Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования
16 Февраля 2018
09:00
Ключевые выводы
Цифровизация становится ключевым драйвером развития экономики и всех сфер жизни

Нет отдельно цифровой экономики, в ближайшее время вся экономика будет цифровая. Завтра тот бизнес, который не будет представлен в цифровой сфере, он просто перестанет существовать — Варламов Кирилл, Директор, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Последние несколько лет мы постоянно с вами наблюдаем проникновение цифровых технологий в нашу жизнь. Пользователи, общество, государство, бизнес сегодня имеют возможность коммуницировать с помощью этих технологий. Цифровая экономика является мощным драйвером офлайн-экономики — Плуготаренко Сергей, Директор, «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК»).

Мне кажется самым важным направление, которое, может быть, звучит скучно и непонятно, то, что мы называем, цифровая среда доверия, вопросы идентификации и т.д., которые действительно способны изменить жизнь каждого из нас, жизнь компаний, т.е. по сути речь идет о том, чтобы полностью перевернуть картинку, и электронный документ имел приоритет над бумажным, а бумажный был вторичным — Дроздов Игорь, Председатель правления, Фонд «Сколково».

С 2010 года мы стараемся измерять аспекты, связанные с развитием высоких технологий, примерно в 2014 году к нам пришло осознание, что Интернет стал настолько большим, и неправильно измерять только его, нужно говорить о связанных и зависимых рынках — Плуготаренко Сергей, Директор, «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК»).

Переход к цифровой экономике требует перестройки всей нормативной базы

В ближайшие два года мы должны принять больше 50 основных законов, думаю, на этом жизнь не остановится, по ходу развития событий это количество, возможно, увеличится. Это приведет к глубокой правовой реформе — Ибрагимов Руслан, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, член правления, ПАО «МТС».

Проблемы
Недостаточное вовлечение бизнеса в формирование законодательной базы

Нужна серьезная вовлеченность бизнеса в любое законодательное изменение. Здесь хотелось бы покритиковать ту процедуру цифрового взаимодействия, которая сейчас определена в программе "Цифровая экономика". <…> Как это есть сейчас, процедура не работает. Мы считаем, что необходим механизм т.н. "регуляторных песочниц", когда бизнес запускается в ограниченном объеме, происходит наблюдение за его работой, а затем уже регулировать целиком — Варламов Кирилл, Директор, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Регулирование отстает от жизни

Я очень поддерживаю идею с регуляторными песочницами, но есть один нюанс, на который сам для себя ответа я не знаю. В современном мире необходимо быть динамичным, если мы будем законы принимать год, два, три, то мы далеко не уедем, всегда будем в роли отстающих. <…> Подождем год, будет песочница, в этой песочнице поиграемся пару лет, тогда лет через 5-7 у нас в стране что-то появится — Дроздов Игорь, Председатель правления, Фонд «Сколково».

Низкий уровень цифровой грамотности населения

Мы много говорим о том, что дает цифровая экономика для бизнеса, но мы мало объясняем, что она дает для населения — Дроздов Игорь, Председатель правления, Фонд «Сколково».

Несовершенство технологий

Из-за удаленной идентификации мы не можем оказать человеку услугу, он звонит в Пенсионный фонд, а мы не знаем на том конце, Иванов или Сидоров. Мы придумываем разные свои идентификации, но хотелось бы это делать более современным образом, оказывать более массовые услуги — Дроздов Антон, Председатель правления, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Надо сказать об инфраструктурных ограничениях, которые существуют. Например, мы ввели единую государственную систему социального обеспечения, которая объединяет возможности всех социальных служб, в т.ч. субъектов РФ, муниципалитетов, и уже получили определенный эффект. Однако, например, при подключении к СМЭВ 3.0 оказалось, что она имеет не ту пропускную способность, и мы не можем с помощью нее решать все проблемы — Дроздов Антон, Председатель правления, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Решения
Развитие технологий

Мы считаем, что ускорение экономики произойдет после внедрения пятого стандарта 5G, мы ожидаем, что он заработает уже в 2019-2020 годах — Ибрагимов Руслан, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, член правления, ПАО «МТС».

Упрощение контрольно-надзорных мероприятий

В этом году был утвержден приказ Роструда, и 107 проверочных листов мы будем использовать на предприятиях с умеренной степенью риска, практически дан старт упрощенному контролю, который больше будет напоминать мониторинг, нежели традиционные контрольно-надзорные мероприятия — Васильев Денис, Заместитель руководителя, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Совместная работа бизнеса и власти над законодательной базой

Бизнесу нужны понятные правила игры на ближайшие несколько лет, чтобы он мог планировать свою деятельность. В условиях технологической и иной неопределенности это чрезвычайно важно, потому что это минимизирует риски. Это минимум, максимум — это участие бизнеса в разработке всех правил — Ковнир Евгений, Заместитель директора направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Критика нормативных проектов — это помощь. Если мы сейчас все эти «узкие места» не обсудим, эти замечания не отработаем, у нас потом просто будет "стоп" на уровне дальнейшего прохождения этих документов — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Очень сложно регулировать новые отношения и сложно сразу сделать это нормативным правовым актом, "песочницы" — один из инструментов, другой инструмент — это рекомендации. <…> Надо создать рекомендательные документы на уровне ЕАЭС — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Учет разной степени готовности регионов к цифровизации

Одним из выходов будет то, что федеральным законом будет дано право регионам своими актами упрощать те или иные решения, потому что все регионы абсолютно разные, готовность по цифровизации — абсолютно разная — Габдрахманов Ильдар, Вице-губернатор Московской области.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС