Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Ставка на электронную торговлю. Победитель получает все
24 Мая 2018
11:00—12:15
Ключевые выводы
В России рынок электронной торговли активно развивается

В прошедшем году оборот традиционной торговли в России составил около 30 трлн руб. Он вырос чуть больше, чем на 1%, по сравнению с предыдущим годом. Объем рынка интернет-торговли составил 1,1 трлн руб., но при этом он вырос на 22% с прошлого года, а за 8 лет — в 5 раз. Этот сегмент все время рос двузначными темпами, в том числе и в пик кризиса. Сейчас доля интернет-торговли в общем торговом обороте в России составляет чуть больше 3%. Задача, которая сформулирована Минпромторгом, — довести ее до 20% к 2025 г. Сейчас в странах ОЭСР эта цифра колеблется от 10 до 20% — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Российская электронная торговля характеризуется высокой концентрацией и преобладанием импорта

Особенности рынка электронной торговли в России: высокая концентрация — 5% интернет-магазинов дают примерно 90% оборота; существенная доля иностранных продавцов — они составляют 37%, а это 420 млрд руб. Доминируют три страны — поставщики продукции, которая идет к нам через электронную торговлю. Это Китай (52%), ЕС (23%), США (12%). На Москву и Санкт-Петербург приходится более 50% интернет-торговли. Оплата банковскими картами достаточно низка при этом — около 1/3, в развитых странах — более 90% — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

«Почта России» вносит ключевой вклад в развитие рынка электронной торговли

Обращает на себя последовательный рост доли на рынке доставки и отправлений интернет-магазинов «Почты России»: с 33% в 2013 году до 67% — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Мы обработали в прошлом году 365 млн посылок: это в 7 раз больше, чем 4 года назад — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Почта России в этом году активно занимается развитием своей логистической системы. Мы уже создали 2 современных комплекса, планируем создать за ближайшие 2–3 года около 40 логистических центров, которые будут представлять собой трехуровневую систему логистики с 7 крупными хабами, 10 хабами в городах-миллионниках и более 20 мелких сортировочных мощностей. Это позволит обеспечивать доставку товаров в пределах 3 суток по 80% территории нашей страны. Если мы эту задачу решим, то мы как «Почта России» обеспечим со своей стороны все необходимое для развития электронной коммерции в стране — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Сектор электронной торговли привлекателен для российского бизнеса

Мы объявили о том, что будем активно взаимодействовать и финансировать строительство трехуровневой логистической системы. Мы за последние 10 лет привлекли примерно 340 млрд руб. в развитие разных элементов инфраструктуры России, при этом только 100 млрд были наши деньги, а все остальное — деньги наших партнеров, в том числе иностранных — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Проблемы
Неразвитость логистической инфраструктуры

Среди сдерживающих факторов я бы в первую очередь отметил несовершенство логистической инфраструктуры. Это и фрагментированность рынка, и невысокая концентрация игроков. Низкое проникновение безналичных платежей. 3,5 посылки на человека в год — это сильно ниже тех средних показателей, которые есть в Европе и Азии — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Логистика и сроки доставки и вообще инфраструктура в более широком смысле — это, наверное, главная препона к взрывному росту электронной коммерции, который, мы все надеемся, в России продолжится — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Несовершенство внешнеторгового регулирования

Если я что-то заказываю из Хельсинки от российской компании, это практически невозможно получить. Например, когда нужно ввезти эти товары, нужно всем объяснять, а зачем финн хочет что-то купить и сюда привезти. Потом начинаются проблемы, что нельзя на рублевый счет это перевести, а нужно в евро какой-то счет. Чтобы бум в электронной торговле действительно произошел, России необходимо, чтобы все эти элементы были проработаны — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

«Необходимо обеспечить полную цепочку. Это не только доставка. Например, если возврат товаров осуществляется, то все должно быть гладко и эффективно. <…> С таможней необходимо как-то работать. Все эти платежные системы тоже нужно проработать, в том числе и законодательно — Вильякайнен Пекка, Советник президента, Фонд «Сколково»; председатель, Aii Capital.

Проблем в развитии экспорта через каналы электронной коммерции несколько. Это, в первую очередь, невозможность предоставления эффективного механизма в обеспечении нулевого НДС для юридических лиц-экспортеров. Поэтому у нас практически весь экспорт осуществляется физическими лицами. Если говорить о транзите, то здесь в объеме электронной коммерции его доля очень низкая, хотя Россия обладает уникальными преимуществами с точки зрения местонахождения. Мы обеспечиваем самый короткий путь из Китая в Европу — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Проблема качества товаров и защиты прав потребителей

Барьеры действительно очевидны. <…> Качество услуг, качество товаров и гарантия того, что если какой-то сбой происходит, то площадка немедленно его фиксирует и встает на сторону покупателя — Гришаков Максим, Генеральный директор, «Яндекс.Маркет».

Никий уровень вовлеченности малого бизнеса

Мы очень мало задействуем наших собственных поставщиков. Нашим интернет-магазинам проще закупать за рубежом и поставлять в Россию конкретному потребителю уже готовый товар, чем работать с большим количеством малых игроков, вкладываться в логистику, создавать цепочку, обвешивать это сервисами и т. д. — Фомичев Олег, Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Решения
Создание партнерств

Система электронной коммерции в стране и вообще цифровая экономика — это система партнерств. <...> У кого-то есть финансовый ресурс, у кого-то есть экспертиза в логистике, у кого-то есть мощное понимание того, как развивать IT-системы, но интегральную картинку нужно складывать в режиме партнерства — Подгузов Николай, Генеральный директор, ФГУП «Почта России».

Мы не верим в органическое развитие платформы e-commerce изнутри одного института, находящегося в одном секторе, даже если это очень крупный банковский институт, как наш. Именно путь партнерств — это тот путь, который мы тоже для себя избрали. Почему? Потому что потребитель хочет одного окна — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Формирование экосистемы

В AliExpress сделали великую вещь — стали одним из основных драйверов расширения границ рынка для малого бизнеса в Китае. Наша электронная торговля должна делать то же самое, но для этого мы должны создать экосистему. Чтобы скоординировать деятельность большого количества игроков, нужен тот один, который консолидирует уже имеющиеся в России логистические сервисы, проинвестирует в новые там, где их недостаточно — Фомичев Олег, Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Кто станет глобальным, как минимум в страновом плане, игроком — еще большой вопрос. У нас много игроков, которые претендуют на такую роль. Это и «Сбербанк» с его огромным количеством клиентов, и «Яндекс» с продвинутыми информационными технологиями, и «Почта России» с огромной логистической сетью, имеющая явное преимущество. Это могут быть торговые сети — оффлайновые традиционные, которые могут двинуться в эту сторону. Те же «Х5», «Магнит». Каждый из этих игроков имеет свои отдельные преимущества, они могут стать таким глобальным игроком, создав экосистему — Носков Константин, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Использование зарубежного опыта

По оценке Всемирного экономического форума, в 2016 году Почта Японии по индексу эффективности почтовых услуг в четвертый раз подряд была признана лучшей в мире. <…> Доставка до двери получателя у нас осуществляется без дополнительной оплаты. Кроме того, получатель может определить время, в которое он может принять почтовое отправление, с точностью до 2 часов. <…> Для сокращения количества повторных доставок у нас есть два способа. Первый — использование магазинов шаговой доступности в качестве пунктов приема и отправки почтовых отправлений. Второй — тесное сотрудничество с крупнейшим маркетплейсом Японии Rakuten — Танигаки Кунио, Исполнительный вице-президент, Japan Post Co., Ltd.

Сокращение административных ограничений

Надеемся, что до конца 2018 года все-таки будет принят закон, и в России, как и в большинстве стран мира, будет разрешена онлайн-торговля алкоголем. Мы выступаем за то, чтобы этот канал был абсолютно прозрачным и с абсолютно теми же ограничениями: возрастными, временными, которые есть для классической торговли алкоголем — Шпаков Дмитрий, Президент, АО «САН ИнБев».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС