Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Стратегические и дефицитные виды полезных ископаемых: освоение, воспроизводство, использование

Ключевые выводы
Развитие производства и потребления минерально-сырьевой базы необходимо для экономики России

«Технологический уклад мира стремительно меняется. Поэтому приоритеты в развитии, освоении минеральной сырьевой базы перестраиваются на высокотехнологичное сырье. Причем перестраиваются не только в нашей стране, но и во всем мире. <…> Растет спрос на батарейные металлы, металлы для производства проводников, водородной и солнечной энергетики. По данным международных и российских экспертов, к 2030 году кратно увеличится спрос на медь, графит, кобальт, а [увеличение] потребления лития прогнозируется примерно в семь раз», — Александр Козлов, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

«На данный момент мы обладаем достаточно богатой минерально-сырьевой базой. Считаем, что при эффективном использовании этой сырьевой базы мы можем обеспечить не только свои текущие потребности и перспективные потребности, но и, в том числе, конкурировать в целом на мировой арене. Китай занимает сейчас ровно половину по запасам группы редких и редкоземельных металлов, у нас 17%. <…> Сейчас невозможно представить производство сложной высокотехнологичной продукции без использования редких и редкоземельных металлов. Несмотря на то, что объемы производства их небольшие, порядка 2 тыс. тонн мы производим, прогнозируем, что до 2030 года вырастем до 3 тыс. тонн потребления. В целом мы не видим возможности без этих металлов производить самолеты, микроэлектронику, катализаторы для нефтехимии — это наиважнейшие элементы в жизненном цикле всей экономики», — Михаил Юрин, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Проблемы
Увеличение спроса на критическое сырье будет расти, поэтому необходимо наращивать работу по геологоразведке в Сибири и на Дальнем Востоке

«По нашим прогнозам, примерно через 15-20 лет спрос на критическое сырье будет настолько высоким, что известные и ранее изученные месторождения станут очень быстро отрабатываться. Геологоразведчики просто не успеют подготовить новые. В силу крайней сложности методов поиска таких месторождений нужно уже сейчас наращивать поиск и постановку ресурсов, и перевод их в запасы», — Александр Козлов, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

«[Геологоразведочные] работы проводились в основном в Сибирском федеральном округе и на Дальнем Востоке, потому что там наиболее большой потенциал, в том числе и по дефицитной группе. Есть еще очень слабо изученные регионы, но и в том числе можно найти новые перспективные площади даже уже внутри хорошо изученных регионов, так называемые слепые залежи, которые не выходят на поверхность», — Евгений Петров, Руководитель, Федеральное агентство по недропользованию.

«Из тех проектов, которые мы реализуем, мы видим, что в текущей ситуации, когда лидируют компании из Китая, которые управляют ценообразованием и товарными потоками по миру, наши проекты находятся либо на грани экономической эффективности, либо вообще не представляют для инвестора интерес», — Михаил Юрин, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Решения
Государство готово предоставлять дополнительные преференции компаниям, которые организовали полную переработку дефицитного сырья

«С учетом новых геополитических задач мы тоже не стояли на месте. Анализируя всю ситуацию, мы обновили перечень стратегических видов минерального сырья, увеличив их до 55 позиций. Теперь это не только редкие металлы, но и калийное фосфорное сырье, подземные воды в том числе. Сформировали перечень дефицитного стратегического сырья — это 17 полезных ископаемых. Это те самые критические металлы, за которыми началась охота во всем мире. Они нужны нашей промышленности. Вместе с коллегами из промышленности подготовили перечень продукции высокой степени передела, которая может быть получена из дефицитного сырья. На сегодняшний день мы видим в нем 310 позиций. Компании-недропользователи могут рассчитывать на дополнительные преференции от государства при организации полной переработки дефицитного сырья», — Александр Козлов, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

«Мы разработали дорожную карту развития новых материалов. В <...> [ней] мы говорим о том, что к 2024 году мы должны обеспечить 50% своей потребности в группе редких и редкоземельных металлов. К 2030 году [должны] выйти полностью на самообеспечение, то есть на уровень независимости от импортных поставок. Это амбициозные планы. Есть ряд проектов, которые сейчас уже реализуются, которые Минпромторг поддержал. У нас есть сквозные меры поддержки по данным проектам — это научно-исследовательские разработки, отработки технологии на опытно-промышленной стадии, меры поддержки по льготному финансированию, по специальным инвестиционным контрактам, которые позволяют облегчить налоговый режим инвестору», — Михаил Юрин, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС