Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Новые смыслы востоковедения: запросы работодателей, бизнес-образование и национальные интересы».
В условиях российско-западной конфронтации стремление России сохранить геополитическую безопасность, обрести собственную идентичность и суверенитет, обеспечить экономическое развитие Дальневосточного региона реализуется в концепциях «Поворот на Восток» и «Большая Евразия». Россия в рамках восточной стратегии поддерживает российско-китайское стратегическое партнерство, продолжает укреплять многосторонние дипломатические отношения с Монголией, Северной Кореей, Вьетнамом, развивает энергетическое сотрудничество с Индией. Развитие всестороннего практического сотрудничества в контексте политического доверия, сферах национальной безопасности, дипломатических консультаций, торговли, здравоохранения, инновационных технологий, энергетики, социально-гуманитарных наук требует нового содержания и формата подготовки специалистов, способных обсуждать профессиональные темы на иностранных языках восточного мира.
Востоковедение: ценности и смыслы
Согласно данным Минобрнауки, китайский язык изучают более 22 тысяч студентов российских вузов (июнь, 2022 г.), при этом спрос на китаистов неуклонно возрастает. По мнению Маслова А. А. [1], директора Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ имени М. В. Ломоносова, к сожалению, университетское образование на сегодняшний день отстает от требований рынка труда: «востоковедение как таковое окуклилось ...», и по специальности работают менее 30% выпускников востоковедческих специальностей.
Модератор сессии Кривопал М.Ю. [1] справедливо обозначил проблему как актуальную, сложную и своевременную. Было отмечено, что «из 80 востоковедческих образовательных программ, только три имеют практико-ориентированный характер».
В ходе содержательной беседы внимание акцентировалось на новых смыслах востоковедения:
-
закономерное смещение западно-центристского дипломатического фокуса на Восток как на внутриполитическом и международном, так и на индивидуальном уровнях;
-
механизмы и способы модернизации программ обучения студентов, сочетающих лучшие традиции российского государства и требования современной реальности;
-
соответствие подготовки выпускников российских вузов запросам работодателей и формировании их способности продвигать интересы России в Азии;
-
имидж современного практико-ориентированного и востребованного востоковеда;
-
бизнес-образование;
-
содержание и объем компетенций выпускников вуза, способствующих разработке и реализации масштабных проектов с азиатскими партнерами.
Подготовка востоковедов: гармония теории и практики
Нацеленность системы высшего образования на практико-ориентированное обучение отнюдь не решает проблемы подготовки востребованного востоковеда на рынке труда. Создание коммерческих центров подготовки специалистов по Востоку заметно снижает уровень ориенталистики. В настоящее время имеет место весьма негативная тенденция: перекос с фундаментальной теоретической подготовки на формирование практических навыков, в данном случае, знание языка. В то время как, только фундаментальные знания определяют способность мыслить стратегически, создавать альтернативные сценарии будущего развития государства. Отечественная традиция подготовки востоковеда опиралась на комплексный подход к изучению не только языка, но и истории, литературы, политики, быта, религии, нравов азиатского мира. В настоящее время актуальны научные изыскания, посвященные современному этапу экономических, дипломатических, политических, социокультурных международных и региональных отношений и процессов, реализующихся в странах (или регионах) Востока. Вполне естественно, что практико-ориентированное осмысление проблематики международных отношений во взаимосвязи с экономическими, политическими аспектами национальной безопасности, основанное на фундаментальных знаниях, открывает новые перспективы в повышении статуса российского государства. Поэтому необходима интеграция открывающихся курсов и онлайн-школ с традиционными востоковедными центрами, имеющими солидную научно-педагогическую школу. Таким образом, речь идет о реально функционирующем профессиональном сообществе востоковедов.
Заведующий кафедрой китайской филологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Сторожук А.Г. [1] также подчеркивал значимость и своевременность разработки и внедрения профессионального стандарта по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика», отмечая необходимость развития способности осуществлять профессиональную коммуникацию на языках народов Азии и Африки, включая освоение не только различных аспектов современного языка, но и классического его варианта.
Подготовка востоковеда подразумевает трансформацию образования, в том числе поиск инструментов по опережающей подготовке специалистов.
По мнению ректора БГУ им. Доржи Банзарова, одного из центров монголоведения, Дамдинова А.В. [1], гарантом фундаментальной практико-ориентированной подготовки востоковедов является пятилетнее обучение, которое позволяет выпускникам активно продвигать традиционные российские ценности, включая русский язык, создавать позитивный международный имидж. А.В. Дамдинов акцентировал внимание на двух аспектах, связанных с проведением международных конференций и формированием компетенций.
Стоит согласиться с тем, что источником развития компетенций востоковедов являются процессы взаимодействия, соучастия, вовлеченности, примером может служить международный буддийский форум «Традиционный буддизм и вызовы современности» (2023 г.). В обучении весьма ценным является формирование компетенций, связанных с умением осуществлять сравнительно-сопоставительный правовой анализ норм и институтов уголовного и гражданского права Китая и Монголии.
О значимости комплексного подхода к подготовке востоковедов заявила академический руководитель практико-ориентированных образовательных программ «Бизнес и политика в современной Азии», «Международный бизнес в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» Л. С. Веселова. Финансирование проектов, привлечение китайского бизнеса требуют внедрения востоковедения в смежные специальности, что определяет изменение содержания учебного плана. Несомненный как теоретический, так и практический интерес вызывает объединение востоковедения и менеджмента, чему способствовал поворот на АТР. Для повышения качества подготовки востоковедов Л. С. Веселова предлагает широко использовать гостевые лекции, практики студентов в бизнес-центрах.
Анализ азиатского вектора в бизнес-образовании в сопоставлении с качеством российской образовательной среды, опытом российских учебных центров позволит обоснованно подходить к вопросам целенаправленного создания условий для разработки новых программ в центре и регионах и подготовки практико-ориентированных и востребованных выпускников.
Директор департамента информации и печати МИД России Захарова М.В. [1] еще в студенческом возрасте имела опыт работы в пресс-центре МИД России, а преддипломную практику проходила в посольстве России в Китае. Её яркое и эмоциональное выступление привлекло внимание к вопросам билингвизма, необходимости подготовки ряда новых специальностей, в частности, речь шла о специалистах, «которые бы разбирались в праве и юриспруденции стран Азии... Юриспруденция стран Азии, я имею в виду законы, правоприменительную практику, вообще перевода законов нашего самого что ни на есть естественного партнера, союзника». М. В. Захарова подчеркнула, что знание языка — это базис, надстройка. В отношении Китая, знание китайского языка, китайской культуры, менталитета, международных отношений в гармонии и единстве, на данный момент является квестом. В этой ситуации языковая подготовка — особое искусство. Профессионалы, глубинно разбирающиеся в выше указанных вопросах, как представители интеллектуальной элиты, сочетают гармонично знание теории и умение применять это знание на практике. В целом распределение по специализациям обучающихся требует продуманной государственной образовательной политики, в том числе предусматривающей формат сетевого взаимодействия востоковедческих центров. Мария Владимировна обращает внимание на роль политической системы государства, которая определяет различные подходы к подготовке кадров. Воспитание китаистов — серьёзный и ответственный процесс. Ресурсом могут служить созданные детские сады с изучением китайского языка, переквалификация, стажировка, обучение в магистратуре, аспирантуре, дополнительное образование.
Действительно, поворот на Восток начинается с раннего детства, со школы, с формирования мировоззрения, которое ранее носило западноцентричный характер.
В ситуации глобальной геополитической трансформации формируется многополярный мир, что неизменно приводит к переформатированию системы образовательных институтов.
Значимым вопросом является характеристика работодателя. Заказчиком востоковедов выступают государство, бизнес. Для крупных корпоративных программ по востребованности лидируют следующие направления: логистика, финансирование, технологические проекты. Однако экспортеры малого бизнеса как правило достаточно эффективны, поскольку владеют предпринимательскими навыками, возможно, что языковая подготовка для них менее значима. Поскольку востоковед начинается с раннего детства, то недостаточно знать сказки братьев Гримм, следует изучать язык, культуру, мировоззрение китайского народа.
Поскольку сказка служит отражением духовной культуры нации, то в этой многополярности, изучая культуру Запада и Востока, следует задуматься об «окне возможностей» российского государства.
Н.Ю. Гусевская [1] представила на примере Забайкальского края российские приграничные субъекты как логистические хабы. В условиях нового преференциального режима хозяйствования, который подразумевает вполне определенный административно-правовой режим, качественную приграничную инфраструктуру, наблюдается острый дефицит кадров по Китаю и отсутствие монголоведов. Несмотря на то, что в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ) создана уникальная лингвистическая школа обучения китайскому языку, тем не менее, подготовка востоковедов — сложный разнонаправленный процесс. Региональный рынок труда и органы власти заинтересованы в специалистах, уверенно владеющих китайским и монгольским языками, способных регулировать правовые отношения, знающих специфику международного бизнеса. Гусевской Н. Е. определены пути подготовки востоковедов: коллаборация с ведущими востоковедческими центрами ИСАА МГУ, ДВФУ; привлечение специалистов посредством дистанционного контракта; создание научно-образовательной лаборатории. ЗабГУ как опорный вуз выступает экспертной площадкой для бизнеса и органов власти в плане подготовки востоковедов.
Заместитель ректора по аналитической и научной деятельности Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Кугаевский А. А. [1] связывает качество подготовки специалистов в области востоковедения с организацией международных исследований, с реализацией идеи устойчивого развития мира как стратегической позиции университета.
Арктическая стратегия предполагает инвестиционные проекты, развитие транспортно-логистического потенциала Якутии, внедрение цифровизации как ресурса развития арктической зоны. Взаимодействие с международными центрами, создание Российско-Азиатского консорциума арктических исследований объединяет исследовательские, научно-образовательные и профессионально-образовательные учреждения РФ и стран Азии. Особый интерес представляет проект СВФУ, направленный на исследование экосистемы мегатрансекта Якутия — Китай. Анализ механизмов развития цивилизационных пространств, глобальных климатических вызовов, адаптации коренных народов Севера, способов разработки климатических профилей и сценариев уязвимости для Арктической зоны и другие исследования, способствуют разработке уникальных образовательных программ.
Директор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Маслов А. А. [1] уделил особое внимание комплексной программе развития образования и исследований в области востоковедения и африканистики. Программа развития востоковедения разработана Минобрнауки совместно с центрами изучения Азии и Африки.
Программа предусматривает создание молодежных лабораторий, финансирование стажировок, повышенные стипендии для студентов-востоковедов. Тем не менее, А. А. Маслов глубоко убежден, что, к сожалению, во многих вузах превалирует традиционное востоковедение, опирающееся на историко-описательные методы, и оторванное от потребностей государства, рынка. Хотя востоковедами подготовлен огромный пласт научной продукции, адекватно отражающей политическую проблематику, международные и региональные процессы, происходящие в азиатском мире. Отсюда решением проблемы качественной подготовки востоковедов является организация сети преподавателей, обладающих должной квалификацией. Вопрос подготовки востоковедов согласно новым вызовам и запросам — это вопрос национальной безопасности государства. Создание экспертно-аналитических центров открывает новые возможности для построения образовательной работы со студентами. Вместе с тем складывается совершенно парадоксальная ситуация, связанная с отсутствием экспертов по целому ряду азиатских стран. Поэтому необходим государственный заказ, а не механическое увеличение бюджетных мест.
Заключение
Таким образом, сессия задает концептуальную рамку развития востоковедения, направленного на:
-
комплексный подход в подготовке востоковедов как ресурса наращивания российской «мягкой силы», включающей изучение моделей развития стран Азии; истории, политики, дипломатии, этнологии, экономики, культуры, религиозно-духовных традиций стран Востока; современного развития бизнеса и предпринимательства, что требует серьёзного обновления и масштабного расширения программ фундаментальных и прикладных курсов в учебном плане;
-
реализация Программы развития востоковедения в контексте современной экономической, политической и социокультурной ситуации на всех уровнях подготовки, начиная с административно-управленческого звена, преподавательского корпуса, общественного сознания;
-
преподавание классического и современного разговорного восточного языка;
-
создание сетевых форм образовательного пространства, разработку или адаптацию существующих дистанционных платформ к потребностям подготовки востоковедов; проработка рисков в организации персонального кадрового сопровождения студентов посредством стажировки в соответствующие департаменты МИД, в российских заграничных учреждениях, обучение в зарубежных летних школах, что предполагает погружение в естественные условия изучения эконмических, правовых дисциплин;
-
разработка и использование современных образовательных технологий, создание отечественных учебных пособий на китайском, монгольском и других языках стран АТР по востребованным темам «Финансы и кредит», «Транспорт и логистика», «Бухгалтерский учёт и аудит», «Юридические понятия» и другие;
-
применение аудио- и видеозаписей выступлений государственных и политических деятелей по вопросам внешней и внутренней политики;
-
обеспечение участия студентов в международных инновационных проектах с учетом изменений и особенностей в экономической, социально-политической, культурной сферах;
-
выстраивание баланса в сотрудничестве с ведущими учеными-востоковедами и практиками, создание университетского консорциума, профессионального сообщества востоковедов, ядром которых выступают крупнейшие центры подготовки специалистов-востоковедов.
Список источников.
Новые смыслы востоковедения: запросы работодателей, бизнес-образование и национальные интересы URL: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?day=13.09.2023
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.