Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

НКО без границ: государство и общество

Конгресс-центр, конференц-зал E9
Ключевые выводы
Отказ от вмешательства во внутренние дела и прекращение деятельности антироссийских организаций

«Запад использует НКО в качестве инструмента гибридной агрессии. От мягкой силы они перешли к жесткому нападению. <...> У нас тоже есть НКО. Фонд [поддержки публичной дипломатии] имени А.М. Горчакова, многие другие структуры. Разница в одном: ни одна из наших неправительственных организаций, даже тех, которые работают при МИДе [Министерство иностранных дел. — Ред.], не ставят своей задачей вмешательство во внутренние дела. Тем более смену режима или изменение внутриполитической обстановки», — Мария Захарова, Директор департамента информации и печати, Министерство иностранных дел Российской Федерации.

«Принципиальное отличие НКО заключается в их социальной направленности, основная цель — благо нашей страны. Нам важно, чтобы выбор наших граждан диктовался не зарубежными финансовыми потоками, а исторически присущими духовно-нравственными традициями и ценностями», — Олег Свириденко, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Поддержка НКО и необходимость активных действий вместо обороны

«А наши методики где? Мы стараемся наладить эту работу. Она должна быть расширена, по крайней мере, до круга БРИКС. <…> Надо в рамках широкого БРИКС пытаться создать единое образовательное ядро. И мы начали эту работу. Коллеги из других стран предлагают, что будут изучать дети в школах всех стран БРИКС. Наш вклад — это точно Толстой и Достоевский. Каждая страна должна предъявить свои величайшие достижения. Надо учить сильного человека, который не боялся бы западной пропаганды, который не боялся бы освоить культурные достижения всего мира, который не боялся бы заявить о себе. Когда обсуждаем НКО без границ, нужна смелость, дерзость, а не только добрые дела. Надо попытаться повлиять вместе на культурную политику», — Валерий Фадеев, Советник Президента Российской Федерации; председатель, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Проблемы
Недостаток финансирования некоммерческих организаций

«Совокупно бюджет по всем видам расходов, по всем операторам суммарно — чуть меньше 4 млрд рублей на чуть больше чем 700 организаций. Это поддержка 2010 года. Спустя 14 лет мы имеем поддержку на уровне чуть более 37 млрд рублей и более 8 тыс. организаций. Враждебное финансирование весьма существенно. В 2023 году суммарно государственную поддержку получили 8235 социально ориентированных некоммерческих неправительственных организаций, при этом 8146 — на конкурсной основе. 84% всех организаций получили поддержку по нашей линии, а мы оперируем только четвертью государственных средств — 9,7 млрд рублей», — Илья Чукалин, Генеральный директор, Фонд президентских грантов.

«Фонд Горчакова изначально был создан как организация, которая должна была выдавать только гранты для некоммерческих организаций. В 2010 году фонд стал осуществлять свою самостоятельную деятельность в проведении собственных программ для работы с некоммерческим сегментом. К сожалению, институтов, которые выделяют средства для некоммерческих организаций, которые занимаются внешнеполитической деятельностью, очень мало. А организаций, которые имеют право выделять средства для иностранных некоммерческих организаций, вообще три. И мне кажется, что одна из наших с вами глобальных задач — создать больше таких инструментов для поддержки некоммерческого сегмента — как российского, так и иностранного», — Виктория Карслиева, Заместитель исполнительного директора, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.

Давление и вмешательство через НКО на внутренние дела стран

«Запад и не скрывает своего прямого участия. Вспомните слова Виктории Нуланд о том, что США вложили около 5 млрд долларов в Украину с 1991 года. Это только то, что она озвучила. Можно сказать, то, что проходит по их платежкам. Вспомните, когда ее в 2022 году прижали на слушаниях американские законодатели, [спросили], правда ли есть биологические лаборатории на территории Украины, которые вы курируете? Помните ее лицо? А она не могла сказать, что нет таких лабораторий. Почему? Потому что иначе все — тюрьма. Они есть, и это доказано, они финансируются. <…> Имеются многочисленные свидетельства финансового накачивания гражданского сектора Украины через западные НКО, например, Pact Incorporation, Internews, International Republican Institute и очень многое другое. Так называемый фонд «Открытое общество» Сороса [Open Society Foundations. — Ред.] — это еще один антигерой в этом списке», — Мария Захарова, Директор департамента информации и печати, Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Решения
Усиление контроля

«Государство выстраивает и выстроило оборону от враждебного влияния, есть механизмы его купирования», — Илья Чукалин, Генеральный директор, Фонд президентских грантов.

«Наблюдается тенденция к уменьшению количества иностранных НКО. <…> Сегодня — 55 против 103, которые были в 2020 году. Полагаю, что не последнюю роль здесь сыграло усиление контроля Министерством юстиции за их деятельностью и в целом государственная позиция, направленная на сохранение и укрепление суверенитета России. Так, за последние два года из реестра исключены 38 структурных подразделений иностранных НКО, в том числе 18 — по решению Минюста в связи с выявленными грубыми нарушениями закона и занятием деятельностью, отличной от заявленной при регистрации, что недопустимо», — Олег Свириденко, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Поддержка НКО на государственном уровне

«Несмотря на многочисленные сложности и политизированность некоммерческого сектора, нельзя не учитывать огромный положительный потенциал общественного воздействия НКО на сознание людей, их ключевую роль в укреплении межкультурного диалога, защите прав человека и продвижении глобального сотрудничества. Минюст наравне с защитой национальных интересов прикладывает много усилий к созданию максимально благоприятного и комфортного взаимодействия государства и некоммерческого сектора. В частности, для НКО, работающей на международном треке, безусловно, востребованной является возможность электронной подачи документов в Минюст при регистрации, что, в свою очередь, освобождает от уплаты госпошлины и обращения к нотариусу. Также планируется в ближайшее время сокращение сроков в регистрации документов. В рамках межведомственного взаимодействия Минюстом осуществляется оптимизация отчетности НКО, разработка ее единой формы, исключение необходимости предоставления дублирующей информации в Росстат, электронный способ подачи, в том числе с помощью мобильного приложения», — Олег Свириденко, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС

Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта