non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Betting on E-Commerce: The Winner Takes It All
24 May 2018
11:00—12:15
KEY CONCLUSIONS
The e-commerce market in Russia is actively developing

Last year the turnover of traditional trade in Russia amounted to about 30 trillion roubles. It grew a little more than 1% compared to the previous year. The volume of the e-commerce market amounted to 1.1 trillion roubles, but at the same time it grew 22% since last year, and in 8 years it grew 5 times larger. This segment has been growing at double-digit rates, including the time during the peak of the crisis. Now the share of e-commerce in the total trade turnover in Russia is slightly more than 3%. The task, as stated by the Ministry of Industry and Trade, is to increase it to 20% by 2025. Today in the OECD countries this figure ranges from 10 to 20% — Andrei Sharonov, Dean, Moscow School of Management SKOLKOVO.

Russian e-commerce is characterized by high concentration and predominance of imports

Features of the e-commerce market in Russia are: high concentration — 5% of online stores make about 90% of turnover; significant share of foreign sellers — they account for 37%, which makes 420 billion roubles. There are three countries — suppliers of products that come to us through e-commerce, that dominate. They are: China (52%), the EU (23%), the United States (12%). Moscow and St. Petersburg account for more than 50% of e-commerce. Meanwhile payments by bank cards are quite rare — about 1/3, while in developed countries it is more than 90% — Andrei Sharonov, Dean, Moscow School of Management SKOLKOVO.

Russian Post makes a key contribution to the development of the e-commerce market

There is a noticeable consistent growth of number of deliveries and shipments from online shops that Russian Post manages: from 33% in 2013 to 67% — Andrei Sharonov, Dean, Moscow School of Management SKOLKOVO.

We processed 365 million shipments last year, this is 7 times more than 4 years ago — Nikolai Podguzov, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

This year Russian Post is actively engaged in the development of its logistics system. We have already created 2 modern complexes, we plan to create about 40 logistics centres in the next 2-3 years, which will be a three-level logistics system with 7 large hubs, 10 hubs in cities with over a million citizens and more than 20 small sorting facilities. This will ensure the delivery of items within 3 days for 80% of the territory of our country. If we solve this problem, then we as the Russian Post will provide everything necessary for the development of electronic commerce in the country — Nikolai Podguzov, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

The e-commerce sector is attractive for Russian business

We announced that we will actively cooperate and finance the construction of a three-level logistics system. We have attracted about 340 billion roubles over the past 10 years into the development of various elements of Russia's infrastructure, while only 100 billion were our money, the rest is the money of our partners, including foreign ones — Alexei Yakovitsky, Global Chief Executive Officer, VTB Capital .

ISSUES
Underdevelopment of the logistics infrastructure

Among the constraints, I would first of all mention the imperfection of the logistics infrastructure. It includes fragmentation of the market, and low concentration of players. Low penetration of non-cash payments. 3.5 parcels per person per year — this is much lower than the average indicators that exist in Europe and Asia — Nikolai Podguzov, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

Logistics and delivery time and generally infrastructure in a broader sense — this is probably the main obstacle to the explosive growth of e-commerce, which, we all hope, will continue in Russia — Alexei Yakovitsky, Global Chief Executive Officer, VTB Capital .

Imperfection of foreign trade regulation

If I order something from Helsinki from a Russian company, it's almost impossible to get it. For example, when you need to import these goods, you need to explain to everyone, why does a Finn want to buy something and bring it here. Then there are problems with money transfer — it is impossible to transfer to a rouble account, you need some euro account. For the boom in electronic commerce to take place, Russia needs to work out all these steps — Pekka Viljakainen, Advisor to the President, Skolkovo Foundation; Chairman, Aii Capital.

It is necessary to provide a complete chain. This is not only about delivery. For example, if the return of goods is carried out, then everything should be smooth and efficient. <...> It is necessary to work somehow with the customs. All these payment systems also need to be worked out, including legislation — Pekka Viljakainen, Advisor to the President, Skolkovo Foundation; Chairman, Aii Capital.

There are several problems with export development through e-commerce channels. First and foremost, this is the inability to provide an effective mechanism to ensure zero VAT for legal exporters. Therefore, practically all exports are carried out by private individuals. Speaking about transit, volume of electronic commerce here is very low, although Russia has unique advantages from the point of view of location. We provide the shortest path from China to Europe — Pekka Viljakainen, Advisor to the President, Skolkovo Foundation; Chairman, Aii Capital.

Problem of quality of goods and consumer protection

Barriers are really obvious. <...> The quality of services, the quality of the goods and the guarantee that if a failure occurs, the site immediately fixes it and takes the side of the buyer — Maxim Grishakov, Chief Executive Officer, Yandex.Market.

Low level of small business involvement

We use very few our own suppliers. It is easier for our online stores to buy abroad and deliver a ready-made product to Russia, than to work with a large number of small players, invest in logistics, create a chain, ornate it with services, etc. — Oleg Fomichev, State Secretary, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

SOLUTIONS
Creating partnerships

The system of electronic commerce in the country and the digital economy in general is a system of partnerships. <...>Someone has a financial resource, someone has expertise in logistics, someone has a strong understanding of how to develop IT-systems, but the integral picture should be created in a partnership mode — Nikolai Podguzov, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

We do not believe in the organic development of the e-commerce platform from within one institution located in the same sector, even if it is a very large banking institution like ours. It is the path of partnerships that is the path that we have chosen for ourselves. Why? Because the consumer wants a single window — Alexei Yakovitsky, Global Chief Executive Officer, VTB Capital .

Formation of the ecosystem

AliExpress did a great thing — they became one of the main drivers of expanding the market boundaries for small businesses in China. Our e-commerce should do the same, but for this we must create an ecosystem. To coordinate the activities of a large number of players there should be one player to consolidate already existing logistic services in Russia, invest in new ones where there are not enough of them — Oleg Fomichev, State Secretary, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

Who will become a global player, at least in the country level, is still a big question. We have many players who claim this role. This is Sberbank with its huge number of customers, and Yandex with advanced information technologies, and Russian Post with a huge logistics network, which has a clear advantage. It could be commercial networks — offline traditional ones, which can move in this direction. For example, X5, Magnit. Each of them has its own separate advantages, they can become such a global player by creating an ecosystem — Konstantin Noskov, Minister of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation.

Using foreign experience

According to the World Economic Forum, in 2016, Japan Post Service for the fourth time in a row was recognized as the best in the world. <...> Delivery to the door of the recipient is carried out without additional charges. In addition, the recipient can choose the time at which they can receive the delivery with an accuracy of 2 hours. <...> To reduce the number of repeated deliveries, we have two solutions. First is the use of convenience stores as points for reception and sending of mail. Second is close cooperation with Japan's largest marketplace, Rakuten — Kunio Tanigaki, Executive Vice President, Japan Post Co., Ltd.

Reduction of administrative restrictions

We hope that by the end of 2018 the law will be enacted, and in Russia, as in most countries of the world, online trade in alcohol will be allowed. We advocate that this channel should be absolutely transparent and with absolutely the same age and time restrictions which exist for offline alcohol trade — Dmitry Shpakov, Chief Executive Officer, AB InBev Efes.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Ставка на электронную торговлю. Победитель получает все
24 Мая 2018
11:00—12:15
Ключевые выводы
В России рынок электронной торговли активно развивается

В прошедшем году оборот традиционной торговли в России составил около 30 трлн руб. Он вырос чуть больше, чем на 1%, по сравнению с предыдущим годом. Объем рынка интернет-торговли составил 1,1 трлн руб., но при этом он вырос на 22% с прошлого года, а за 8 лет — в 5 раз. Этот сегмент все время рос двузначными темпами, в том числе и в пик кризиса. Сейчас доля интернет-торговли в общем торговом обороте в России составляет чуть больше 3%. Задача, которая сформулирована Минпромторгом, — довести ее до 20% к 2025 г. Сейчас в странах ОЭСР эта цифра колеблется от 10 до 20% — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Российская электронная торговля характеризуется высокой концентрацией и преобладанием импорта

Особенности рынка электронной торговли в России: высокая концентрация — 5% интернет-магазинов дают примерно 90% оборота; существенная доля иностранных продавцов — они составляют 37%, а это 420 млрд руб. Доминируют три страны — поставщики продукции, которая идет к нам через электронную торговлю. Это Китай (52%), ЕС (23%), США (12%). На Москву и Санкт-Петербург приходится более 50% интернет-торговли. Оплата банковскими картами достаточно низка при этом — около 1/3, в развитых странах — более 90% — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

«Почта России» вносит ключевой вклад в развитие рынка электронной торговли

Обращает на себя последовательный рост доли на рынке доставки и отправлений интернет-магазинов «Почты России»: с 33% в 2013 году до 67% — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Мы обработали в прошлом году 365 млн посылок: это в 7 раз больше, чем 4 года назад — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Почта России в этом году активно занимается развитием своей логистической системы. Мы уже создали 2 современных комплекса, планируем создать за ближайшие 2–3 года около 40 логистических центров, которые будут представлять собой трехуровневую систему логистики с 7 крупными хабами, 10 хабами в городах-миллионниках и более 20 мелких сортировочных мощностей. Это позволит обеспечивать доставку товаров в пределах 3 суток по 80% территории нашей страны. Если мы эту задачу решим, то мы как «Почта России» обеспечим со своей стороны все необходимое для развития электронной коммерции в стране — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Сектор электронной торговли привлекателен для российского бизнеса

Мы объявили о том, что будем активно взаимодействовать и финансировать строительство трехуровневой логистической системы. Мы за последние 10 лет привлекли примерно 340 млрд руб. в развитие разных элементов инфраструктуры России, при этом только 100 млрд были наши деньги, а все остальное — деньги наших партнеров, в том числе иностранных — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Проблемы
Неразвитость логистической инфраструктуры

Среди сдерживающих факторов я бы в первую очередь отметил несовершенство логистической инфраструктуры. Это и фрагментированность рынка, и невысокая концентрация игроков. Низкое проникновение безналичных платежей. 3,5 посылки на человека в год — это сильно ниже тех средних показателей, которые есть в Европе и Азии — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Логистика и сроки доставки и вообще инфраструктура в более широком смысле — это, наверное, главная препона к взрывному росту электронной коммерции, который, мы все надеемся, в России продолжится — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Несовершенство внешнеторгового регулирования

Если я что-то заказываю из Хельсинки от российской компании, это практически невозможно получить. Например, когда нужно ввезти эти товары, нужно всем объяснять, а зачем финн хочет что-то купить и сюда привезти. Потом начинаются проблемы, что нельзя на рублевый счет это перевести, а нужно в евро какой-то счет. Чтобы бум в электронной торговле действительно произошел, России необходимо, чтобы все эти элементы были проработаны — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

«Необходимо обеспечить полную цепочку. Это не только доставка. Например, если возврат товаров осуществляется, то все должно быть гладко и эффективно. <…> С таможней необходимо как-то работать. Все эти платежные системы тоже нужно проработать, в том числе и законодательно — Вильякайнен Пекка, Советник президента, Фонд «Сколково»; председатель, Aii Capital.

Проблем в развитии экспорта через каналы электронной коммерции несколько. Это, в первую очередь, невозможность предоставления эффективного механизма в обеспечении нулевого НДС для юридических лиц-экспортеров. Поэтому у нас практически весь экспорт осуществляется физическими лицами. Если говорить о транзите, то здесь в объеме электронной коммерции его доля очень низкая, хотя Россия обладает уникальными преимуществами с точки зрения местонахождения. Мы обеспечиваем самый короткий путь из Китая в Европу — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Проблема качества товаров и защиты прав потребителей

Барьеры действительно очевидны. <…> Качество услуг, качество товаров и гарантия того, что если какой-то сбой происходит, то площадка немедленно его фиксирует и встает на сторону покупателя — Гришаков Максим, Генеральный директор, «Яндекс.Маркет».

Никий уровень вовлеченности малого бизнеса

Мы очень мало задействуем наших собственных поставщиков. Нашим интернет-магазинам проще закупать за рубежом и поставлять в Россию конкретному потребителю уже готовый товар, чем работать с большим количеством малых игроков, вкладываться в логистику, создавать цепочку, обвешивать это сервисами и т. д. — Фомичев Олег, Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Решения
Создание партнерств

Система электронной коммерции в стране и вообще цифровая экономика — это система партнерств. <...> У кого-то есть финансовый ресурс, у кого-то есть экспертиза в логистике, у кого-то есть мощное понимание того, как развивать IT-системы, но интегральную картинку нужно складывать в режиме партнерства — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Мы не верим в органическое развитие платформы e-commerce изнутри одного института, находящегося в одном секторе, даже если это очень крупный банковский институт, как наш. Именно путь партнерств — это тот путь, который мы тоже для себя избрали. Почему? Потому что потребитель хочет одного окна — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Формирование экосистемы

В AliExpress сделали великую вещь — стали одним из основных драйверов расширения границ рынка для малого бизнеса в Китае. Наша электронная торговля должна делать то же самое, но для этого мы должны создать экосистему. Чтобы скоординировать деятельность большого количества игроков, нужен тот один, который консолидирует уже имеющиеся в России логистические сервисы, проинвестирует в новые там, где их недостаточно — Фомичев Олег, Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Кто станет глобальным, как минимум в страновом плане, игроком — еще большой вопрос. У нас много игроков, которые претендуют на такую роль. Это и «Сбербанк» с его огромным количеством клиентов, и «Яндекс» с продвинутыми информационными технологиями, и «Почта России» с огромной логистической сетью, имеющая явное преимущество. Это могут быть торговые сети — оффлайновые традиционные, которые могут двинуться в эту сторону. Те же «Х5», «Магнит». Каждый из этих игроков имеет свои отдельные преимущества, они могут стать таким глобальным игроком, создав экосистему — Носков Константин, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Использование зарубежного опыта

По оценке Всемирного экономического форума, в 2016 году Почта Японии по индексу эффективности почтовых услуг в четвертый раз подряд была признана лучшей в мире. <…> Доставка до двери получателя у нас осуществляется без дополнительной оплаты. Кроме того, получатель может определить время, в которое он может принять почтовое отправление, с точностью до 2 часов. <…> Для сокращения количества повторных доставок у нас есть два способа. Первый — использование магазинов шаговой доступности в качестве пунктов приема и отправки почтовых отправлений. Второй — тесное сотрудничество с крупнейшим маркетплейсом Японии Rakuten — Танигаки Кунио, Исполнительный вице-президент, Japan Post Co., Ltd.

Сокращение административных ограничений

Надеемся, что до конца 2018 года все-таки будет принят закон, и в России, как и в большинстве стран мира, будет разрешена онлайн-торговля алкоголем. Мы выступаем за то, чтобы этот канал был абсолютно прозрачным и с абсолютно теми же ограничениями: возрастными, временными, которые есть для классической торговли алкоголем — Шпаков Дмитрий, Президент, АО «САН ИнБев».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС