Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Технологическое развитие России: как обогнать, не догоняя?

Корпус В, уровень 7, конференц-зал № 11
Ключевые выводы
России необходимо производить продукты, которые смогут по потребительским характеристикам конкурировать на мировом рынке

СССР не выпускал конкурентоспособной мировой технологической продукции. Поэтому сейчас, когда мы говорим о технологических прорывах, я думаю, что нам не так сильно нужно смотреть в зеркало заднего вида. <…> Современные технологии — это, в первую очередь, рыночные товары. Они работают и получают развитие только в том случае, если они кому-то нужны и кто-то за них платит деньги. Россия здесь немного в опасной ситуации. Мы слишком большие, богатые и самодостаточные, чтобы ориентироваться только на экспорт… но при этом наш внутренний рынок недостаточно крупный, чтобы вытащить новые прорывные мировые технологии только за счет внутреннего спроса — нам нужно конкурировать и продавать в мир — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Мы делаем ставку на русские фундаментальные технологии. <…> Хорошо говорить про рыночную продажу российских технологичных решений, только не надо забывать, что американцы и китайцы их [производство у себя. — Ред.] невероятным образом стимулируют. У американцев бесконечные деньги, они могут их напечатать сколько хотят. У Китая почти бесконечное население, они могут тестировать свои продукты на внутреннем рынке. Если мы хотим с ними конкурировать, то наши продукты должны быть лучше не в маркетинге, а они должны быть лучше по своим потребительским фундаментальным характеристикам — Дмитрий Песков, Генеральный директор, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития; директор направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Проблемы
Развитие технологических продуктов требует конкурентных условий на мировом рынке

Благодаря таким институтам развития, как Сколково, АСИ, мы достигли неплохого технологического развития и неплохо импортозаместились. Сейчас основной вопрос — развитие рынков, то есть это подгон рынков к выросшим технологическим компаниям, создание конкурентных условий для их продукции, чтобы можно было предлагать, в том числе, создание такого механизма как форвардные контракты от ФОИВов и госкорпораций. Второе — развитие внешних рынков. Мы слишком много потеряли рынков, а они, безусловно, нужны для технологий. Не могут высокие технологии жить в рамках одной страны, поэтому нам надо перенимать опыт, а государству — помогать нам, например, в субсидировании участия в международных тендерах, широком применении офсетных контрактов, — то есть тех механизмов, которые в мире существуют для расширения внешнего экспорта. Все они необходимы, иначе высокие технологии, какие бы умные мы ни были, не смогут продержаться долго — Владислав Иваненко, Генеральный директор, ООО «СПУТНИКС».

Если говорить про барьеры и вызовы текущего дня, то невозможность использовать ранее доступные технологии и работать с инженерными и проектными подрядчиками указывает на то, что нам нужно самим научиться “приземлять” технологии. Это опыт, которого у нас в стране практически нет. Для химии и нефтехимии важна история с точным и технологически сложным оборудованием — в стране его пока не хватает — Павел Ляхович, Член правления, исполнительный директор, ООО «СИБУР».

Мы в маркетинге настолько слабы по сравнению с западным рынком, что не надо рассчитывать, что у нас на тысячу стартапов найдется тысяча маркетологов. Мы найдем тысячи технологов, инженеров, а маркетологов не найдем. Здесь должны быть площадки, которые помогут сделать каналы продвижения… потому что это самое слабое место при формировании продукта — Руслан Юнусов, Сооснователь, Российский квантовый центр.

На рынке деньги есть, есть желание у частных ритейлеров инвестировать в венчур, но нет механизмов. У нас венчурная экосистема состоит из нескольких вещей: финансирование, внедрение инноваций, капитализация. <…> Необходимы какие-то налоговые послабления со стороны государства на те деньги, которые корпоративный бизнес, частный бизнес вкладывает в венчурные фонды — Руслан Саркисов, Управляющий партнер, Венчурный фонд «Восход».

Решения
Увеличение объемов финансирования наукоемких проектов

Что касается спутников — это хорошие инструменты получения качественных космических данных. Без космических данных нет экономики. Экономика растет, значит, должны расти спутниковые группировки. Мы считаем, что наших спутников для нашей экономики и для мира нужно несколько тысяч. <…> [У спутников. — Ред.] сейчас огромные возможности для применения. <…> Если мы говорим о серийном производстве, то мы обладаем возможностью сейчас производить уже более 100 спутников в год. Например, в этом году мы запустим около 80 спутников — Владислав Иваненко, Генеральный директор, ООО «СПУТНИКС».

Мы сейчас стали меньше смотреть исключительно на бизнес-модель. <…> Важно финансировать проекты, у которых есть в основе конкурентоспособности какая-то технология, технологическое решение, ИТ-ядро. <…> В долгосрочной перспективе я считаю финансирование наукоемких проектов в таких отраслях, как беспилотные системы, космические технологии, биотех, направлениями для венчурных фондов. Хотелось бы чтобы появлялось больше фондов, которые инвестируют не только в ИТ… но и в проекты, ориентированные на глубинные технологии — Руслан Саркисов, Управляющий партнер, Венчурный фонд «Восход».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС