Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Корпоративное управление: ответ на санкционные вызовы
Ключевые выводы
В России приняты необходимые правовые меры по поддержке бизнеса и корпораций

Что делали Минэк, Правительство — формировали новое корпоративное управление с логикой максимального количества инструментов, которые могли бы быть доступны российскому бизнесу, нашей экономике, — лучшие мировые практики. За последние года 4-5 мы приняли около 20 основополагающих изменений корпоративного права, законов. Появились новые институты… в которых можно использовать все, любые наработки международного права, которые вам угодно. Мы формировали максимальный набор инструментов для того, чтобы бизнес мог сказать, чтобы они смогли оценить, что такое корпоративное право в нашей стране. И я не слышу последний год-два, чтобы кто-то из бизнеса говорил, что у нас корпоративное право недостаточно хорошее. Все говорят, что корпоративное право Российской Федерации высокого уровня, может быть, одно из лучших в мире — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Бизнес в целом высоко оценивает работу Минэкономразвития по подготовке антикризисных, антисанкционных мер. Мы удовлетворены теми законопроектами, которые сейчас принимаются. Где-то Минэкономразвития идет дальше по сравнению с нашими предложениями. В целом, мне кажется, инициативы правильные — Варварин Александр, Статс-секретарь, вице-президент по правовому регулированию и правоприменению, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Сейчас имеет смысл говорить про корпоративное регулирование в двух плоскостях — здесь и сейчас и вообще в стратегическом горизонте. Меры по, скажем так, тушению пожара и предотвращению того, чтобы бизнес просто встал, они принимались Правительством, они принимались Государственной Думой, Банком России. Своевременно мы реагировали все очень оперативно — Курицына Елена, Директор департамента корпоративных отношений, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Корпоративное право обладает большим потенциалом развития

Корпоративное управление, корпоративное право в целом — эта сфера из такой, немножко застывшей в последние годы и даже немножко скучноватой, стала вдруг совершенно динамичной и такой, «движущейся», в этом году. Скажу от себя и от коллег — корпоративных юристов, что в этом году мы чем только ни занимались в плане корпоративного права: и спасением бизнеса от санкций, резким изменением структуры владений, структуры операций, исследовали вопросы, как нам жить в условиях контрсанкций — Болотнов Илья, Партнер, руководитель корпоративной практики, Юридическая компания «Пепеляев Групп».

Мы видим, что у нас 26 компаний за эти ближайшие месяцы к нам переехало, с февраля. Это больше, чем за весь 2021 год. Понимаем, что это крупные, сложные компании. Что мы делали — понятно. Мы делали временные нормы для упрощения корпоративных процедур, для возможности сохранения бизнеса. С колес принимали решения сейчас — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Проблемы
Внешние факторы и санкции затрудняют развитие корпоративного права

Если говорить о чем-то таком… что, уже сейчас мы понимаем, требует урегулирования на долгосрочном горизонте. Здесь можно сказать о статусе выбывших членов совета директоров. Только в этом году мы поняли, насколько [эта тема. — Ред.] может быть взрывоопасной. Когда у вас вышел один член совета директоров, можно урегулировать, добиться кворума. <…> Сейчас у нас были компании, где просто встало все: ни сделки, ни совет собрания невозможен — Курицына Елена, Директор департамента корпоративных отношений, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Появилось беспрецедентное санкционное давление. Когда мы собрались, сейчас кажется, что это вал, куча законов, которые реально также появляются и от бизнеса — когда они приходят, идеи их подхватываем. Бывает, от коллег из Совета Федерации, из Госдумы. Мы на них реагируем, ищем компромиссы. <...> Бизнес любит, чтобы законы менялись меньше, чтобы была понятна работа. У наших коллег из ФОИВов [федеральных органов исполнительной власти. — Ред.] — у них KPI по количеству законов. Для бизнеса [важна. — Ред.] именно их сущность, необходимость — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Несовершенство законодательства в сфере корпоративного управления

Хотелось бы отметить процедуру принудительного выкупа, которая сейчас практически не работает. Сейчас для того, чтобы получить право на принудительный выкуп, необходимо приобрести более 10% акций по обязательному предложению и приобрести более 95% акций. Понятно, что многие организации, приобретая эти 90% акций не по обязательному предложению, а по другой какой-то причине, не имеют уже возможности когда-либо докупить оставшийся пакет — Коваленко Андрей, Исполняющий обязанности заместителя директора департамента экономического и гражданского законодательства, Министерство юстиции Российской Федерации.

Что касается раскрытия информации, недостаток [в том. — Ред.], что это было сделано не постановлением Правительства. Я со многими коллегами разговаривал, с юристами. Говорят: "Я могу не раскрывать, а я могу эту информацию не предоставлять акционерам? А членам совета директоров?" Не факт. Из текста постановления это не следует очевидно. Там определенная процедура есть, в рамках которой часть информации может быть закрыта. Никто не отменял норму в данном случае закона об акционерных обществах. Вопрос надо решить на законодательном уровне, более детально прописав, в каких ситуациях компании могут поступить таким образом, потому что иначе они столкнулся с огромным количеством проблем и сложностей — Клишас Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Решения
Необходимо продолжить совершенствование корпоративного права

Стройность того, что мы делаем, она есть. Я бы разделил это на три блока, по которым мы работаем. Первый блок — это упрощение проведения корпоративных процедур. <...> Второй блок — это поддержка финансовой системы. <…> Одна из важных инициатив, это следующий основной блок, это… перевод бизнеса в нашу юрисдикцию. Наша главная задача — [чтобы процесс проходил. — Ред.] максимально просто, быстро и беспроблемно, вплоть до того, что по копиям документов заявляетесь, в течение двух лет оттуда переезжаете. То есть все сделано для того, чтобы можно сейчас было перевести бизнес в российскую юрисдикцию — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Мне кажется, что в любом случае для нас в той ситуации, в которой сейчас находится наша экономика и государство, для парламентариев, очень важно выдать Правительству максимальный набор инструментов для того, чтобы оперативно реагировать на ситуацию, которая очень быстро меняется. Использовать эти инструменты или нет — это вопрос Правительства. То есть инструмент должен быть, а вот использовать его или нет — это уже отчасти политическое, отчасти экономическое решение, зависит от того, для какой конкретно ситуации вы этот инструмент применяете. Поэтому создание разного рода опций — это наша задача с точки зрения законодательства на ближайшее время — Клишас Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

В условиях санкций важно сохранить правовые стандарты ведения бизнеса

Если говорить о вызовах санкционных, которые сейчас есть, нам нужно понять, как в этой нынешней ситуации, в которой мы находимся, с одной стороны, сохранить определенные стандарты ведения бизнеса, который есть. Многие наши компании находятся на очень высоком уровне с точки зрения корпоративного управления, именно этих стандартов. С другой стороны — не позволить этим правилам, принятым в других условиях, сделать компании более слабыми, незащищенными по отношению к ситуации на рынке, к тем, кто вводит санкции. Мы этот вопрос очень предметно обсуждаем с Правительством — Клишас Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Прежде чем говорить о том, каким будет корпоративное законодательство вообще дальше на стратегическом горизонте, мы должны для себя глобально внутренне ответить на вопрос — какой будет экономика, экономическая система. То пожарное регулирование, которое применяется, если будет необходимость, если мы будем видеть к концу года, что ничего не меняется, и те же самые проблемы перед компаниями стоят и будут стоять в следующем году, значит, все эти меры временного характера, временной поддержки будут продлеваться — Курицына Елена, Директор департамента корпоративных отношений, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС