Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Евразийское региональное сотрудничество в постковидную эпоху

Павильон G, конференц-зал G4
Ключевые выводы
Пандемия COVID-19 укрепила сотрудничество евразийских стран-партнеров

Знаете, любой кризис — это еще и возможность. И любая беда, когда мы говорим о близких людях, о близких народах, о близких странах, она все-таки сближает. Я просто это могу видеть как член совета ЕЭК, как мы все, члены совета, быстро сгруппировались и начали решать именно те проблемы, которые были нацелены прежде всего на защиту наших людей, наших стран. Мы принимали решения очень быстрые, очень эффективные, которые действительно позволили нам и обеспечить людей средствами индивидуальной защиты очень быстро, и мы принимали решения, связанные с ввозом соответствующих медицинских материалов и техники. Длинные перечни мы быстро очень утверждали для того, чтобы все это как можно скорее и с наименьшим количеством препятствий попадало на наш рынок и было доступно нашим людям — Оверчук Алексей, Заместитель Председателя Правительства Российский Федерации.

Вы знаете, что у Индии исторические связи с экономическим союзом (ЕАЭС. — Прим. ред.), вы знаете, что у нас большие связи с населением ваших стран. Ковид, конечно, нанес большой удар по экономическим связям наших стран, но мы понимаем, что, несмотря на это, мы нашли возможности преодолевать эти сложности и продолжать сотрудничество с партнерами в Евроазиатском регионе. Я хочу поблагодарить вас за столь плодотворный диалог в вашей группе. Я считаю, что мы разделяем общие точки зрения, мы понимаем, что партнерство для нас исключительно важно. <…> Если говорить о нашем сотрудничестве с союзом (ЕАЭС. — Прим. ред.), то вы знаете, что наше сотрудничество оценивается в несколько миллиардов долларов, и за прошлый год оно возросло на 57 % — Вадхаван Ануп, Секретарь по вопросам торговли, Министерство торговли и промышленности Республики Индия.

Несмотря на принятые меры, мы считаем, что в одиночку выйти из этой ситуации будет очень сложно. И я согласен с вами, с вашим мнением, что мы еще не вышли на постковидный период. <…> Я бы тоже не стал пессимистично смотреть на будущее и, конечно же, считаю, что будущее в основном будет зависеть от уровня сотрудничества. Азербайджан не является членом Евразийского экономического союза, но по своему географическому расположению, по экономическому потенциалу и по истории является важным участником этого сотрудничества — Мустафаев Шахин, Заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики.

Если мы говорим про торговую политику Евразийского экономического союза, то, несмотря на всю существующую в мире, мягко скажу, многовекторность отношений к глобализации, которую мы видим в последнее время, Евразийский экономический союз стабильно демонстрирует приверженность если не к глобализации, то к регионализации. И временное соглашение с Ираном, которое было сделано, мы успели его сделать в доковидный период, оно действительно работает. Мы видим в экспорте в ковидный период цифры увеличения нашей торговли с Ираном — это вот тот самый режим комфортный, который существует. И я безумно рада, что переговоры с временного соглашения переходят в переговоры о постоянной зоне свободной торговли. Переговоры с Индией, которые ведутся, переговоры между Ираном и Азербайджаном о свободной торговле — это то, что формирует режим, который стабильно позволяет говорить нам и нашим экспортерам о том, что у нас по крайней мере в регионе все должно быть хорошо и стабильно — Никишина Вероника, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Что касается самой интеграции — я не беру экономику и медицинские сферы — мне кажется, что наша интеграция евразийская, она в общем-то этим ковидом переболела или переболеет в сравнительно легкой форме. <…> Какие возможности на фоне ковида открываются? Я бы выделил три пункта. Первое, конечно, мы все ждем скорейшего решения по снятию последнего пакета удушающих санкций с Ирана, и это открывает, конечно, новые возможности для торговли нам как соседям — Слепнев Андрей, Член коллегии (министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Развитые транспортные коридоры необходимы для регионального сотрудничества

