Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Дальний Восток: путь к переработке отходов и экономике замкнутого цикла

Корпус А, уровень 3, конференц-зал № 2
Ключевые выводы
В стране активно решается проблема переработки, но ДФО отстает от остальных

В целом по стране Дальневосточный федеральный округ (ДФО) у нас немного ниже, чем статус всех остальных федеральных округов, у нас в настоящий момент самыми активными являются Центральный, Северо-Западный и Уральский. <…> Строим восемь экотехнопарков в каждом федеральном округе, введем в конце 2024 года. <…> У нас со всеми 11 регионами [ДФО. — Ред.] подписана дорожная карта. <…> В самом федеральном округе заключено 16 концессионных соглашений, объем инвестиций — более 30 млрд рублей. <…> В Еврейском автономном округе работа фактически не ведется, и в этом отношении мы призываем коллег максимально оперативно приступить к реализации. В Приморском крае сложилась некоторая интересная ситуация: концессия, которую мы обсуждали в 2021 году, была подписана, к реализации мы приступили, появился инвестор — и фактически затормозилась работа — Денис Буцаев, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Сахалин удалось очистить от свалок

У нас 100% раздельный сбор мусора. <…> Люди рады, что у нас экологически чистые острова, у нас резко падает [уровень. — Ред.] CO2, что у нас пыли в пять раз меньше, чем было раньше, что едешь на рыбалку или за грибами, а на обочине мусора нет — Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области.

Создана довольно эффективная система тарифного регулирования, которая в целом позволяет возвращать сделанные инвестиции в эти объекты. <…> В настоящее время создана ситуация, при которой можно утвердить инвестиционную программу, еще даже не будучи региональным оператором и даже не имея соответствующих объектов, а лишь собираясь их строить. Это уникальное регуляторное решение… в других сферах такого нет — Виталий Королев, Заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Проекты [в переработке отходов. — Ред.] стали системными, по ним понятны требования, появились профессиональные инвесторы, операторы, карты — и это всего за прошедшие несколько лет. <…> За эти годы сформировали мощностей на 19 млн тонн в стране — это много — Михаил Чачин, Вице-президент, ПАО Сбербанк.

Проблемы
В сфере переработки мусора недостаточно средств из-за роста ключевой ставки

Денег в равной степени на всех может не хватить, особенно с учетом того, что в настоящий момент поменялись макроэкономические параметры, у нас улетела учетная [ключевая. — Ред.] ставка, мы расчеты свои делали, исходя из 8,5%, сейчас она 12%. Мы надеемся, что через какой-то промежуток времени они [расчеты. — Ред.] возвратятся к более щадящим. При 12% мы будем финансировать проекты по мере их готовности — Денис Буцаев, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Нам [после создания мощностей на прием 19 млн тонн. — Ред.] надо построить еще столько же и потратить приблизительно 500 млрд рублей. Их надо где-то найти — Михаил Чачин, Вице-президент, ПАО Сбербанк.

Мало частных инвесторов, соответствующих компетенциям и потребностям региона

Очень важно понимать, кто у тебя является партнером со стороны частного инвестора, насколько его уверенность и компетенция соответствует тем задачам и целям, которые прописаны в самом соглашении. По Приморью мы видим необходимость либо поменять инвестора, либо к инвестору добавить кого-либо стороннего с более высокими компетенциями… У нас достаточно хорошо себя показывает Забайкалье, там четыре концессии, две из них реализуются в хорошем темпе, две мы видим — запаздывают. <…> Магадан достаточно активно в настоящий момент двигается… И Якутия — регион в этом плане достаточно последовательный — Денис Буцаев, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Научились раздельно собирать отходы — теперь надо научиться перерабатывать… Это технологический вызов, сегодня мало технологий, которые позволяют быстро создать малое предприятие вокруг городов. <…> Задача будет решена в ближайшие несколько лет… Есть регионы, где физически нет карты, нет ни одного полигона, но куда-то девается мусор — Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области.

Решения
Привлекать к уборке мусора людей и заинтересовывать их в этом

Любите людей — и тогда у вас не будет сомнений, что делать. Простые вещи… я поставил мэрам KPI, чтобы убрали все свалки, у нас их 216 штук несанкционированных. Наступило время уборки: я поднял квадрокоптеры [и предложил за обнаружение. — Ред.] 5 тысяч рублей за свалку, поставил приз. Нашли 2 тысячи свалок. Люди просто уходили в отпуска и с квадрокоптерами собирали эти свалки. Мы убрали их за два месяца, и до сих пор острова у нас чистые. Могу объявить конкурс для присутствующих: кто поедет по острову и найдет хоть одну свалку, получит в десять раз больше, чем 5 тысяч. Это и есть решение. Мы должны жить в чистоте — Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области.

Если любите людей, то технология очень простая: делайте так, чтобы людям было комфортно, удобно… Я лично поставил у себя дома два ведра [для раздельного сбора мусора. — Ред.] — Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области.

Планируем — только что встречались с губернатором — реализацию на Камчатке одного объекта, он закроет около 80% потребности региона… В первоначальные сроки мы не уложимся, я имею в виду конец 2024 года, но в первой половине 2025 года на Камчатке объект введем — Денис Буцаев, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Вовлекать в борьбу с мусором лично руководителей регионов

Реформа движется только там, где главы лично участвуют в процессе… Ничего не получается в этом отношении, если сам субъект не хочет. Мера поддержки сейчас — самый широкий перечень того, что можно было бы использовать для реализации инфраструктурных крупных проектов. В первую очередь, дешевые денежные средства на длительные промежутки времени… С 95%-ным нашим участием в объеме финансирования и с 90%-ной субсидией на учетную ставку даже в текущих тяжелых условиях мы выходим на 8–9 %. А если ставка уйдет на первоначальные параметры, то это около 5,5–6 %, это позволяет реализовывать проекты более успешно — Денис Буцаев, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Задача — не собрать деньги, а собрать мусор. Первый шаг — поставить контейнер. Второй шаг — научить людей платить за это… Люди намного культурнее в этом отношении, чем мы думаем. Они поддерживают и принимают эту культуру. И деньги платят: потому что раньше они жили в грязи и не понимали, за что с них деньги берут — Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области.

Основной фактор — вовлеченность первого лица, губернатора, во все процессы — Сергей Котляренко, Председатель совета директоров, АО «Ситиматик».

Придется думать о гармонизации мер поддержки… Сейчас у нас есть разница между региональной и федеральными [мерами. — Ред.]… можно складывать или нет? Я призываю, что можно — для того, чтобы все-таки фокусировать и приоритизировать этот ресурс — Михаил Чачин, Вице-президент, ПАО Сбербанк.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС