Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Угольная промышленность: новые вызовы и возможности

ЦВЗ «Манеж», −2-й этаж, конференц-зал А
Ключевые выводы
Угольная промышленность нацелена на рост производства и экспорта

«Мы видим потенциал — 350 миллионов тонн к 2050 году. Соответственно, рынок серьезно превышает отметку миллиард тонн. Понимаем, что там будет, остается сильная металлургия, но энергетика никуда не денется. Сегодня с коллегами из африканского континента разговариваем. Они к 2030 году хотят добавить численность плюс миллиард, к 50-му и ее удвоить. 40% населения не имеют доступа к электроэнергии. У более 600 миллионов человек сегодня нет доступа. Элементарно для того, чтобы у каждого была хотя бы лампочка, для того, чтобы можно было спокойно развиваться и двигать дальше, им нужна энергия» — Сергей Мочальников, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Угольная промышленность будет долгие десятилетия существовать и обеспечивать работой сотни тысяч человек

«Угольная промышленность, она будет долгие еще десятилетия существовать и обеспечивать работой сотни тысяч людей, наполнять наши бюджеты. Мы здесь никоим образом не должны от своих конкурентных преимуществ отказываться как страна. Просто меры поддержки, которые сегодня приняты, они не совсем правильные» — Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).

Российские угли экспортируются в основном в Китай, Индию и Турцию

«Рыночная сила импортеров российских углей растет. Доступные рынки сбыта сокращаются, и в целом сейчас мы можем говорить о том, что рынки сбыта российских экспортеров фактически концентрировались в трех регионах — это Китай, Индия и Турция» — Наталья Порохова, Начальник центра ценовых индексов, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Низкие цены на уголь, высокие транспортные расходы и зависимость от импорта оборудования оказывают влияние на снижение прибыльности компаний

«Стоимость энергетических углей сегодня на рынках Северной Европы и Китая в среднем составляет 115 долларов за тонну, коксующихся углей на рынках Австралии и Китая – 190 долларов за тонну. Еще раз перечислю те основные факторы, которые влияют на стабильную работу угольной промышленности. Высокая зависимость от объема экспортного угля и конъюнктуры мировых угольных рынков, высокий уровень транспортных расходов, низкая пропускная способность сети РЖД, зависимость предприятий от импорта зарубежного технологического оборудования, действие экспортной пошлины на уголь, сложность взаиморасчетов через иностранные банки за отгруженный уголь – вот те факторы, которые влияют на стабильную работу угольной промышленности» — Илья Середюк, Губернатор Кемеровской области – Кузбасса.

Возвращение шахт Донбасса в эксплуатацию является приоритетной задачей для Донецкой народной республики

«На сегодня 6 шахт уже переданы инвесторам, это основные шахты. 2 сейчас готовятся в аренду к передаче. Инвесторы в ближайшее время до 2030 года готовы вложить 18 миллиардов для развития этих шахт. Параметры, по которым сегодня уголь добываем, у нас самые максимальные» — Андрей Чертков, Первый заместитель председателя Правительства Донецкой Народной Республики.

Шахтеры Луганской Народной Республики с оптимизмом смотрят в будущее

«Сегодня угольная промышленность Луганской Республики находится в самом тяжелом состоянии. О основных факторах коллега сказал. Самое главное, сегодня мы смогли привлечь людей, шахтеров с государственных предприятий. Это более 11 тысяч работников. У нас с апреля месяца работают, трудятся у инвесторов. Я регулярно посещаю предприятия и смотрю в глаза людям. И за эти 2-3-4 месяца я в этих глазах увидел просто свет и веру. Веру в те реформы, которые идут. И вот на этом мы можем строить будущее. На это мы сейчас опираемся. Никто, кроме шахтера, не обладает той силой, силой воли. Скажем так, надежным плечом, на которое мы оперлись» — Денис Ярош, Министр топлива, энергетики и угольной промышленности Луганской Народной Республики.

Проблемы
Недооцененный вклад угольной отрасли и давление в экспорте

«Угольная отрасль что такое? Это сотни шахт, разрезов, обогатительных фабрик, тысячи вспомогательных предприятий. Угольщики финансируют железную дорогу, машиностроение полностью финансируют, порты финансируют, по морю все суда финансируют. Дальше, строительство, все же это непросто, надо все построить. Если это всё собрать, дальше, два десятка моногородов только 100% можно угольными назвать. Да только в Кузбассе два десятка, по всей стране ещё больше. Это же не просто налоги, это школы, больницы, это всё в том числе моногорода. С угольной отраслью что-то случилось? В этих городах сразу проблемы. Ситуация, которую мы сейчас видим. Санкции, эмбарго, цены падают. И плюс к внешнему давлению внутреннее давление добавляется. А внутреннее давление-то какое? Это вывоз у нас, ограничения по вывозу. У нас тарифы, постоянно мы их поднимаем. И плюс начинаются налоговые, экологические, климатические, углеродные налоги мы сейчас обсуждаем в первую очередь. И вот это все давление» — Дмитрий Исламов, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике.

Невысокая точной рыночных прогнозов

«Ни один прогноз никогда не сбылся. Вы посмотрите хоть один прогноз на горизонте 10 лет, а если больше, то это просто пальцем в небо. Обосновать цифру 100 или 200 – наш коллега точно знает, даже амбициозно можно обосновать, а потом выясняется, что это не то» — Сергей Мочальников, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Недостаток мер поддержки угольного бизнеса

«У нас сегодня уже практически нулевая рентабельность, даже с отрицательной рентабельностью уже весь второй и третий квартал. Более того, из-за того, что существуют пошлины на коксующийся уголь, у нас по Якутии, я не знаю, как по Кузбассу, но по маркам Д и ДГ, у нас 90% энергетических добываемых нами угля тоже облагаются, остаются пошлины. Потому что по квалификации, которая принята у нас через Евразийскую экономическую комиссию, это считается как коксующийся уголь. В итоге только угольными компаниями там заплачено по энергетическому углю сверх этой пошлины 5,6 миллиардов рублей» — Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).

Неудовлетворительное соотношение цены и логистики

«Я не стала сюда вставлять немного жуткую картинку, как будет выглядеть эта диаграмма, если мы будем экспортировать уголь через западные и южные порты. Но вот у меня здесь в сумке есть пять отчетов “Центра ценовых индексов” по морской логистике. Самые активные могут у меня их попросить. Вы видите, сколько стоит логистика из западных портов в Индию и в Китай. Такие отгрузки есть. Но в том случае для высококалорийных углей это уже 40% будет отнимать морская логистика. И с учетом того, что сухопутная российская логистика в западном направлении чуть подешевле, минимум 80% экспортер будет отдавать за логистику при поставках через западные и южные направления на азиатские рынки» — Наталья Порохова, Начальник центра ценовых индексов, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Нестабильность рыночной конъюнктуры

«Цены упали в два раза, половина этого падения пришлась на неполный 2024 год. Что происходит? Это давление как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Со стороны спроса на главном рынке сбыта российских коксующихся углей Китая сейчас наблюдается тревожная ситуация с финансовой устойчивостью сектора недвижимости и сокращается спрос на сталь, что сокращает спрос на коксующийся уголь. Со стороны предложения растет конкуренция, на китайский рынок продолжает свою экспансию Монголия, возвращается Австралия со своими объемами, и рост конкуренции также давит на котировки» — Наталья Порохова, Начальник центра ценовых индексов, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Решения
Развитие инфраструктуры железнодорожной и портовой

«У нас сейчас реализуется инфраструктурный проект БАМ-2. Уже определены параметры по развитию третьего этапа БАМа. Портовая инфраструктура у нас уже с профицитом. Она сделана частными инвесторами. Сегодня, по-моему, процентов 50 у нас профицит суммарно по стране» — Сергей Мочальников, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Реформирование угольной промышленности Луганской Народной Республики

«На сегодняшний день 11 шахт и 13 предприятий уже у инвесторов. Это два крупнейших инвестора. Значит, на ближайшие 5 лет сформированы программы развития. Инвестиции оцениваются совокупно порядка 43 миллиардов рублей» — Денис Ярош, Министр топлива, энергетики и угольной промышленности Луганской Народной Республики.

Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта