Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Войти в сотню лучших: как российские университеты повышают свою конкурентоспособность на мировой арене
14 Февраля 2019
10:50—12:00
Ключевые выводы
Качественное образование востребовано обществом

Многочисленные опросы населения говорят о том, что образование является ключевой ценностью для отдельных людей. Опросы бизнеса также подтверждают, что в топе ценностей для бизнеса в отношении социальных инвестиций также образование, безусловно, занимает первую-вторую строчку не только в России, но и в мире — Болдырева Александра, Генеральный директор, Ассоциация грантодающих организаций «Форум доноров».

Проект «5-100» способствует поднятию уровня высшего образования

Сегодня мы говорим о рейтингах, и надо сказать, что многие участники проекта “5-100” достойно представляют нашу систему образования в международном академическом пространстве. Многие участники входят в топ-100 лучших университетов мира по своим приоритетным направлениям — Черникова Алевтина, Ректор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Если брать проект, который Президент утвердил, он состоялся. Университеты, которые в нем, действительно сделали достаточно серьезный рывок, показывали достаточно серьезную динамику. У нас всех появилась возможность приглашать иностранных преподавателей, иностранных ученых, участвовать в международных коллаборациях, мы стали больше заниматься наукой — Гришин Виктор, Ректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова».

В мире 20 тысяч университетов, вхождение в первые 200 — это значит у тебя золотые олимпийские медали — Волков Андрей, Научный руководитель, Московская школа управления СКОЛКОВО.

По признанию наших зарубежных коллег, российские вузы, которые вошли в программу “5-100”, сейчас это 21 университет, двигаются в 2,5 раза более скоростной динамикой, чем нормальные хорошие университеты. В этом смысле проект сработал — Волков Андрей, Научный руководитель, Московская школа управления СКОЛКОВО.

В т.ч. благодаря вхождению в программу “5-100” мы смогли постепенно менять тех людей, которые у нас учат, т.е. это люди, которые теперь думают о том, что университет — это и для региона, и для страны, к нам поступают, заявки на поступление пришли из всех регионов РФ, это не только приморские дети, и у нас обучаются дети их 74 стран — Панова Виктория, Проректор по международным отношениям ДВФУ, представитель России в «Женской двадцатке».

Проблемы
Недостаток внимания к методикам образования

Вузы, которые вошли в международные рейтинги, должны работать не только на рейтинги, но и на российское образование. И в этой части я не увидел, что Плехановский университет получил достаточно серьезные проработки в плане методического обеспечения, каких-то лекций, каких-то подходов — Гришин Виктор, Ректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова».

Нехватка финансирования

Бюджетный потенциал понятен, он ограничен, и, к сожалению, вряд ли будет расти в ближайшее время, кроме серьезных проектов. Поэтому здесь можно подумать, как привлечь бизнес и коммерческие организации, чтобы помогать вузам в этом вопросе — Алашкевич Михаил, Вице-президент, руководитель проектного офиса агентской функции, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Общий объем бюджетных ассигнований на выполнение госзадания — 250 млрд рублей в год, при этом примерно 25 млрд из них вузы тратят на содержание своих общежитий, мест проживания студентов. Это означает, что эти деньги выведены из процесса образования, а это примерно 10% от общего объема средств, которые на развитие образования предусмотрены — Алашкевич Михаил, Вице-президент, руководитель проектного офиса агентской функции, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Решения
Качественная трансформация деятельности вузов

Дети, которые сейчас приходят на первый курс, это совершенно другие дети. И старые модели, которые в большинстве организаций существуют, они никому не нужны. Дети умные, способные, они выросли в цифровой эпохе, они учатся сами, когда им надо. Если не будет глубинной трансформации вузов, внутренней трансформации, которая повысит привлекательность этих организаций, чтобы дети пришли туда за знаниями, не будет ничего, сколько денег туда ни давайте — Морозов Дмитрий, Генеральный директор, BIOCAD.

Дети приходят другие, и у них другие образовательные потребности. В зависимости от выбранной образовательной траектории, они у нас проводят в университете от 4 до 10 лет. И социальную сферу, кроме профессиональной компоненты и знакомства с миром науки, мы обязаны им дать — Черникова Алевтина, Ректор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Формирование образовательных программ с учетом запросов общества и бизнеса

Решение проблемы повышения конкурентоспособности вузов невозможно делать только внутри вуза, обязательно должно быть вовлечено все общество, и вузы должны быть более открытыми к такому сотрудничеству именно для того, чтобы чувствовать этот запрос, какие компетенции, какие качества, какие люди нужны будут на выпуске из вуза — Рыбакова Екатерина, Соучредитель, «Рыбаков Фонд».

Сегодня ситуация такова, что нашим работодателям уже недостаточно крепких профессиональных навыков, знаний и компетенций, им очень важны и личностные качества, такие как лидерство и умение работать в команде, умение идти на компромисс — Черникова Алевтина, Ректор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

К нам все чаще обращаются работодатели, средний и малый бизнес, который просит найти и выстроить систему отбора или фильтров, чтобы найти просто человека, которого можно взять на обычную работу и который, с учетом всех особенностей представителя поколения Z, просто не сбежит через неделю, будет нормально работать, которого можно погружать в корпоративную культуру — Чуйкова Варвара, Исполнительный директор, Фонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры» .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС