Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Как инвестировать в условиях дорогих денег?

Корпус В, уровень 6, конференц-зал № 10
Ключевые выводы
Льготные механизмы инвестирования в Дальний Восток развивают социально-экономическую сферу

«Благодаря дальневосточной ипотеке и другим программам сектор жилищного строительства на Дальнем Востоке переживает настоящий бум. И за пять лет удвоился объем жилищного строительства. Вот 2,2 трлн рублей это внебюджетные источники, 2,2 трлн рублей — бюджет. На сегодня прошел один год из семи лет действия программы. По итогам одного года обеспечено финансированием 27% мероприятий. Я считаю, это нормально», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Реализация масштабных капиталоемких проектов на Дальнем Востоке в отсутствие инфраструктуры стала возможна благодаря двум факторам. Первое — это появление соответствующих технологий, цифровые решения, беспилотная карьерная техника, которая позволяет достаточно существенно снизить операционную себестоимость. И второе — это льготные режимы, набор мер государственной поддержки, которые позволяют такого рода тяжелые капиталоемкие проекты делать экономически привлекательными для инвесторов», — Георгий Фотин, Генеральный директор, ООО «Управляющая компания Баимская».

«Мы не должны говорить о том, что сегодня мы чем-то ограничены, кроме собственного потенциала. И когда мы сегодня говорим о Дальнем Востоке, мы должны понимать, что именно здесь вполне может быть реализован проект фактически безграничного инвестирования», — Александр Бабаков, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Мастер-планы могут быть реализованы только в партнерстве властей, бизнеса и банков

«Мы считаем, что только в близкой связке государства, финансовых институтов и инвесторов, понимающих и умеющих строить на Дальнем Востоке, мастер-планы могут быть реализованы», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Мастер-планы — это не просто градостроительный документ. Это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификации экономики и создания рабочих мест с высокой зарплатой», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Реализация мастер-планов без управления госдолгом невозможна

«Мы находимся в рабочей дискуссии с финансовыми, денежно-кредитными властями на тему возможности умного управления государственным долгом регионами Дальнего Востока. Все-таки совсем затягивать пояса и не брать в долг из-за высокой ставки нельзя. <…> Мы в 10 раз отстаем по государственному долгу, стараемся держать профицитный бюджет либо крайне умеренный дефицит, тогда как Япония, Соединенные Штаты 6–7% от бюджета сейчас [госдолга] имеют, Франция — 4%. Хорошо, что мы рачительно распоряжаемся нашими доходами и контролируем сбалансированность бюджета. В части умного использования долга как в виде государственно-частного партнерства, так и в части специальных ценных бумаг, которые можно было бы выпускать целевым образом для реализации специальных проектов и привязывать их доходность к ключевой ставке, — без таких инструментов полная реализация мастер-планов невозможна», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Надо развивать бюджетное кредитование, тем более что опыт правительства буквально реализован год назад, когда оно «простило» долги регионов и перевело их в статус государственных. Это показало, что ничего страшного не произошло, наоборот, стабилизировалась ситуация в регионах. Понятие госдолга нужно различать. Долг внешнему, третьему субъекту — да, это долг, но долг самому себе — это не долг», — Александр Бабаков, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Проблемы
Денежная масса не соответствует реальным потребностям

«Когда мы говорим о том, что наша денежная масса сегодня в экономике не соответствует не только мировым стандартам, а даже потребностям сегодняшнего дня, то мы должны говорить о том, что надо смело идти на увеличение денежной массы. И только запретительная ставка Центрального банка остановила этот процесс», — Александр Бабаков, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

«Очевидно, что на все проекты, которые прописаны в мастер-планах, в моменте денег нет. Крайне важно сейчас выбирать, принять те проекты, которые, по сути, за собой будут подтягивать проекты, в которые будут заходить коммерческие банки», — Артем Довлатов, Заместитель председателя, ВЭБ.РФ.

Высокие ставки ограничивают инвестиции, но Дальний Восток обладает преимуществами

«К сожалению, социальные проекты, проекты по реконструкции городов, по повышению качества жизни людей сильно страдают от высокой ставки. Мы понимаем, зачем это делается. Мы понимаем императив денежно-кредитной политики — недопущение инфляции, и живем в той системе координат, которую задает Центробанк», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Мы будем надеемся, что рост ключевой ставки сильно не повлияет на инвестирование в долгосрочной перспективе», — Илья Торосов, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Решения
Приоритизация инвестпроектов как повышение инвестпривлекательности

«Если мы говорим о сложившейся структуре и жизнедеятельности города в рамках мастер-плана, то она сегодня должна быть, если речь идет о тех или иных бюджетных деньгах. Бюджетные кредиты нужно сначала вкладывать в модернизацию действующей сети. Просто потому, что это приведет к оптимизации будущих платежей и повышению инвестпривлекательности для организаций», — Никита Стасишин, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Мы работаем над приоритизацией мастер-планов в нацпроектах, во всех долговых инструментах, инфраструктурных бюджетных кредитах, специальных казначейских кредитах и проектах ГЧП [государственно-частного партнерства. — Ред.]. В частности, задействуем практически все лимиты по нашей дальневосточной концессии, направляем на реализацию мастер-планов. Они уже оказали свой эффект», — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Законодательство как стимул развития мер поддержки

«Мы недавно приняли существенные изменения в целом по ГЧП-концессии. Закон по ГЧП-концессии приняли, после этого приняли ГЧП-концессии в космосе [космической промышленности. — Ред.], в промышленности. То есть даем стимул для развития этих мер поддержки. Это очень важный инструмент, и мы на него сильно рассчитываем», — Илья Торосов, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

«Я бы хотел отметить важность расширения механизма фабрики проектного финансирования. Действительно, мы сейчас активно работаем по возможности осуществления инвестиций с учетом текущей ключевой ставки. И, безусловно, для таких тяжелых капиталоемких проектов с длинным инвестиционным циклом возможность хеджировать ставку, финансироваться по адекватной ставке, конечно, является абсолютным приоритетом. Поэтому мы исходим из того, что если мы говорим про развитие Дальнего Востока, Арктики, а это все в основном проекты достаточно капиталоемкие, то, конечно, применение и расширение дальнейших механизмов фабрики проектного финансирования является абсолютным приоритетом», — Георгий Фотин, Генеральный директор, ООО «Управляющая компания Баимская».

«Я бы также рассмотрел возможность работы с цифровыми финансовыми активами, например опционами, в рамках геологоразведки. Это интересная возможность, которая позволит привлечь средства, которые сейчас не вовлечены в оборот. Наверное, на данный момент это будет работать с профессиональными инвесторами, но, если поработать также с законодательством, (стоит оценить риски — возможно), это можно сделать и с неквалифицированными инвесторами», — Владислав Кузнецов, Губернатор Чукотского автономного округа.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС

Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта