Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 163 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Вузы - центры развития регионов
28 февраля 2017
09:30
Итоги дискуссии

Один из мировых примеров развития системы высшего образования — создание флагманских высших учебных заведений. Драйверов регионального развития, являющихся при этом поставщиком качественного образования.

В истории нашей страны, в советском союзе, имела место быть связка региональной проблематики и вузовской. Миссии высших учебных заведений со сменой государственного строя не изменились, это обучение, исследования и развитие среды. Последнее понимают в самом широком смысле от экономического до социального. Опять же пример некоторых советских республик, где вузы создавались что бы формировать или поддерживать национальную культуру. В некоторой степени это тоже модель флагманского университета. Сегодня если речь идет о вузе, как о драйвере регионального развития чрезвычайно актуальным является вопрос о необходимости специальных организационно-структурных условий для обеспечения связки между региональной проблематикой и вузовской. Наладка системы управления обеспечивает еще одно необходимое условие существования флагманских вузов: предприимчивость и автономность университетов.

Еще несколько примеров мирового опыта развития системы образования. Формат, при котором студенты, проходя учебный курс, получают 2 типа результатов академический и социальный, то есть получение новых компетенций и вклад во благо региона который им удалось внести получая эти компетенции. «Community-Based Research» — исследовательская коллаборация в рамках которой проходят исследования с участием местного населения. Целью является повышение знаний и понимания исследуемого явления, интеграция знаний, политических и социальных изменений, для улучшения качества жизни членов сообщества. Есть подобные примеры и нашей стране. На базе некоторых университетов разрабатывается стратегия развития региона, университет является неким интегратором, который представляет финальный результат, стратегию.

В Томске, городе, который вошел в сотню лучших городов мира для проживания студентов, третью миссию вузов трактуют как инновационное развитие. Высшие учебные заведения Томска в некоторой степени последовали по пути развития силиконовой долины, где во времена Великой депрессии были такие же университеты, как и везде, и такие же предприятия, как и везде, наукоемкие и высокотехнологичные. Вузам пришлось сотрудничать с ними, чтобы получать дополнительную прибыль и элементарно выплачивать зарплату преподавателям. В девяностые, университеты Томска толкнулись с той же проблемой. Вокруг одного из ведущих вузов региона организовалось около 200 малых предприятий. Сегодня у каждого университета есть такой «астероидный» пояс за счет которого происходит быстрое внедрение науки. Конечно этот процесс должен быть подконтрольным, сегодня в государственные задания для высших учебных заведений входят количество публикаций и количество ссылок на них, если добавить к этому количество новых технологий, новых экономик возможно удастся поднять наше высшее образование на новый уровень. В свою очередь представители бизнеса высказались о необходимости контактов и тесного сотрудничества с представителями вузов. В качестве потребителя кадров, бизнес готов принимать участие в долгосрочном планировании, участвовать в разработке учебных планов, имея возможность многое подсказать тем региональным вузам от куда люди идут к ним на работу.

Принципиально меняется роль университетов как учреждений, генерирующих знания, на это направлен приоритетный национальный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Инновационная спираль закручивается только при объединении усилий власти бизнеса и общества. И только вуз может стать площадкой, которая объединяет усилия всех игроков. Для того чтобы инновационная спираль пришла в действие и вуз стал такой площадкой необходимы три условия:

Первое — власть и бизнес должны быть готовы к взаимодействию. Это требует изменения системы управления вузов, создания наблюдательных советов, советов промышленных партнеров. Задача национального проекта определить организационные системы, инструменты, которые регионы могли бы использовать для нахождения консенсуса и развития.

Второе, что бы университеты могли делать вклад в экономику, влиять на местные социальные эффекты договоренность общества, бизнеса и власти должна быть законодательно закреплена, хотя бы как рекомендательная норма. Третье, для развития этой стратегии университеты должны наращивать и взращивать культуру предприимчивости, увеличивать количество научных работ регионального характера, вовлекать магистров, ориентироваться на кластерную политику.

В любом случае, когда речь идет о трансформациях университетов нельзя опираться только на собственные ресурсы, эти изменения будут обречены на неудачи, нужно привлекать ресурсы бизнеса и власти, это критично важно, вузы необходимо поддержать.

А что должен сделать вуз, находящийся на территории, где нет крупных предприятий и превалирует малый и средний бизнес? Это типичный случай для многих регионов России. Когда только вуз может выступать в роли центра инноваций, в роли интеллектуального центра, а бизнес оказывается не способен вкладывать в интеллектуально насыщенные и наукоемкие решения. Пример эффективно решения из Костромы, где университет выступил в роли центра трансфера и адаптации технологий приводя их в регион и передавая, соответственно на взаимном интересе, существующим партнерам.

Вузовские образования требуют крайне внимательного отношения, это одна из важнейших статей нашего конкурентного преимущества и дохода, в том же Томске университет вносит значимый вклад в налоговую базу города, отметила Ольга Голодец.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

Тот регион, который может прирастать вузовским образованием, он имеет совершенно особую ценность как на карте мира, так и на карте России. — Ольга Голодец, Заместитель Председателя Правления, ПАО Сбербанк

Обязательный упор на региональные практики, которые министерство будет оценивать и поддерживать. — Ольга Васильева, Министр просвещения Российской Федерации (до 21.01.2020)

Если мы говорим о роли вуза в создании среды, то это еще и воспитательная среда, и это, наверное, новый вызов для вуза. — Елена Шмелёва, Руководитель, Фонд «Талант и успех»; член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Социально-экономическое развитие региона зависит именно от опорного университета. — Бесарион Месхи, Ректор, Донской государственный технический университет

Не может быть типовых ситуаций, одинаковых для Тюмени, для Костромы, для Томска — каждый вуз, каждый регион сам будет искать, что будет являться для него понятием «центр развития инноваций» региональных. — Александр Наумов, Исполняющий обязанности ректора, Костромской государственный университет (КГУ)

Надо понимать, что прежде чем стать драйверами регионального развития, нужно произвести серьезную трансформацию внутри университетов, пересмотреть политику образовательную, политику исследовательскую, в конце концов, мыслить себя в категориях постиндустриальных. — Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Наступает время переборки инструментов, потому что есть технопарки, есть бизнес-инкубаторы, есть где-то советы, есть кластерная политика. Лучшие кейсы изучить, поставить этот вопрос в регионах на повестку дня и выдать инструменты. Думаю, это время настало, и это как раз задача национального проекта образования. — Эдуард Галажинский, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет; врио президента, Российская академия образования

У меня с профессурой часто бывают споры в университете, с традиционной профессурой — мы должны нести просто знания. А я говорю: мы должны научить людей участвовать в экономике, делать прорывные технологии, проводить их в жизнь, коммерциализировать, не умеют это наши студенты, к сожалению, делать. — Сергей Борисов, Председатель жюри конкурса; председатель попечительского совета, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Кадры —это прежде всего; из Москвы не нашлешься, нужен региональный вуз, мощный, сильный. — Сергей Недорослев, Председатель совета директоров, ООО «Каскол»

Вуз должен быть центром развития региона — это раз. Он должен быть вообще центром развития всего нового — и новых технологий, и новых экономик — это два. И в-третьих, кто-то должен это как-то корректировать. — Сергей Жвачкин, Губернатор Томской области

Тема развития среды достаточно нова и недостаточно изучена в том дискурсе, который сейчас ведется, и лучшие мировые университеты, которые как раз пытаются работать с этой третьей функцией, они как раз ищут и модели, и подходы, как же её реализовать. — Ольга Назайкинская, Директор Центра образовательных разработок, Московская школа управления СКОЛКОВО

В здоровой системе высшего образования, особенно в крупных странах, вот эти вузы, которые выполняют одновременно роль драйверов регионального развития, конечно, являясь при этом очень качественными вузами. — Исак Фрумин, Научный руководитель института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»