Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Бюджетная и налоговая политика. Новая реальность: вызовы и возможности

Павильон G, конференц-зал G6
Ключевые выводы
Экономика России обладает большим потенциалом и запасом устойчивости

Мы неплохо подошли с точки зрения бюджетной политики. У нас низкий [государственный — Ред.] долг, у нас хорошие запасы были на случай подобной ситуации, у нас работали принципы и правила. В нынешних условиях мы смягчаем бюджет, с тем чтобы помочь людям и бизнесу. Если говорить о спросе — это отсрочки, это увеличение поддержки людей, пенсии, семьи с детьми. Мы снизили импортные пошлины, поддерживаем субсидиями закупки по импорту. Мы даем дополнительный бюджетный ресурс, чтобы влить в экономику деньги, чтобы у нас денежное предложение в экономики не сокращалось, а, наоборот, увеличивалось — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Как показывает наш недавний опрос среди предприятий, европейский бизнес сейчас проходит самый сложный момент за время его присутствия в России. Мы благодарны, что в это сложное время мы находим поддержку и видим готовность продолжать с нами работать со стороны властей [Российской Федерации — Ред.]. Конечно, [у европейского бизнеса — Ред.] есть намерение присутствовать, и это тоже наш недавний опрос показывает четко. Мы очень рады констатировать, что в более долгосрочной, десятилетней перспективе, бизнес по-прежнему ожидает, что у российской экономики будет потенциал, и сохраняет интерес к ней. Это нас обнадеживает, и мы ради этого будем продолжать работать — Шиллинг Тадзио, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ).

Правительство России оказывает серьезную поддержку региональным бюджетам

Когда мы говорим про равные условия для регионов с точки зрения межбюджетного законодательства, то это действительно, так. Есть Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, которые четко эти правила отрегулировали. Антон Германович [Силуанов, Министр финансов Российской Федерации. — Ред.] верно говорит, что регионам, которым не хватает [средств. — Ред.], Минфин выделяет серьезную поддержку, в последнее время индексирует ее. Это позволяет базовые услуги выполнять — Ефимов Владимир, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

Сейчас время для смягчения кредитно-денежной и бюджетной политики, раз уж мы собрались бюджеты обсуждать. Но это смягчение не должно быть бесконечным. Хочу отметить, что Минфин в отношении регионов, мне кажется, держит планку, у него все равны. И в принципе, с учетом определенных алгоритмов, мы понимаем и прогнозируем свое положение — Никитин Глеб, Губернатор Нижегородской области.

Проблемы
Снижение спроса и объемов бюджетных поступлений

По прогнозу внутреннего регионального продукта, то есть экономики региона, сейчас мы имеем достаточно оптимистичный результат по промышленности, 103,3%, но, конечно, он был более оптимистичным четыре месяца назад — 110%, то есть динамика уже пошла вниз. По строительству — уже негатив, минус 7%, по торговле тоже идет проседание. Что мы имеем последние два месяца? Кардинально снизился импорт, увеличился экспорт, и у нас очень сильно вырос платежный баланс. У нас падение в стройке — на 75% в кредитовании, в целом в экономике — на 40% в кредитовании. Падение кредитования — это падение инвестиций, падение деловой активности, естественно, это приводит к снижению прибыли, снижение прибыли приводит к снижению доходов бюджета региона — Никитин Глеб, Губернатор Нижегородской области.

Проблемы, которые мы сегодня видим в части бюджетной, налоговой политики — это, конечно, риски, риски снижения поступлений в бюджет. Несмотря на то, что в целом экономика работает стабильно, в отдельных отраслях мы знаем и видим, что это происходит, и для этих регионов есть большие, серьезные сложности. Здесь налоговая, бюджетная политика должна вставать в полный рост. Приведу пример Челябинской области — это металлургический регион. <...> Проблемы уже есть сегодня со снижением спроса, с курсом, который не позволяет выходить на экспорт с соответствующей маржинальностью, и так далее — Текслер Алексей, Губернатор Челябинской области.

Неоднородность финансовых возможностей регионов

Мы выстроили систему практически отсутствующего бюджетного федерализма. И регионам можно задавать вопрос: когда они могут управлять налогами. У нас нет реального федерализма, у нас нет бюджетного федерализма. Регионы могут только то, что им предписано. Аспект, который связан с проблемой федерализма, связан с тем, что у нас все поставлено так, что в кризис бедному быть лучше, потому что дотации никуда не денутся. А доходы развитого региона, который эффективен, строит налоговую базу, упадут. У нас очень сложное распределение финансовых возможностей — Мау Владимир, Ректор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Мы понимаем, что, в зависимости от того, насколько крупный населенный пункт, стоимость стандарта качества отличается. Чтобы обеспечить функционирование образовательного, медицинского учреждения в небольшом населенном пункте, мы понимаем, что нужно в три-четыре раза больше денег. Мы можем позволить себе иметь школу на тысячу детей, можем на две. Эффективность этой школы в разы выше, чем эффективность школы на 100 учеников. И по нагрузке на преподавателя, и по той заработной плате, которую можем обеспечить такому преподавателю, ну и, конечно, по качеству самой школы, потому что в расчете на одного ученика у нас затраты будут существенно ниже — Ефимов Владимир, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

Решения
Стимулирование роста спроса и укрепление покупательской способности

Что сейчас делать, как бюджет должен реагировать на происходящие события? Нужно поддерживать и спрос, и предложение с одной стороны. И такие инструменты у бюджета есть. И уже целый ряд таких решений принят. Для того, чтобы поддержать спрос, мы приняли целый ряд решений в области налогов, отсрочили налоговые платежи, сделали отсрочку по страховым взносам, 1 триллион 600 миллионов [рублей. — Ред.], между прочим, получат за этот период предприниматели по такой отсрочке — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Для того, чтобы регион мог нормально развиваться, нужно, чтобы была, как минимум, покупательская способность, <...> тогда пойдет и малый бизнес развиваться, и какой угодно. Когда он заинтересован реально приходить. Если посмотрим, в крупных регионах, городах, качественные услуги предоставляются за значительно меньше деньги. Пора пересмотреть нашу бюджетную и межбюджетную политику с точки зрения эффективности нашей экономики — Макаров Андрей, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.

Проведение качественной политики инвестиций в инфраструктурные проекты

При всем желании не сможем всех уравнять под одну гребенку с точки зрения качества, количества. Когда мы говорим про инвестирование — куда инвестировать, важно выбирать наиболее эффективные проекты. Мы даже внутри города понимаем, что инвестировать нужно в то, что даст наибольший эффект мультипликатора. Создавая, например, станцию метро или строя транспортную развязку, мы существенно повышаем привлекательность соответствующей территории и запускаем частные проекты, которые нам уже приносят доходы и деньги возвращают — Ефимов Владимир, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

Основная задача, это, конечно, не снижать инвестиции. И это вопрос бюджетной политики. Я считаю, что бюджетные инвестиции — это такой демпфер. Когда есть риски снижения частных инвестиций, бюджетные инвестиции надо наращивать. Есть инфраструктурное меню, его надо индексировать. <...> Для регионов нужно предложить межбюджетное меню. У нас есть регионы с ограниченными возможностями, им нужно давать больше целевых средств, подтягивать — Текслер Алексей, Губернатор Челябинской области.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС