Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Инструменты для глобальной конкурентоспособности Дальнего Востока

Корпус D, уровень 5, конференц-зал № 13
Ключевые выводы
Дальний Восток в сложившейся геополитической ситуации становится воротами России на мировые рынки

В сложившейся геополитической ситуации ведение бизнеса именно на Дальнем Востоке — это достаточно понятная возможность компенсировать или минимизировать потери по уже существующим контрактам — Алексей Репик, Председатель, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм».

Мы создаем инфраструктуру для того, чтобы развивать бизнес, создавать предприятия. То есть перерабатывать сырье, создавать высокомаржинальный конечный продукт, рабочие места. При этом сам рынок Дальнего Востока — он минимален, и единственная возможность для развития дальневосточных регионов — это работа на экспорт — Александр Смекалин, Директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиции», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Я не побоюсь сказать, что конкурентоспособность Дальнего Востока — это конкурентоспособность всей России, поскольку Дальний Восток концентрирует в себе основные особенности всей нашей страны. В экономическом смысле — это природные ресурсы, большие расстояния, вечная мерзлота, что, кстати, касается не только Дальнего Востока. У нас… примерно 70% территории страны — это районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Проблемы
Нехватка квалифицированных кадров

Мы здесь, на Дальнем Востоке, находимся в ситуации очень низкой плотности инновационных компаний. Крайне мало инженерных команд, которые могут выполнять и способны выполнять задачи наших технологических предпринимателей. Дефицит команд. Мы на них не можем опираться, как это могут делать наши коллеги из МГУ имени Ломоносова, Российского химико-технологического университета имени Менделеева и других вузов — Елена Харисова, Проректор по перспективным проектам, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); генеральный директор, Фонд развития инновационного научно-технологического центра «Русский».

Корневая проблема, или корневой фактор конкурентоспособности в сегодняшней экономике, — это знания и технологии. <…> Если мы не будем накапливать знания и технологии быстрее, чем соседи, мы будем отставать от них, и это отставание будет увеличиваться — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Надо понимать, что стоимость релокации, стоимость присутствия рабочей силы, кадров на Дальнем Востоке дороже, чем в большинстве других субъектов России. Запрос рынка труда должен оставаться в приоритете у региональных властей — Алексей Репик, Председатель, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм».

Регуляторная среда остается непредсказуемой, а экспорт из регионов Дальнего Востока — сырьевым

Есть системная проблема, с которой резиденты сталкиваются при изменении законодательства, действующей регуляторной среды. Например, отмена льгот по предоставлению земельных участков без проведения торгов — нужно отметить, что эта норма практически одномоментно обрубила все процедуры по оформлению земельных участков независимо от того, на какой стадии оформления они находились. Или предъявление резидентам исковых претензий по недоимкам по страховым взносам — эта проблема также родилась после внесения в Налоговый кодекс понятия “новые рабочие места”. Я говорю не о самих законодательных инициативах, а именно о порядке их введения без каких-либо переходных периодов — Марина Шемилина, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае.

Остались факторы силового давления. Силовое давление увеличилось с 26 до 36%. Каждый десятый предприниматель при анкетировании отмечает, что он так или иначе сталкивался с силовым давлением на себя — Александр Смекалин, Директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиции», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Более 72% экспорта регионов Дальнего Востока — сырьевой. Единственное, что изменилось в этой части, — экспорт древесины как сырья, поскольку ввели заградительные пошлины и дали определенные льготы на переработку, но и это первичная переработка — Александр Смекалин, Директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиции», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

На Дальнем Востоке пока у нас тот же самый уклон — по большей части в добычу ресурсов и в их первичную переработку — Александр Осипов, Губернатор Забайкальского края.

Решения
Создание и поощрение предприятий по глубокой переработке сырья как решение инфраструктурной и кадровой проблем

Мы понимаем, что, как правило, те компании, которые занимаются добычей, имеют принципиально иную маржинальность, чем те компании, которые занимаются глубокой серьезной переработкой. Это два разных бизнеса и две разных доходных модели. Но при этом на территории Дальнего Востока получается, как правило, так, что либо необходимо строить рядом [с местом добычи сырья. — Ред.] переработку, либо этот товар кто-нибудь увезет на глобальный и он выпадает как ресурс для промышленности нашей страны. <…> Я думаю, что было бы полноценным решением начать переход к переработке всех тех огромных месторождений, которые мы осваиваем, распространить режим территории опережающего развития на базовые месторождения, на проекты по глубокой переработке этого первично добываемого сырья. Чтобы мы не сплавы возили, не концентраты, а сразу же рядом строили, например, предприятие по производству чистой меди во всех формах, а потом из этой меди начинали производить продукцию — Александр Осипов, Губернатор Забайкальского края.

Экспорт вырос за последние пять лет в три раза — понятно, что никакая таможенная инфраструктура не будет с этим справляться, тем более мы не успеваем строить ее такими темпами, какими хотелось бы. Если мы не успеваем строить таможенную инфраструктуру — значит, надо изменить подход таможенных органов в части внедрения сервисов таможенного оформления либо непосредственно на территориях особых экономических зон, либо на самих предприятиях. Товары глубокой переработки пропускать по “зеленым коридорам” через эту инфраструктуру. И, безусловно, максимально снизить пошлины для товаров глубокой переработки, высокомаржинальных товаров. Тогда у нас появится стимул для того, чтобы предприятия и инвесторы приходили из других регионов России, из-за рубежа именно на Дальний Восток, создавали свои предприятия, создавали рабочие места — Александр Смекалин, Директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиции», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Мало говорить про инфраструктуру собственно на Дальнем Востоке — еще важна инфраструктура по дороге на Дальний Восток и по дороге с Дальнего Востока. Не только на экспорт, но и с точки зрения связанности экономики с основными нашими хабами. <…> Планы развития транспортно-логистической инфраструктуры и новые цепочки, связанные с возможностью и необходимостью увеличить пропускную способность и перенаправить наш экспорт — и, кстати, импорт — компонентов и материалов на Дальний Восток, — это вопрос о [четких, ясных. — Ред.] сроках и графиках реализации развития новых инвестиционных проектов — Алексей Репик, Председатель, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм».

Усиление взаимодействия власти и бизнеса при использовании комплексного подхода к развитию Дальнего Востока

Три столпа для Дальнего Востока и для всей Российской Федерации, три фактора конкурентоспособности, которые мы видим. <…> Первое — это форсированное развитие тех отраслей, где у нас уже есть большие заделы. Второе — это стимулирование экономики через реновацию городов и развитие инфраструктуры. И третье — это концентрированные инвестиции в образование — Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Крайне важно синхронизировать государственные инвестиции в развитие как магистральных путей, так и подходов к станциям с частными. Именно в этой синхронизации, в этом взаимодействии двух инвесторов — государства и частника — может быть залог становления действительно конкурентоспособного транспортного кластера Дальнего Востока — Виктор Марков, Директор, ПАО «ТрансКонтейнер».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС