A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 188 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
The Development of Legal Education in the Russian Federation
30 June 2022
16:30—18:00
KEY CONCLUSIONS
Russian legal education system is ready for change, introduction of mentoring is required

How can we improve our legal education? <...> It is not in the number of years we teach, but in a way we teach so that the education is of higher quality. <...> How many of our bachelors do not continue their education the first year after they graduate? Turned out, it is about 50% — Nikolay Kropachev, Rector, St. Petersburg State University.

We have traditionally understood the theory of law as the base of our education, sometimes the history of law too. Certainly, without those there can be no quality legal education... But we did not have mentoring in the law on education, and only recently mentoring functions have appeare — Nikolay Kropachev, Rector, St. Petersburg State University.

Is there a need for ideology in educational institutions? Of course there is, because education and mentoring are two inseparable processes — Olga Alexandrova, Rector, The All-Russian State University of Justice.

Is it necessary to address ideology in the process of education? <...> And how can we go on without ideology? We have a brain, we have consciousness – are we brainless creatures? Everyone should have some idea in their head. And we do — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

It is not about the two degrees: the bachelor's and the master's. <...> The important thing is the quality of education people should receive from a really great faculty. <...> Some universities sometimes do not give any legal education, diplomas are simply printed out. Let me remind you: the Soviet Union was a large country, it had 57 law schools and departments for 280 million citizens. When the Soviet Union collapsed, the population shrank by almost half, yet there suddenly was 1,500 of them. <...> What kind of universities were these, where did they come from? Some were in basements, some were three rooms big... just a money-maker for some and just a diploma for others. Then came the attestation, they worked tirelessly for several years, out of 1500 only 112 have been attested, some of them refused to provide any materials at all. <...> Today there are about 450. <...> I generally advocate that we make a ranking of law schools — Sergey Stepashin, Chairman, Association of Lawyers of Russia; Chairman of the Board of Trustees, Territorial Development Fund.

ISSUES
Current Anglo-American system is no match to present educational challenges

The American-English system does not presuppose any kind of mentoring. And our education system... assumed mentoring. The Soviet and Russian systems were supposed to educate a person who already knew why did he or she come to the university for, what they wanted to become — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

We must not simply educate specialists... but citizens responsible for statehood. <...> The legal ideology that we are talking about today, it must be created by our education system, but why did we introduce the American-English version of education? And who are we going to educate? And our education system is supposed to educate patriots. Why are we afraid of this word? <...> Today it is time to have an ideology of obligation, of responsibility for the future of our country — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

Why did we have to drag [English terms. – Ed.] in again? <...> At least on this front of our education let us move away from bachelors, which is probably an English word. Master's degree is probably not a Russian word, neither is postgraduate. <...> Why is it impossible to restore the Soviet graduate school? <...> The Soviet graduate school trained scientific personnel. <...> It took me 8 months to write my PhD thesis and it took me another 12 months to defend it. All along I received a decent stipend: 100 rubles — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

Educational process is too long, being a professor is not prestigious anymore

Today graduate school is the fourth form of education or what? How long can we study? Is it to complete PhD theses at an old age? Graduate school at that time was a forge of personnel, scientists and teachers. Young legal scholars created new methods, made modest, but their own discoveries. Today, it seems to me, it is important to restore not only the Soviet higher education, but also post-graduate education. Today the prestige of teachers has fallen below zero, while back then the salaries were decent. Now there is a void in terms of professors — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

Quality evaluation must be improved

Now we have an expert council, which includes 450 people. These are the best lawyers in the country, representatives of the best law schools. They are already analyzing the educational programmes in terms of the curriculum itself and the requirements for it, the implementation of this curriculums, who teaches, how many associate professors, professors, teachers, facilities, in terms of where graduates end up, how high is the demand for them — Sergey Stepashin, Chairman, Association of Lawyers of Russia; Chairman of the Board of Trustees, Territorial Development Fund.

Undoubtedly, it is necessary to continue the work to reduce the number of these universities, and we believe that this work should be put at a higher organizational level. <...> We see that the work of the Association [of lawyers. – Ed.] needs administrative support. <...> Let there be fewer lawyers, but real ones, those who can do things, who understand the law and can serve the law. <...> If after a bachelor's degree a person comes to study law, not being a lawyer – it is a disaster. You cannot get a law degree in two years, it is another self-deception. If a person studied geology for four years, suddenly comes and starts studying law, what are we talking about? — Evgeny Zabarchuk, First Deputy Minister of Justice of the Russian Federation.

The stipend students receive cannot support a decent living standard

Yesterday, our students came to me and asked: "Departmental universities have a stipend of 18–20 thousand roubles, but our stipend was 2,500 roubles, and now they have cut it to 1,800 rubles. How is it possible to survive on this money?" Why do we never talk about our students, what they need? Is it possible to survive on 1,800 roubles now, is this even realistic? — Olga Alexandrova, Rector, The All-Russian State University of Justice.

Now they say: we should collect the money from the person who does not want to get a job at the end. Colleagues, in order to collect money, we must make higher education free of charge. Excuse me, how many of our students are state-funded? Let us collect from state-funded people, those who are paid for by the state. <...> Basically, we exist at the expense of paid educational services. <...> Let free education be for the really worthy, and the stipends will be normal — Olga Alexandrova, Rector, The All-Russian State University of Justice.

SOLUTIONS
Best practices from both Soviet and Russian education systems should be merged to train lawyers to work in Russia

Let us go back to the Soviet system of education. Not literally Soviet, but Russian, the one that goes back to Lomonosov. He created science, the Moscow University is named after him for a reason — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

Russian education was a form of service to the Fatherland. <...> We had our own legal ideology — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

All the scientific achievements of the Soviet and pre-Soviet period came from by our higher school. <...> Let us somehow get back to this, from Peter the Great, from Lomonosov, from Uvarov. <...> Then our children will probably thank us for the fact that we stopped just in time, looked around, corrected some things a little bit, and went on to the excellent result of preparing our young lawyers — Alexander Bastrykin, Chairman, Investigative Committee of the Russian Federation.

The main trend of the time was that our diplomas would be in demand abroad. But a lawyer is a national product, they are made for the country and must serve the country — Viktor Blazheyev, Rector, Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

Those seeking legal education should get some life experience first

It is not us, the rectors, who should determine how to change Russian education, but our customers. <...> The kids who come to university are not socially ready to receive a legal education. In my opinion it would be good if they could work somewhere for two or three years, and then come to get such an important degree. Likewise, I believe that admission to work... was carried out by professionals, the diploma is just an excuse to come to pass the state exams — Nikolay Kropachev, Rector, St. Petersburg State University.

There should be an assessment from the employers, how do they evaluate university graduates — Nikolay Kropachev, Rector, St. Petersburg State University.

We see the level of legal education of those graduates who come to work for the Ministry of Justice. This is, let me remind you, a multidisciplinary ministry in terms of branches of law... and this is like a litmus test. <...> In addition to the fact that there is no mentoring process – the graduates come in, but there is nothing inside, there is no sense of attachment to our country, no sense of the need to defend its interests. It is such a gray mass: the wind blows and they [the graduates. – Ed.] will fly away. <...> The state has invested a lot of money in you, you are in public service, you are obliged to serve the state, and initially this idea is laid down: in serving the Fatherland, in serving the high ideals of preserving our land — Evgeny Zabarchuk, First Deputy Minister of Justice of the Russian Federation.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Развитие юридического образования в Российской Федерации
30 июня 2022
16:30—18:00
Ключевые выводы
Назрела необходимость изменений в юридическом образовании, включения в него воспитания

Как сделать так, чтобы юридическое образование было качественным? <…> Не сколько лет учить, а как учить так, чтобы образование было качественнее. <…> Какая часть наших бакалавров не поступает в магистратуру в первый год? Оказалось, примерно 50% — Кропачев Николай, Ректор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Мы под базой образования традиционно порой понимали теорию права, историю права, и, безусловно, без этого не может быть качественного юридического образования… не было у нас в законе об образовании воспитания, и только недавно появились воспитательные функции — Кропачев Николай, Ректор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Нужна ли идеология в образовательных учреждениях? Безусловно, нужна, потому что образовательный и воспитательный процесс — это неразделимые два процесса — Александрова Ольга, Ректор, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».

Надо в процессе обучения решать вопросы идеологии? <…> А как же без идеологии? У нас мозг есть, сознание есть — мы что, безмозглые существа? У нас у каждого в голове должна быть какая-то идея. А они есть — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Дело не в двухступенчатости — бакалавр, магистр. <…> Важно качество образования, которое люди должны получать от действительно прекрасного профессорско-преподавательского состава. <…> Некоторые вузы подчас никакого юридического образования не дают, дипломы выписывают. Напомню: Советский Союз — 57 юридических вузов и факультетов на 280 миллионов граждан, большая страна. Не стало Советского Союза — население сократилось почти в два раза, по нынешним временам, и образовалось 1500. <…> Что это за вузы такие, где они появились, в подвалах, некоторые вузы были — три комнаты… просто кормушка для одних и получение диплома для других. Провели аттестацию, работали очень серьезно несколько лет, аттестовали из 1500 — 112, часть из них вообще отказалась предоставлять какие-либо материалы. <…> Сегодня их где-то 450. <…> Я вообще сторонник того, чтобы мы сделали рейтинг юридических вузов — Степашин Сергей, Председатель, Ассоциация юристов России; председатель попечительского совета, ППК «Фонд развития территорий».

Проблемы
Существующая американо-английская система не отвечает современным вызовам в образовании

Не предполагает американо-английская система какого-то воспитания. А наша система образования… предполагала воспитание. Советская и российская система предполагала воспитание человека, который уже знает, для чего он пришел на факультет, кем он станет — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Мы должны воспитывать не просто специалистов… граждан, отвечающих за государственность. <…> Правовая идеология, о которой мы сегодня говорим, она должна создаваться нашей системой образования, но что ж мы ввели американо-английский вариант обучения? И кого мы будем воспитывать? А наша система образования должна воспитывать патриотов. Почему мы стали бояться этого слова? <…> Сегодня пора проводить идеологию обязанностей, ответственности за будущее нашей страны — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Зачем нам опять втаскивать [английские термины. — Ред.]? <…> Давайте хоть на этом фронте нашего образования уйдем от бакалавров, это вообще, наверное, английское слово. Магистрант, наверное, тоже не русское слово, аспирантура. <…> Почему невозможно восстановить советскую аспирантуру? <…> Советская аспирантура готовила научные кадры. <…> За 8 месяцев я написал кандидатскую диссертацию, за 12 месяцев ее защитил, но у меня была стипендия достойная — 100 рублей — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Образовательный процесс затянут, профессия преподавателя перестала быть престижной

Сегодня аспирантура — четвертая форма обучения, что ли? Сколько можно учиться? На старости лет, что ли, кандидатские диссертации завершать? Аспирантура того времени была кузницей кадров, ученых и преподавателей. Молодые ученые-юристы создавали новые методики, делали скромные, но свои открытия, и важно сегодня, мне кажется, восстановить не столько советское образование высшей школы, но и аспирантуры. Сегодня престиж преподавателей упал ниже нуля, ну и зарплаты были достойные. Сейчас провал с преподавателями — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Важно усилить оценку качества юридического образования

Сейчас у нас создан экспертный совет, куда входит 450 человек — лучших юристов страны, представителей лучших юридических вузов, они уже анализируют образовательные программы с точки зрения самой программы и требований к ней, выполнения этой программы, кто преподает, сколько доцентов, профессоров, преподавателей, материально-технической базы, с точки зрения — куда потом идут выпускники, их востребованность — Степашин Сергей, Председатель, Ассоциация юристов России; председатель попечительского совета, ППК «Фонд развития территорий».

Безусловно, нужно продолжить работу по уменьшению количества этих вузов, и мы полагаем, что эта работа должна быть поставлена на более высокий организационный уровень. <…> Мы видим, что под работу Ассоциации [юристов. — Ред.] необходима административная поддержка. <…> Пусть будет меньше юристов, но настоящих, которые умеют делать, понимают закон и могут служить закону. <…> Если после бакалавриата приходит учиться на юриста человек, не будучи юристом, — это беда на самом деле. Нельзя за два года взять юридическую специальность, это еще один самообман. Если он четыре года изучал геологию, вдруг приходит и начинает изучать юриспруденцию, о чем мы говорим? — Забарчук Евгений, Первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Студенты не получают стипендию, достаточную для нормальной жизни

Вчера ко мне обратились наши студенты и спросили: “У ведомственных вузов стипендия 18-20 тысяч, а наша стипендия составляет 2,5 тысячи рублей, а сейчас вообще срезали — 1 тысяча 800 рублей. Вот как на эти деньги можно существовать?” Почему мы никогда не говорим о наших студентах, что нужно им, в чем они нуждаются. На 1800 сейчас можно прожить, это вообще реально? — Александрова Ольга, Ректор, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».

Сейчас сказали: давайте по окончании с того, кто не хочет трудоустраиваться, взыскивать с него средства. Уважаемые коллеги, для того, чтобы взыскивать средства, мы должны сделать высшее образование у нас бесплатным. А так, извините, сколько у нас процентов бюджетников? Давайте взыщем с бюджетников, за кого платит государство. <…> В основном мы существуем за счет платных образовательных услуг. <…> Пусть бесплатное образование будет для действительно достойных, и стипендия будет нормальная — Александрова Ольга, Ректор, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».

Решения
Необходимо перенять опыт российской и советской образовательной системы и сконцентрироваться на подготовке юристов для работы в Российской Федерации

Давайте возвращаться в советскую систему образования, не буквально советскую, а российскую, от Ломоносова, он создавал науку, Московский университет его именем не случайно назван — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Российское образование — это была форма служения Отечеству. <…> У нас была своя правовая идеология — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Все научные достижения нашего прогресса советского и досоветского периода рождались нашей высшей школой. <…> Давайте как-то к этому вернемся, от Петра Первого, от Ломоносова, Уварова. <…> Тогда наши дети скажут нам спасибо, наверное, что мы вовремя немного остановились, оглянулись, что-то немножко поправили и пошли к прекрасному результату подготовки наших молодых коллег-юристов — Бастрыкин Александр, Председатель, Следственный комитет Российской Федерации.

Главный тренд времени был — наши дипломы будут востребованы за рубежом. Но юрист — это национальный продукт, он для страны и должен служить стране — Блажеев Виктор, Ректор, ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».

Студентами юридических факультетов должны становиться люди с жизненным опытом

Не мы, ректоры, должны определять, как нужно изменять наше российское образование, а заказчики. <…> Поступающие в вуз ребята социально не готовы получать юридическое образование. В моем представлении, хорошо было бы, чтобы годика два-три они поработали где-то, а потом уже пришли, чтобы получать такую важнейшую специальность. Точно так же я считаю, что допуск к работе… осуществляли профессионалы, диплом — лишь повод, чтобы прийти сдавать государственные экзамены — Кропачев Николай, Ректор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Должна быть оценка работодателей, как они оценивают выпускников вузов — Кропачев Николай, Ректор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Мы как никто видим уровень юридического образования тех специалистов, которые приходят работать в Министерство юстиции. Это, напомню, многопрофильное с точки зрения отраслей права министерство… и это как лакмусовая бумажка. <…> Помимо того что нет воспитательного процесса — приходят специалисты, а внутри пустота, нет ничего, нет ни ощущения привязанности к нашей стране, нет ощущения необходимости отстаивать ее интересы. Это такая серая масса — ветер дунет, и он [выпускник. — Ред.] улетит. <…> В тебя государство вложило огромные деньги, ты на государственной службе, ты обязан служить государству, и изначально эта идея закладывается: в служении Отечеству, в служении высоким идеалам сохранения нашей земли — Забарчук Евгений, Первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС