Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

От финансовой грамотности к финансовой устойчивости. Как пандемия изменила потребительское поведение?

Конгресс-центр, конференц-зал B1
Ключевые выводы
Государству выгодно повышать уровень финансовой грамотности граждан

Финансовая грамотность очень важная штука для государства. Не только для человека, но и для государства. Потому что от того, насколько грамотными будут те граждане, которые проживают в этом государстве, во многом будет зависеть и успех экономической политики, инвестиционной политики. <...> Самый простой пример. Где хранят деньги граждане? Под подушкой, в банке. Или вкладывают в какие-то финансовые инструменты, которые потом позволяют этим деньгам работать. Получая, с одной стороны, и доход <...> с другой стороны, увеличивая валовый внутренний продукт соответствующего государства — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Люди оказались не готовы к пандемии и с финансовой точки зрения

Пандемия COVID-19 очевидно обнажила те проблемы, которые присутствуют как на индивидуальном уровне, так и в целом в финансовой системе. Я всегда говорю, что пандемия нам позволяет по-новому представить будущее. Невозможно уже вернуться к нормам допандемической эпохи, потому что нормы эти были недостаточно хороши. Я хочу упомянуть цифру <...> одна треть. <...> До пандемии около трети населения многих стран были неспособны с малым финансовым шоком (справиться. — Прим. ред). Например, месяц без доходов, а уж большие шоки, большие потрясения, как потрясения, связанные с пандемией, и подавно. То есть финансово мы все были уязвимы еще до пандемии. <...> В 2014 году вместе с Всемирным банком и (Институтом. — Прим. ред.) Гэллапа мы разработали опрос для измерения финансовой грамотности в странах мира. Мы обнаружили, что была „пандемия финансовой безграмотности“ еще до COVID-19. <...> В моей родной Италии только 37 % людей финансово грамотны, в России — только 38 %. <...> Как вы понимаете, это очень низкий уровень знаний — Лусарди Аннамария, Профессор экономики и бухгалтерского учета, Школа бизнеса Университета Джорджа Вашингтона; основатель, академический директор, Глобальный центр повышения финансовой грамотности.

Пандемия подтолкнула людей к формированию сбережений подушек безопасности

Люди все-таки часто стараются вести себя рационально. Я бы не говорила, что нерационально, но может не хватить знаний и навыков. Каких-то решений, раз и навсегда пригодных, просто нет. Все зависит от ситуации, в которой находится человек, от его потребностей. Например, (если ему необходимо. — Прим. ред.) улучшить свои жилищные условия, он должен смотреть на одни продукты и так далее, и так далее. Это зависит во многом от ситуации. Мы видим, кстати, вот как в условиях пандемии тоже изменились обстоятельства, изменились установки. Люди понимают, что вообще нужно иметь <...> финансовые подушки безопасности, которые в этих условиях помогают, в условиях падения доходов, в условиях того, что неопределенность возникает — Набиуллина Эльвира, Председатель, Центральный банк Российской Федерации.

Проблемы
Экспертам проблематично оценить усилия государств в повышении финансовой грамотности

Сейчас большинство стран мира идут по довольно понятному пути. <...> Они повышают финансовую грамотность населения, проводя различные семинары, лекции, организуя те или иные ресурсы, онлайн в том числе. В это вкладываются большие деньги, но оценить результаты этой работы довольно сложно. Потому что очень многие люди, как бы мы их не обучали, все равно ведут себя нерационально: они залезают в микрокредиты, они отдают деньги мошенникам, обещающим превратить 1 рубль в миллион рублей, покупают лотерейные билеты, надеясь на джекпот. Не делают никаких накоплений, руководствуясь принципами „один раз живем“, „как-нибудь выкрутимся“, „будем решать проблемы по мере их поступления“ и так далее. <...> В результате часть людей оказывается в довольно сложной финансовой ситуации — Беляков Евгений, Экономический обозреватель, Издательский дом «Комсомольская правда».

Люди переоценивают уровень собственных знаний в сфере финансов

Люди довольно часто переоценивают уровень своих знаний. Вот наши недавние опросы тоже показывают, что, отвечая на вопрос „Считаете ли вы себя финансово грамотным?“, прям многие уверенно отвечают: „Да“. Ну, не знаю, там 80 с лишним процентов скажут: „Да, мы финансово грамотные“. Но дальше, отвечая на другие вопросы, например, „Сберегаете ли вы деньги?“, „Как вы себя ведете?“, — тут уже цифры совсем другие. <...> К сожалению, наши знания и то, что мы сами о себе думаем, очень часто расходится с тем, как мы же сами себя и ведем — Харнас Анна, Руководитель, Центр финансовой грамотности, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина России).

Недобросовестные участники рынка пользуются низкой финансовой грамотностью новых клиентов

Что мы видели, например, по опыту прошлого года? <...> Мы проводили мягкую денежно–кредитную политику, ставки по депозитам снизились. Люди понимают, что им нужно свои сбережения, особенно в этот период, сохранить, чтобы они не обесценились. И вот начался активный поиск альтернатив, прежде всего, на фондовом рынке. <...> У нас сейчас на фондовом рынке около 10 млн человек. У многих не хватает знаний и навыков для того, чтобы разбираться в этих сложных продуктах. На это наложилось недобросовестное поведение многих финансовых институтов, которые в поисках быстрой наживы, увидев, какой финансовый поток пошел на вот эту часть рынка, безусловно, стали предлагать некоторые (сомнительные. — Прим. ред.) продукты — Набиуллина Эльвира, Председатель, Центральный банк Российской Федерации.

Решения
Государство должно делать финансовую грамотность обязательным элементом обучения со школы

Как государство должно подталкивать людей? В первую очередь мы должны это делать, наверное, как обязательный элемент наших образовательных программ. <...> Начинать надо со школы делать. И мы вместе с Центральным банком здесь активно позицию эту, значит, проводим, потому что есть учебники и курсы. Начиная со школьной скамьи, люди должны впитывать в себя навыки финансовой грамотности, понимать, как открыть дело <...> как хранить деньги, как не поддаваться на те предложения заманчивые, которые позволяют „сразу обогатиться“. Мы прекрасно понимаем, что быстрых денег <...> не бывает. <...> Второе: мне кажется, государство должно ограничивать <...> такие решения, которые нельзя просто будет принимать (людям. — Прим. ред). Вот, предположим, мы сейчас говорили <...> о том, что были большие риски, когда люди начали активно участвовать на финансовом рынке. При том этим людям предлагают сложные финансовые продукты, в которых невозможно разобраться простому гражданину. Так вот здесь государство должно поставить стоп-кран — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.