Безусловно, мы являемся активными участниками программ и обустройства переходов, и, скажем так, смыкания этих участков, которые требуют замкнутости для того, чтобы проходили основные транспортные направления. В качестве примера могу привести, буквально сегодня утром мы открывали вновь обустроенный переход грузопассажирский здесь, в Санкт-Петербурге, в санкт-петербургском порту, который был обустроен и модернизирован в рамках программы приграничного сотрудничества. <…> Я думаю, те коридоры, которые назывались здесь, в данном случае „Север-Юг“, „Восток-Запад“, здесь тоже Россия, конечно, играет очень важную, иногда проактивную роль для того, чтобы это все происходило как можно быстрее — Вольвач Дмитрий, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Азербайджан смотрит вперед и планирует свое будущее как часть единого интегрированного региона Южного Кавказа. В частности, одним из важнейших вопросов является как раз-таки реализация транспортных проектов. Я хочу напомнить о заявлении лидеров Азербайджана, России и Армении от 9-10 ноября прошлого года и от 11 января этого года, по которым должны быть разблокированы все экономические транспортные связи в регионе и обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций. Мы считаем, что это отвечает интересам всех стран Южного Кавказа, мы считаем, что это отвечает интересам наших ближайших соседей-партнеров, имея в виду Россию, Иран и Турцию. Мы считаем, что это будет выгодно для всех стран абсолютно — Мустафаев Шахин, Заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики.

Я могу сказать, что улучшение логистики, эффективности и устранение логистических сложностей безусловно благотворно отражается на всех участниках процесса. Если говорить о пандемии (COVID. — Прим. ред.) -19, то можно сказать, что снабжение медицинскими препаратами, фармацевтическими препаратами, не снизилось в течение всего этого времени. Индия смогла поставить столь важные препараты всем свои странам-партнерам, включая антибиотики. Я хочу сказать, что наше партнерство расширяется в эру ковида, несмотря на существующие сложности — Вадхаван Ануп, Секретарь по вопросам торговли, Министерство торговли и промышленности Республики Индия.

Проблемы
Санкции и создание вакцинных пространств

Война, которую ведет США при помощи санкций — это война без правил. <...> Если санкции будут использоваться для борьбы между странами, мы, страны ЕАЭС и такие страны, как Индия и Азербайджан, должны обратиться в организацию ООН для того, чтобы были введены правила в отношении этих санкций. <…> Война не может быть неравной. Помимо того, что я сказал, мы по-прежнему считаем санкции и те условия, в которых мы находимся, условиями, которые мы можем использовать себе на пользу для развития транзита с ЕАЭС и Индией, и Азербайджаном, с Китаем. Это может быть отличная возможность. Исламская Республика Иран заявляет о своей готовности развивать торговлю в этом направлении. Надеюсь, что мы также усилим наши связи — Задбум Хамид, Заместитель Министра промышленности, шахт и торговли Ирана; глава, Организация развития торговли Ирана.

Очень важно, чтобы не возникали вакцинные пространства, то есть было взаимное признание. Если где-то получили вакцину, то они наверное все должны признаваться. <...> Но если не будет признания, очень трудно говорить о взаимоотношениях, о туризме, об экономике — Келимбетов Кайрат, Управляющий Международного финансового центра "Астана".

В целом если говорить про измерение „Север-Юг“, я с трудом могу себе представить санкционную практику в отношении любой пары партнеров, что мы начнет друг к другу применять политически мотивированные санкции. Здесь мы все едины, что это не тот инструмент, и явно это не наш образ взаимодействия — Слепнев Андрей, Член коллегии (министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Невыполнение контрактных обязательств и рост цен на продовольствие

Проблема, которая возникла здесь, и тоже, как в любом кризисе, а это был самый настоящий кризис, и собственно мы до сих пор видим продолжение этих тенденций — это рост цен на продовольствие. В любой кризис всегда люди начинают бояться, что чего-то не будет хватать, и, естественно, начинают закупать впрок. Это конечно же толкает цены вверх — Оверчук Алексей, Заместитель Председателя Правительства Российский Федерации.

Конечно же, мир изменился. Конечно же, нельзя сказать, что мы перешагнули в постковидный период. Мы хорошо помним, год назад какие панические настроения преобладали, мы помним, что страны закрывали границы, и сейчас очень многие многие границы закрыты. Границы закрывали даже для грузовых перевозок, и это было самое страшное. Мы помним, что не выполнялись контрактные обязательства. Увы, иной раз не выполнялись даже оплаченные контракты. <…> И как уважаемый Алексей Логвинович (заместитель Председателя Правительства России А.Оверчук. — Прим. ред.) сказал, что все это повлияло на цены тоже, особенно на продовольствие — Мустафаев Шахин, Заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики.

Решения
Развитие коридора «Север-Юг»

Если говорить о транспортной составляющей или транспортной связанности, то Казахстан как раз находится на перекрестке всех маршрутов: „Север-Юг“, „Восток-Запад“. <...> Все равно будет общение Европейского Союза с Китаем. Понятно, что большинство товаров будет доставляться морским путем, но какая-то часть будет доставляться и сухопутным путем, поэтому Казахстан проделал большую работу <...> и в направлении „Север-Юг“, и в направлении „Запад-Восток“. Мы построили очень качественный автобан до границы с Российской Федерацией. Вот сейчас ждем, что Российская Федерация построит хорошие дороги из Москвы до Казани и Екатеринбурга. И это уже соединение от границы с Китаем до Балтийских портов — Келимбетов Кайрат, Управляющий Международного финансового центра "Астана".

Если учесть, что для развития торгово-экономических отношений очень важно как раз развитие коммуникационного сотрудничества, с этой точки зрения географическое расположение и экономический потенциал Азербайджана дают возможность того, что сотрудничество Азербайджана с соседними странами, с Евразийскими странами, даст результаты. <…> Один из маршрутов транзитных коридоров „Север-Юг“ проходит через территорию Азербайджана. <…> Азербайджан очень многое делает для развития и продвижения этого коридора. <…> Несмотря на ситуацию, которая сложилась за последний год, мы ни на один день не приостанавливали транзитные перевозки через нашу страну. <…> За прошлый год, за ковидный год, транзитные перевозки увеличились по сравнению с предыдущим годом на 19 %. Это и есть сотрудничество. Я думаю, что за счет такого сотрудничества мы должны выйти на лучшие показатели и в конечном итоге победить в этой борьбе — Мустафаев Шахин, Заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики.

Мир развивается, и открываются новые возможности. И здесь в первую очередь встает вопрос для того, чтобы эти возможности развивались дальше, встают проблемы развития транспортной инфраструктуры, которая бы поддерживала соответствующие товарные потоки именно в направлении „Север-Юг“. Мы с Азербайджаном в рамках межправкомиссии уже давно эту проблему обсуждаем именно с точки зрения создания наилучших условий для движения товаров в коридоре „Север-Юг“. Азербайджан очень много делает с точки зрения построения своей дорожной инфраструктуры — Оверчук Алексей, Заместитель Председателя Правительства Российский Федерации.

Цифровизация коридора «Север-Юг»

Мы, „Российский экспортный центр“, выступаем не только помощником наших экспортеров с точки зрения конкретных мер, мы еще и выступаем таким созидателем среды, в которой экспортеры могут и без помощи государства дальше комфортно делать бизнес. <…> Если мы говорим опять же про коридор „Север-Юг“ и про инфраструктуру, которая когда будет построена нормальная. По ней пойдут поезда. Очень важно, что скорость движения этих поездов будет сильно зависеть от того, насколько слаженно будут работать контролирующие органы: таможенные, ветеринарные, фитосанитарные. <…> Мы действительно сейчас должны вложить новый смысл в эти „зеленые коридоры“, сделать их цифровыми, бесшовно интегрирующими информационные системы государств” — Никишина Вероника, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Конечно, инфраструктура. И не только физическая инфраструктура, но цифровизация, цифровые транспортные коридоры. Евразийская комиссия сейчас работает в этом направлении с Китаем, у нас уже дорожная карта в процессе согласования. Конечно, нам надо распространить все эти наработки на коридор „Север-Юг“ в полном объеме, чтобы была полная цифровизация без бумаг. Опыт есть, Россия с Финляндией перевозит более 16 млн тонн, 86 % без бумаг полностью идет. И это рабочая схема — Слепнев Андрей, Член коллегии (министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).