нас не очень регулировало, потому что любое регулирование — это ограничение. С другой стороны, отказ от этих ограничений приводит к еще большим ограничениям. У меня, к сожалению, нет однозначного ответа на то, возможно ли найти тут баланс глазами самого бизнеса или невозможно», — Сергей Беляков, Управляющий директор, Ozon.

Решения
Оперативное реагирование на нарушения и предупреждения компаниям помогают перестраивать практику в соответствии с антимонопольными требованиями

«Когда идет дискуссия по поводу того, что мы начинаем антимонопольным способом что-то регулировать, очень часто звучит мысль о том, что мы что-то запрещаем. Антимонопольное регулирование ничего не запрещает, оно говорит о том, какими правилами нужно руководствоваться, если вы становитесь слишком большим на товарном рынке или если у вас появляются чрезмерные возможности с точки зрения взаимодействия контрагентов. Тогда вам нельзя навязывать невыгодные условия контрагенту, нельзя дискриминировать контрагентов, устанавливать монопольно высокую цену, необоснованно отказывать в заключении договоров. Правильное, разумное ведение бизнеса и взаимодействие с контрагентами — вот что такое антимонопольные правила. Что касается цифровых платформ... мы здесь долго раздумывать не стали, поскольку было много жалоб в отношении этих платформ, поэтому уже выданы соответствующие предупреждения. Компании, которые получили предупреждения, перестраивают свою практику в соответствии с антимонопольными правилами», — Сергей Пузыревский, Статс-секретарь – заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Межгосударственный обмен опытом зарекомендовал себя как полезный механизм развития антимонопольного регулирования

«Обмен опытом между странами крайне интересен. Тем более все маркетплейсы во всем мире стараются максимально скрывать информацию о своей деятельности, о партнерах. Например, в Китае существует очень серьезная система ответственности и требования об открытии информации по запросам под угрозой больших штрафов либо приостановки взаимодействия с контрагентами. Также интересен опыт Нигерии, которая практикует опросы потребителей и использует результаты их работы, а также существующие многоуровневые штрафы для владельцев маркетплейсов», — Ирина Филатова, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции.

«Биржевая торговля — инструмент, который используется для обеспечения свободы движения товаров в странах и очень хорошо себя зарекомендовал. Хочу отметить, что, например, по сравнению с первым кварталом 2023 года в первом квартале 2024 года биржевая торговля в странах показала рост 82%. Соответственно, в рамках реализации стратегических направлений экономической интеграции комиссия тоже проводит эту работу. Ведется работа по формированию общего биржевого пространства в союзе [ЕАЭС. — Ред.]. Уже подготовлена концепция», — Ольга Королькова, Заместитель директора департамента антимонопольного регулирования, Евразийская экономическая комиссия.

Маркетплейсы необходимо включить в солидарную ответственность и начать регулировать последовательно и осторожно

«Нам придется обязать маркетплейсы обеспечить более жесткий контроль входа продавцов на этот рынок. Также необходимо обеспечить солидарную ответственность по факту реализации тех товаров, которые имеют место на этих платформах. Потому что, к сожалению, наши маркетплейсы заняли стороннюю позицию — минимум ответственности и обязанностей», — Ирина Филатова, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции.

«К регулированию в любом случае нужно подходить очень осторожно. Лучше все дискуссии переводить всегда на язык цифр, тогда мы поймем, какое влияние это регулирование имеет на участников рынка. На нашей площадке более одного миллиона предпринимателей торгуют своей продукцией, более 42 тыс. пунктов выдачи — это зачастую большие коллективы. То есть регулирование затронет минимум десятки миллионов граждан. В этих вопросах к регулированию нужно подходить последовательно и осторожно. Важно не допустить, чтобы новые форматы торговли, которые стремительно развивались, стремительно не возвращались обратно к таким старым форматам, как интернет-магазины», — Алексей Духанин, Исполнительный директор, Wildberries.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС

Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта