A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 188 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Corporate Governance: Responding to the Challenges Posed by Sanctions
30 June 2022
10:00—11:30
KEY CONCLUSIONS
Russia has taken the necessary legal measures to support businesses and corporations

The Ministry of Economic Development and the Government have been shaping new corporate governance using the maximum number of tools and the best global practices that could be available to Russian business and our economy. Over the past 4–5 years, we have adopted about 20 fundamental changes in corporate law and other laws. New institutions have appeared... in which you can use anything, any developments of international law you like. We have formed the maximum set of tools for businesses to be able to say that they can appreciate what corporate law has become in our country. And for the last year or two, I haven't heard any business people say that our corporate law is not good enough. Everyone says that corporate law in the Russian Federation is of a high standard, maybe one of the best in the world — Ilya Torosov, First Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

Business in general appreciates the work of the Ministry of Economic Development in preparing anti-crisis and anti-sanction measures. We are satisfied with the bills that are now being passed. In some respects, the Ministry of Economic Development is going further than our proposals. On the whole, I think the initiatives are correct — Alexander Varvarin, State Secretary, Vice President for Legal Regulation and Administration, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP).

Now, corporate governance should be discussed from two angles – here and now and generally from a strategic point of view. Measures to put out the fire and prevent businesses from simply shutting down were taken by the Government, the State Duma, and the Bank of Russia. We responded to all challenges very promptly — Elena Kuritsyna, Director of the Corporate Affairs Department, The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia).

Corporate law has great potential for development

Corporate governance and corporate law in general are a field, which has been a bit stagnant in recent years and even a bit boring, has suddenly become quite dynamic and active this year. I would say on behalf of myself and my colleagues, corporate lawyers, that this year we have been doing just about everything as pertains to corporate law: saving businesses from sanctions, drastically changing the structure of ownership and operations, exploring questions of how to live in the face of counter-sanctions — Ilya Bolotnov, Partner, Head of Corporate Practice, Pepeliaev Group.

We see that we have 26 companies moving in over these coming months, since February. That's more than for the whole of 2021. We understand that these are large, complex companies. What we have been doing is clear. We made temporary provisions to simplify corporate procedures to save businesses. We were making decisions right away — Ilya Torosov, First Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

ISSUES
External factors and sanctions hamper the development of corporate law

If we talk about something that has already become clear to us, it requires to be resolved in the long term perspective. In this case, we can mention the status of the outgoing board members. It was only this year that we realized how explosive [this topic] could be. When you have one board member quit, it is still possible to regulate, to achieve a quorum. <...> This time, we have had companies that just fell apart, no deals, no board meetings were possible — Elena Kuritsyna, Director of the Corporate Affairs Department, The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia).

When we got together, it seemed like there was a pile of laws that actually also come from businesses due to the unprecedented sanctions pressure. We carefully consider every idea. Sometimes, they come from our colleagues from the Federation Council and the State Duma. We respond to them and look for compromises. <...> Business likes laws to change as less as possible so that everything is clear. Our colleagues in the FEBs [Federal Executive Bodies] have KPIs for the number of laws. It is their essence, their necessity [that matters] for busines — Ilya Torosov, First Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

Imperfect corporate governance laws

I would like to point out the forced buyout procedure, which practically does not work now. Today, in order to qualify for a forced buyout, it is necessary to acquire more than 10% of shares under the mandatory offer and acquire more than 95% of shares. It is clear that many companies, acquiring these 90% of shares for some reason other than a forced buyout, do not have the possibility to purchase the remaining shares — Andrey Kovalenko, Acting Deputy Director of the Department of Economic and Civil Legislation, Ministry of Justice of the Russian Federation.

Regarding the disclosure of information, the drawback [is that] it was not done by a government decree. I have spoken to many colleagues and lawyers. They say, 'So, I may not disclose and provide this information to shareholders and the members of the board of directors?' Not necessarily. It isn’t clearly stated in the text of the decree. There is a certain procedure in there which implies that some of the information can be withheld. In any case, nobody has cancelled the norm of the law on joint-stock companies. The issue has to be solved at the legislative level by prescribing in more detail in which situations companies can act this way because otherwise they will face a huge number of problems and difficulties — Andrey Klishas, Chairman of the Committee on Constitutional Legislation and State Building of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

SOLUTIONS
Corporate law needs to be further improved

The structure of what we do exists. I would divide it into three blocks that we are working on. The first block is the simplification of corporate procedures. <...> The second block is support for the financial system. <...> One of the important initiatives, is the next main block... the transfer of businesses into our jurisdiction. Our main task is [to make the process go on] as simply, quickly, and smoothly as possible. You can even use copies of documents to apply to move out of there within two years. In other words, everything has been done so that you can now move your business to a Russian jurisdiction — Ilya Torosov, First Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation.

It seems to me that in any case it is very important for us, parliamentarians, to give the Government the maximum set of tools in order to respond quickly to a situation that is changing very quickly given the situation in which our economy and state are now. It is up to the Government to use these tools or not. In other words, there has to be a tool, but whether to use it or not is partly a political and partly an economic decision, depending on the specific situation for which this tool is applied. This is why creating all kinds of options is our task when it comes to legislation for the near future — Andrey Klishas, Chairman of the Committee on Constitutional Legislation and State Building of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

In the face of sanctions, it is important to maintain legal standards of doing business

If we talk about the sanction challenges that are out there now, we need to understand how in this current situation that we are in on the one hand, to maintain certain standards of doing business that we have. Many of our companies are at a very high level of corporate governance of these very standards. On the other hand, not to allow these rules, which have been adopted in other conditions, make companies weaker and more vulnerable to the market situation and those who impose sanctions. We are discussing this issue very thoroughly with the Government, — Andrey Klishas, Chairman of the Committee on Constitutional Legislation and State Building of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Before we talk about what corporate laws in general will be next on the strategic horizon, we have to answer the question internally for ourselves – what the economy, the economic system, will be like. We need to see whether these quick regulation measures that are being taken now work well. If we see that nothing changes by the end of the year, and companies still face the same problems and will face them next year, all these temporary support measures will be extended — Elena Kuritsyna, Director of the Corporate Affairs Department, The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia).

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 188 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Корпоративное управление: ответ на санкционные вызовы
30 июня 2022
10:00—11:30
Ключевые выводы
В России приняты необходимые правовые меры по поддержке бизнеса и корпораций

Что делали Минэк, Правительство — формировали новое корпоративное управление с логикой максимального количества инструментов, которые могли бы быть доступны российскому бизнесу, нашей экономике, — лучшие мировые практики. За последние года 4-5 мы приняли около 20 основополагающих изменений корпоративного права, законов. Появились новые институты… в которых можно использовать все, любые наработки международного права, которые вам угодно. Мы формировали максимальный набор инструментов для того, чтобы бизнес мог сказать, чтобы они смогли оценить, что такое корпоративное право в нашей стране. И я не слышу последний год-два, чтобы кто-то из бизнеса говорил, что у нас корпоративное право недостаточно хорошее. Все говорят, что корпоративное право Российской Федерации высокого уровня, может быть, одно из лучших в мире — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Бизнес в целом высоко оценивает работу Минэкономразвития по подготовке антикризисных, антисанкционных мер. Мы удовлетворены теми законопроектами, которые сейчас принимаются. Где-то Минэкономразвития идет дальше по сравнению с нашими предложениями. В целом, мне кажется, инициативы правильные — Варварин Александр, Статс-секретарь, вице-президент по правовому регулированию и правоприменению, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Сейчас имеет смысл говорить про корпоративное регулирование в двух плоскостях — здесь и сейчас и вообще в стратегическом горизонте. Меры по, скажем так, тушению пожара и предотвращению того, чтобы бизнес просто встал, они принимались Правительством, они принимались Государственной Думой, Банком России. Своевременно мы реагировали все очень оперативно — Курицына Елена, Директор департамента корпоративных отношений, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Корпоративное право обладает большим потенциалом развития

Корпоративное управление, корпоративное право в целом — эта сфера из такой, немножко застывшей в последние годы и даже немножко скучноватой, стала вдруг совершенно динамичной и такой, «движущейся», в этом году. Скажу от себя и от коллег — корпоративных юристов, что в этом году мы чем только ни занимались в плане корпоративного права: и спасением бизнеса от санкций, резким изменением структуры владений, структуры операций, исследовали вопросы, как нам жить в условиях контрсанкций — Болотнов Илья, Партнер, руководитель корпоративной практики, Юридическая компания «Пепеляев Групп».

Мы видим, что у нас 26 компаний за эти ближайшие месяцы к нам переехало, с февраля. Это больше, чем за весь 2021 год. Понимаем, что это крупные, сложные компании. Что мы делали — понятно. Мы делали временные нормы для упрощения корпоративных процедур, для возможности сохранения бизнеса. С колес принимали решения сейчас — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Проблемы
Внешние факторы и санкции затрудняют развитие корпоративного права

Если говорить о чем-то таком… что, уже сейчас мы понимаем, требует урегулирования на долгосрочном горизонте. Здесь можно сказать о статусе выбывших членов совета директоров. Только в этом году мы поняли, насколько [эта тема. — Ред.] может быть взрывоопасной. Когда у вас вышел один член совета директоров, можно урегулировать, добиться кворума. <…> Сейчас у нас были компании, где просто встало все: ни сделки, ни совет собрания невозможен — Курицына Елена, Директор департамента корпоративных отношений, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Появилось беспрецедентное санкционное давление. Когда мы собрались, сейчас кажется, что это вал, куча законов, которые реально также появляются и от бизнеса — когда они приходят, идеи их подхватываем. Бывает, от коллег из Совета Федерации, из Госдумы. Мы на них реагируем, ищем компромиссы. <...> Бизнес любит, чтобы законы менялись меньше, чтобы была понятна работа. У наших коллег из ФОИВов [федеральных органов исполнительной власти. — Ред.] — у них KPI по количеству законов. Для бизнеса [важна. — Ред.] именно их сущность, необходимость — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Несовершенство законодательства в сфере корпоративного управления

Хотелось бы отметить процедуру принудительного выкупа, которая сейчас практически не работает. Сейчас для того, чтобы получить право на принудительный выкуп, необходимо приобрести более 10% акций по обязательному предложению и приобрести более 95% акций. Понятно, что многие организации, приобретая эти 90% акций не по обязательному предложению, а по другой какой-то причине, не имеют уже возможности когда-либо докупить оставшийся пакет — Коваленко Андрей, Исполняющий обязанности заместителя директора департамента экономического и гражданского законодательства, Министерство юстиции Российской Федерации.

Что касается раскрытия информации, недостаток [в том. — Ред.], что это было сделано не постановлением Правительства. Я со многими коллегами разговаривал, с юристами. Говорят: "Я могу не раскрывать, а я могу эту информацию не предоставлять акционерам? А членам совета директоров?" Не факт. Из текста постановления это не следует очевидно. Там определенная процедура есть, в рамках которой часть информации может быть закрыта. Никто не отменял норму в данном случае закона об акционерных обществах. Вопрос надо решить на законодательном уровне, более детально прописав, в каких ситуациях компании могут поступить таким образом, потому что иначе они столкнулся с огромным количеством проблем и сложностей — Клишас Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Решения
Необходимо продолжить совершенствование корпоративного права

Стройность того, что мы делаем, она есть. Я бы разделил это на три блока, по которым мы работаем. Первый блок — это упрощение проведения корпоративных процедур. <...> Второй блок — это поддержка финансовой системы. <…> Одна из важных инициатив, это следующий основной блок, это… перевод бизнеса в нашу юрисдикцию. Наша главная задача — [чтобы процесс проходил. — Ред.] максимально просто, быстро и беспроблемно, вплоть до того, что по копиям документов заявляетесь, в течение двух лет оттуда переезжаете. То есть все сделано для того, чтобы можно сейчас было перевести бизнес в российскую юрисдикцию — Торосов Илья, Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Мне кажется, что в любом случае для нас в той ситуации, в которой сейчас находится наша экономика и государство, для парламентариев, очень важно выдать Правительству максимальный набор инструментов для того, чтобы оперативно реагировать на ситуацию, которая очень быстро меняется. Использовать эти инструменты или нет — это вопрос Правительства. То есть инструмент должен быть, а вот использовать его или нет — это уже отчасти политическое, отчасти экономическое решение, зависит от того, для какой конкретно ситуации вы этот инструмент применяете. Поэтому создание разного рода опций — это наша задача с точки зрения законодательства на ближайшее время — Клишас Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

В условиях санкций важно сохранить правовые стандарты ведения бизнеса

Если говорить о вызовах санкционных, которые сейчас есть, нам нужно понять, как в этой нынешней ситуации, в которой мы находимся, с одной стороны, сохранить определенные стандарты ведения бизнеса, который есть. Многие наши компании находятся на очень высоком уровне с точки зрения корпоративного управления, именно этих стандартов. С другой стороны — не позволить этим правилам, принятым в других условиях, сделать компании более слабыми, незащищенными по отношению к ситуации на рынке, к тем, кто вводит санкции. Мы этот вопрос очень предметно обсуждаем с Правительством — Клишас Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Прежде чем говорить о том, каким будет корпоративное законодательство вообще дальше на стратегическом горизонте, мы должны для себя глобально внутренне ответить на вопрос — какой будет экономика, экономическая система. То пожарное регулирование, которое применяется, если будет необходимость, если мы будем видеть к концу года, что ничего не меняется, и те же самые проблемы перед компаниями стоят и будут стоять в следующем году, значит, все эти меры временного характера, временной поддержки будут продлеваться — Курицына Елена, Директор департамента корпоративных отношений, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС