Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Виртуальные миры, реальные проблемы: цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии

Павильон G, конференц-зал G4
Ключевые выводы
Игровая индустрия все больше выделяется в отдельную значимую область и представляет большое поле для выстраивания правового регулирования и его развития

Игровая индустрия сейчас составляет примерно 172 миллиарда долларов в мире. Для сравнения, всех билетов в кинотеатры, проданных за год, в прошлом году, примерно 44-50 миллиардов долларов. То есть на самом деле игровая индустрия втрое важнее, чем кинематограф, по сути. В кинематографе есть юристы, ну, в игровой индустрии их чуть-чуть меньше — Николай Андреев, Руководитель налоговой практики, Юридическая компания «Зарцын и партнеры»; руководитель центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета, Государственный академический университет гуманитарных наук.

Игры – это одна из современных форм медиа. Вот собрали вместе кино, телевидение, литературу, хореографическое искусство, получили совершенно новый интегративный такой вид медиа, в котором еще и интерактивность играет ключевую роль, ты сам во многих играх создаешь свою историю — Владислав Архипов, Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Зачем индустрии юристы на самом деле. Есть некоторый скептицизм от индустрии к юристам, зачем они нужны, но он объясняется очень просто: чтобы на дальнейших стадиях, когда уже игра или компания разовьется, проблемы, появившиеся прям в самом рождении компании, которые просто не учитывались потому, что юристов не было, не привели к ее гибели, например, как спор за права на движки, которые были в основе игры, и так далее — Николай Андреев, Руководитель налоговой практики, Юридическая компания «Зарцын и партнеры»; руководитель центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета, Государственный академический университет гуманитарных наук.

Важно не упустить возможность формирования новой среды для создания и продвижения игр, поддержки российских производителей, а также защиты прав граждан и национального суверенитета

Цифровая трансформация государства и бизнеса предполагает уделить особое внимание созданию комфортной правовой среды и подготовке, сохранению, преумножению кадров не только в сфере IT, кибербезопасности <…> но и в сфере права — Ольга Бинда, Заместитель главного редактора, Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ).

Завтра будет уже поздно, потому что мы находимся в уникальной ситуации, когда есть возможность правовыми нормами создать новую среду для создания игр, новую среду для продвижения игр и новую среду для поддержки производителей, тех, кто, собственно, этот рынок создает, и, конечно же, при этом обеспечить защиту национального суверенитета и прав граждан. Мне кажется, сейчас как никогда это очень актуально — Борис Едидин, Заместитель генерального директора по правовым вопросам, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ).

Проблемы
Санкции затронули игровую индустрию, ограничив доступ российским разработчикам к программному обеспечению и сократив экспортные возможности

Рынок компьютерных игр в России достаточно серьёзно развивался в последние годы, и в то же время сейчас мы столкнулись по-настоящему с непростой ситуацией, когда те же самые разработчики, например, лишились привычной среды для разработки и столкнулись со многими подобными проблемами — Владислав Архипов, Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Риск вторичных санкций сдерживает потенциальный спрос на российские игры

Даже если мы сторы выведем за рубеж, из-за вторичных санкций люди побоятся, условно китайцы, гонконгцы, побоятся платить в пользу российских компаний, покупать компьютерные игры. Соответственно, нужно, в первую очередь, не мешать людям платить не только фиатами и деньгами обычными, но и, видимо, криптовалютой и цифровыми финансовыми активами, которые не попадают под вторичные санкции и так далее, чего мы пока что не добились. Вот это нам бы помогло открыть наш рынок, в том числе коллегам из Азии, и при этом не подводить людей из Азии и юго-восточных регионов под монастырь вторичных санкций. Но пока что вот этого нет", – руководитель налоговой практики юридической компании "Зарцын и партнеры" — Николай Андреев, Руководитель налоговой практики, Юридическая компания «Зарцын и партнеры»; руководитель центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета, Государственный академический университет гуманитарных наук.

Отсутствие жестких правовых норм дает возможность игровой индустрии формировать регуляторные условия, в том числе для минимизации последствий санкций, но пока это остается задачей

В отличие от других сфер у нас, у юристов и в целом у общества, есть уникальный шанс пойти немножечко по другому пути. Почему? Потому что все законодательство, которое сформировалось в отношении цифровых сервисов, оно, честно говоря, создает ощущение, ну такой, легкой императивности, запретов со стороны государства, ограничений. В отношении игровой индустрии пока каких-то жестких правовых норм не принято, и это, наверное, хорошо. И это создает шанс, учитывая опять же внешние обстоятельства, учитывая, что в целом российская игровая индустрия, она экспортоориентированная, более 80% прибыли компаний формировалось за рубежом, и я надеюсь, что эта тенденция все-таки будет продолжена, и это объективно, потому что аудитории в стране никогда не будет достаточно, и это наш хороший качественный товар, для которого нужно создать такие регуляторные условия, которые бы позволили: а) развиваться внутри по новым правилам в новых условиях и б) создать условия для того, чтобы тот экспортный потенциал, который сформировался, он остался. И это в общем-то и юридическая задача в том числе — Борис Едидин, Заместитель генерального директора по правовым вопросам, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ).

Будет возникать все больше вопросов в сфере защиты авторских прав и прав потребителей

Очень важный момент – это защита прав. Потому что мы говорим о том, что никто никогда не занимался – это не так. Уже давно судятся за цифровые предметы в виртуальных мирах, за нарушение прав. Вот недавно был хороший спор, начался интересный спор, когда один из художников метавселенной скопировал сумку Birkin и после этого получил иск о нарушении авторских прав. И вот буквально вчера, пример из России, один из пользователей ввиду того, что случилось с игровой индустрией и политикой отмены Sony, он подал иск в суд с требованиями о том, чтобы заменить свой PlayStation, где не было дисков, ну то есть где можно закачивать игры только через Store, заменить ее на диски, потому что диски включены в параллельный импорт и если у тебя приставка с дисководом, то в этом случае ты сейчас можешь играть, у тебя Store не отключен. И российский суд, посмотрев на ситуацию, сказал: действительно, это можно считать, поскольку вы отключили Store, существенным недостатком и принял решение в пользу потребителя о том, чтобы дистрибьютор приставки непосредственно заменил ее на приставку с диском. И чем дальше, тем больше вопросов у нас будет возникать в этой сфере — Александр Журавлев, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.

Игровой индустрии сложно найти основания для введения упрощенного порядка государственного финансирования

Найти юридические, социальные и иные основания, почему игровая индустрия должна иметь упрощенный порядок государственного финансирования, в отличие от всех иных сфер, будет, наверное, сложно. При этом мы все понимаем, что государственные деньги – это всегда риски для бизнеса в силу тех или иных обстоятельств — Виктор Наумов, главный научный сотрудник Сектора Информационного права и Международной информационной безопасности ИГП РАН, руководитель проекта «Сохранённая культура».

Жесткое цензурирование контента игр приведет к обратному эффекту

Есть отдельные элементы в каждой игре, которые могут противоречить нашему законодательству <…> Но жесткое цензурирование не следует вводить, потому что тем самым просто мы создадим обратный эффект, когда люди будут использовать торренты и получать те же самые игры и играть в них еще больше — Александр Журавлев, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.

Решения
Государство может взять на себя роль ушедших с российского рынка инвесторов, а также оказать помощь развитию индустрии упрощением процедуры получения финансирования

Финансирование контента. <…> У нас не просто разработчики ушли с рынка, а ушли инвесторы. И поэтому, вероятно, государство будет брать на себя роль некого глобального инвестора, в том числе в этот контент, потому что он стратегически важен. Если это будет происходить, то важно изменить правила и сделать чуть проще получение соответствующих субсидий, грантов и денег на разработку проектов, потому что мы все понимаем, что игровой студии, в отличие от классических IT-компаний, многих классических IT-компаний, им очень сложно вести бухгалтерию, заниматься вопросами с лидами и отчитываться в классическом плане за те деньги, которые на сегодняшний день существуют. И, соответственно, второй момент – это упрощение процедуры получения финансирования от государства на создание соответствующих игр. Это очень важно, потому что если этого не сделать, то даже если студия может сделать проект, она просто не сможет отчитаться по бумагам и закрыть непосредственно вопрос, связанный с финансированием — Александр Журавлев, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.

Необходим комплекс мер, которые бы позволили российской игровой индустрии активнее выходить на международные рынки

Может быть, не прося особо денег у государства и даже не претендуя на налоговые льготы <…> попросил бы, либо порекомендовал, либо, может быть, если игровая индустрия будет более активна, потребовал профинансировать сложный комплекс мер, которые бы позволили российской, оказавшейся в непростых условиях, индустрии активнее выходить на международные рынки по иным альтернативным каналам, которые были ранее, когда мы имеем Google Play, iTunes и иже с ними. У нас есть рынки, которые культурно нам более близки, в отличие от рынков классических Запада и в условиях принадлежности известных лидеров сторов тем или иным компаниям, и в этих обстоятельствах, конечно, никакие студии, никакие, даже крупные, компании сами активно и успешно выбираться на, скажем, региональные рынки не смогут <…> У нас институтов развития огромное количество. Вопрос, чтобы их эффективность была направлена в том числе и на предмет нашего с вами обсуждения, и создание вот таких коридоров и возможностей. Пропаганда, в том числе российских продуктов в этой связи, это то, на что государство вполне могло бы успешно тратить деньги — Виктор Наумов, главный научный сотрудник Сектора Информационного права и Международной информационной безопасности ИГП РАН, руководитель проекта «Сохранённая культура».

Приоритет российским разработчикам и заморозка комиссии от продажи российских игр дадут стимул развитию

С учетом той ситуации, которая в мире происходит, нужно поставить приоритет российским разработчикам. И с учетом того, что сейчас очень сильно сузилось поле для распространения контента, то есть российские разработчики, не используя обходных путей, не могут попасть в сторы, соответственно, мы будем говорить о том, что у нас будет один или два стора – это MY.GAMES и VK, VK Play, возможно, еще один какой-то – и я бы на месте государства и на месте непосредственно этих сторов на определенный период времени заморозил комиссию сторов от продажи российских игр, которые произведены здесь и произведены российскими производителями. Это тоже важная мера, которая должна стимулировать непосредственно студии для того, чтобы оборотные средства были вложены в разработку игр, а не уходили вовне — Александр Журавлев, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.

В текущих условиях важно определить порядок входа на российский рынок зарубежных компаний, чтобы создаваемые для игровой индустрии льготные условия сработали

На самом деле, рынок игр на сегодня существует из российских игр и российских разработчиков и зарубежных игр и зарубежных разработчиков. И большинство из них до сих пор здесь остались, и в общем-то к ним есть доступ. Соответственно, и я думаю, что в какой-то обозримой перспективе, в любом случае, и Президент об этом говорил, мы остаемся открытым рынком. Компании будут приходить, и здесь очень важно определить порядок входа зарубежных компаний, зарубежных игр на российскую аудиторию, о чем говорили, и в целом на российский рынок для того, чтобы те условия, которые создаются льготные, финансирование, кредиты, упрощенное налогообложение, чтобы они действительно сработали. Потому что можно сколько угодно вкладывать в российские компании, в российских производителей, но очевидно, что мощности крупных зарубежных студий в разы больше, и эту историю нужно иметь в виду, поэтому нужны какие-то условия входа зарубежных игроков на российский рынок — Борис Едидин, Заместитель генерального директора по правовым вопросам, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ).

Комьюнити разработчиков и производителей игр требует внимания государства, так как игры уже можно отнести к новому виду массовой культуры

Иногда забываем о роли самого разработчика. Много говорим об играх, об их содержании, но их делают люди. И то комьюнити, которое сформировалось, которое посвящает свою жизнь производству игр, конечно, оно требует особого внимания со стороны государства, разговора государства с этими людьми, образования, просвещения, каким-то образом, для того чтобы люди понимали, что каждый персонаж, каждое действие, каждый логический ход, который закладывается в эти игры, он в конечном счете отражается на нравственном, духовном здоровье тех, кто в это играет. Это очень важно, мне кажется, за всей регуляторикой нужно не забывать важность и настоятельную необходимость работы с комьюнити — Борис Едидин, Заместитель генерального директора по правовым вопросам, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ).

Есть мобильные игры, ориентированные на то, чтобы разработчики могли преимущественно заработать на эксплуатации каких-то слабостей игроков, ну может эксплуатация это громкое слово, но тем не менее какие-то элементы есть. Есть многопользовательские игры, где люди создают сообщество, виртуальные миры. Есть киберспортивные игры. Есть однопользовательские игры с сюжетом. И тут получается, что это некий новый вид, ну как минимум, массового искусства, массовой культуры, и вот этот элемент культуры нам тоже не нужно упускать из виду, потому что через игры транслируются определенные смыслы, можно сказать, игры – это тоже инструмент молодежной политики и игры – это инструмент информационного взаимодействия — Владислав Архипов, Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Ряд задач можно решить созданием собственного качественного контента

Насчет создания своего контента, это действительно важно. <…> Потому что тут мы все так или иначе говорим о неком подтексте, а подтекст – это некая пропаганда, первое. Второе, это некое влияние на людей. Так же как в классических фильмах, когда русские всегда злодеи у американцев, то есть они бандиты гангстеры <…> На мой взгляд, важно создать альтернативный хороший контент, и тогда он вытеснит другой контент. Но при этом, конечно, должны быть некие границы и контроль со стороны государства — Александр Журавлев, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.