Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Интерактивная сессия «Дело Веры Засулич: pro et contra»

Конгресс-центр, конференц-зал D2
Ключевые выводы
Безнаказанность порождает вседозволенность

«Оправдательный вердикт Вере Засулич — это обвинительный вердикт [петербургскому градоначальнику] Федору Трепову. <…> Абсолютная безнаказанность Трепова привела к желанию людей каким-то образом прекратить это. Да, пожалуй, совсем неправильным [образом]», — Светлана Володина, Президент, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.

«Когда Федор Трепов, находясь на государственной службе, отдал приказ об иссечении Алексея Боголюбова плетьми, он совершил незаконный и несправедливый поступок. Действующая тогда власть не осудила это. Он не то что не был наказан — само событие не получило осуждения у власти. <…> Настроение общества было очень непростым. Трепов стал для широкой российской общественности олицетворением произвола власть предержащих. <…> Формально, с юридической точки зрения, подсудимой была Засулич, но реально, учитывая общественную обстановку, был еще один подсудимый — Трепов. Оправдывая Засулич, суд присяжных выносил обвинительный вердикт Трепову — делала то, чего не сделала тогдашняя власть», — Данил Рыбин, Директор, Санкт-Петербургский институт (филиал), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России).

«По делу Веры Засулич не была установлена истина, процесс превратился в суд над Треповым», — Константин Чуйченко, Министр юстиции Российской Федерации.

«Этот процесс, по сути, стал обвинительным приговором Трепову», — Александр Звягинцев, Заместитель директора по международному сотрудничеству, Институт государства и права Российской академии наук.

«Главное для порядочного, честного политика — предвидеть последствия своих действий. Если он не предвидит последствий и не отвечает за них, он фигляр. <…> Террор в России начался раньше этого дела, но разгорелся именно после него», — Валерий Фадеев, Советник Президента Российской Федерации; председатель, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Правосудие неразрывно связано с общественным настроением

«Прокурор был слабый, и процесс был таким же. А после этого что? Наступил адаптационный невроз общества на управленческие решения власти. Общество не понимало, что делать. С одной стороны, есть законы, которые превыше всего, и их надо исполнять. <…> А где правда? Правда, оказывается, у всех своя», — Александр Звягинцев, Заместитель директора по международному сотрудничеству, Институт государства и права Российской академии наук.

Анатолий Кони стал величайшей фигурой в истории российской юстиции

«[Председательствующий судья в Петербургском окружном суде по делу Веры Засулич, общественный деятель Анатолий] Кони оставил после себя огромное гуманитарное наследие. Несмотря на нашу критику, ничто не умаляет его заслуг перед российским обществом. Это великий гуманист и теоретик, это создатель судебной этики, интеллектуал», — Константин Чуйченко, Министр юстиции Российской Федерации.

«Фигура Анатолия Кони — образец для юристов любой специализации, свидетельствующий о том, что можно оставаться не только государственным служащим, но и человеком», — Михаил Барщевский, Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

Проблемы
«Высокие нравственные начала» не могут служить единственным основанием для оправдания подсудимого

«Если исходить из того, что оправдание Засулич было обоснованным, то получается следующая картина: если человек по своей сути, нравственному портрету положительный, если он реагирует на несправедливость путем совершения действий, имеющих признаки состава преступления, то он должен подлежать оправданию. Получается, что в правовую систему нужно вводить в качестве нового обстоятельства, которые исключают уголовную ответственность, — помимо необходимой обороны и крайней необходимости — совершение преступлений или проступка, подпадающего под признаки преступления под влиянием высоких нравственных начал. Конечно, это невозможно, и быть такого не должно», — Константин Чуйченко, Министр юстиции Российской Федерации.

«Суд присяжных так работает и сейчас. Для них вина отличается от виновности в профессиональном суде перед законом. Присяжных называют "судьями совести". <…> Если не удается примирить вину перед законом с нравственной оценкой, если не удается "овиноватить" нравственного человека, который нарушил закон, они выносят оправдательные вердикты», — Генри Резник, Вице-президент, председатель комиссии прав адвокатов, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации; первый вице-президент, Адвокатская палата города Москвы.

Решение суда не может основываться лишь на талантливом выступлении одной из сторон по делу

«Не могут судья или присяжные заседатели выносить решение только лишь на основании того, что выступление адвоката было талантливым, а выступление прокурора — безликим. Все-таки талант представителя — будь то обвинение или защита — не должен предопределять приговор. <…> Надо очень осторожно относиться к таким оценкам, потому что это может привести к лицедейству. <…> Талант не должен определять суть выносимого приговора», — Константин Чуйченко, Министр юстиции Российской Федерации.

Решения
Между правом и моралью необходим баланс

«В этом деле вопрос решился в пользу морали. Между тем, это совершенно неправильно. Если есть противоречие закону, ни в коем случае нельзя обосновывать противозаконность высшими соображениями нравственности. Не любая незаконность должна признаваться безнравственностью», — Константин Чуйченко, Министр юстиции Российской Федерации.

«Есть преступление. Есть конкретный преступник. Установи этого преступника, оцени его действия с точки зрения закона, а потом решай, что с ним делать. Этого не произошло. Закон — это минимум морали. Когда перестают действовать духовно-нравственные нормы общества, тогда начинает работать закон», — Александр Звягинцев, Заместитель директора по международному сотрудничеству, Институт государства и права Российской академии наук.

«Когда у Анатолия Кони спросили: "А что же делать, чтобы не было Засулич?". Ответ был такой: "Не сечь". Мне кажется, и сегодня это тоже очень важный ответ», — Виктор Буробин, Президент адвокатской фирмы «Юстина».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС