Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Союзное государство: экономическая интеграция – новые задачи
Ключевые выводы
Сближение России и Беларуси обусловлено общим историческим прошлым

«Есть популярное мнение, что на интеграцию с Россией Беларусь подвигает экономика. <…> Я не могу согласиться с этим тезисом. Сегодня очевидно для всех, что на планете есть только два в полной мере русскоговорящих государства — Россия и Беларусь. И что строительство суверенной Беларуси и белорусской нации велось все эти годы на русском языке. <…> Интуитивно мы все понимаем, что находимся в некоем общем ментальном пространстве» — Снопков Николай, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

«То, что мы делаем — это объективно по своей сути, а именно сближение наших стран, сближение наших народов, — и при этом каждая из стран сохраняет свою идентичность и свой суверенитет» — Оверчук Алексей, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Что касается Союзного государства, о чем здесь говорим. Это в первую очередь о взаимопомощи. Здесь я с Николаем Геннадьевичем [Снопковым, — Ред.] полностью согласен — может быть, даже не про экономику это, наверное, про наш стратегический, геополитический и такой исторический выбор» — Вольвач Дмитрий, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Интеграция стран в настоящее время активизирована во всех основных сферах экономики

«Есть уже какие-то прорывы и решения. <…> Проходит процедуру внутригосударственного согласования проект договора Российской Федерации и Республики Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. <…> Кроме того, в рамках создания единого пространства, где будет прослеживаться перемещение товаров и транспорта, Ространснадзор совместно с белорусскими коллегами продолжает процесс интеграции систем транспортного контроля» — Вольвач Дмитрий, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

«Что за этой интеграцией стоит, и ради чего мы все это делаем? Мне очень импонирует фраза "не замечать". То есть, когда мы общаемся, когда мы пересекаем границу в ежедневном быту, мы понимаем, что у нас все очень похоже, одинаково. И тут вдруг возникает ситуация, когда это не так. То, что мы называем в классической теории права формой суверенитета, обособленное налогообложение, имеет оппозиционную сторону. <…> Поэтому с коллегами из Налоговой службы Белоруссии очень серьезно подходили к формированию процедур таким образом, чтобы прежде всего решить вопрос про "незаметно". Можно с гордостью сказать, что первая программа выполнена, система прослеживания запущена. И дальше за государствами — определять, какие виды товаров в эту систему выбирать» — Егоров Даниил, Руководитель, Федеральная налоговая служба (ФНС России).

«Для реализации программы мы с нашими партнерами, с Минпромторгом Российской Федерации утвердили соответствующий план мероприятий, выработали совершенно четкие алгоритмы совместной работы, которые и реализуем сейчас через функционирование отраслевых подгрупп по направлениям. Это восемь подгрупп, самых ключевых, это автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, микроэлектроника. Также наши партнеры из профильных соседних концернов — "Беллегпром" по легкой промышленности, "Белнефтехим" по нефтехимии. Министерство здравоохранения сформировало программу вместе по фармацевтике. Министерство энергетики — по топливно-энергетическому машиностроению» — Харитончик Дмитрий, Заместитель Министра промышленности Республики Беларусь.

Проблемы
Не удалось достичь полной интеграции экономик стран за годы сотрудничества

«Юридически в Союзном государстве и позднее в Евразийском экономическом союзе мы объявили о состоянии единых внутренних рынков. Но практически это единство оказалось весьма условным из-за ряда нерешенных вопросов: разница в тарифах на энергоносители, механизмы субсидирования, многочисленные изъятия, ограничения, в особенности в области госзакупок» — Снопков Николай, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

«Конечно же, союзный договор содержал в себе гораздо больше смыслов, гораздо больше понятий, чем только создание этих возможностей для беспрепятственных перемещений и работы в двух странах. И, конечно же, периодически осуществлялись "подходы к снаряду", но, видимо, каждый раз что-то не складывалось» — Оверчук Алексей, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Мы должны понимать, как чувствует себя бизнес. Мы понимаем, что структура экономики России и Белоруссии не в полной мере совпадающая. Есть огромный акционерный капитал, который определяет в том числе и стабильность на рынке труда в Российской Федерации» — Мезенцев Дмитрий, Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии.

Медленные темпы интеграции

«С политическим и нравственным выбором Белоруссии в нынешнем геополитическом кризисе наша экономическая модель встала перед серьезнейшим вызовом. Но при этом вопрос ее возможной трансформации без создания бесшовной стыковки с российской экономикой решается не так оперативно, как требует ситуация» — Снопков Николай, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

«Многое из того, что тогда [в 1990-е годы, — Ред.] было в проектах и прогнозировалось, уже сбылось, что-то еще, честно говоря, не удалось довести до конца. В частности, хотелось бы, чтобы интеграционные процессы шли быстрее, чем идут сейчас. Особенно в условиях беспрецедентного санкционного давления» — Шохин Александр, Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

«В процессе взаимоотношений мы выходим на практическое решение сложившихся вопросов посредством уже подписанных либо еще находящихся в работе документов. Например, у нас проблема встала с импортозамещением. Сделали мы площадку на бирже, хорошую, после посещения Нижегородской области, которая нам дала заявку. И сразу буквально за неделю мы половину всей заявки нашли у нас в производстве» — Колтович Владимир, Заместитель руководителя аппарата совета Министров Республики Беларусь.

Решения
Необходимо более активное совместное развитие экономик двух стран

«Время и ситуация диктуют нам также оперативно заняться и стратегическими вопросами. Я имею в виду не просто затыкание временных дыр в товарных балансах, прежде всего в товарном балансе Белоруссии, а выстраивание совместного развития экономик, совместного развития промышленного и агропромышленной комплекса. Таким образом, чтобы Беларусь видела свою экономическую перспективу рядом и вместе с Россией» — Снопков Николай, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

«Мы стремимся к тому, чтобы действительно выстраивать совместное развитие экономик, как сказал Николай Геннадьевич [Снопков, — Ред.]. И в конечном итоге, если посмотреть на наши экономики, они были очень сильно взаимосвязаны. Если посмотреть объем экспорта Белоруссии по состоянию на 2020 год, то примерно на 49% [страна, — Ред.] завязана по своему экспорту на России» — Оверчук Алексей, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Необходимо создавать новые инструменты и формы сотрудничества

«А можно подумать, на наш взгляд, и о специальном инструменте, например, союзном инвестконтракте. С распределенным по российским и белорусским предприятиям производством компонентов и гарантированным сбытом в рамках соответствующих государственных программ» — Снопков Николай, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

«Не исключаю, что можно было бы подумать о том, чтобы какой-то орган, типа Совета делового сотрудничества при Постоянном комитете Союзного государства, можно было учредить. Чтобы постоянно [мониторить ситуацию, — Ред.] по ключевым направлениям, в том числе по 28 программам и [особенно, — Ред.] тем из них, которые в наибольшей степени затрагивают интересы бизнеса, чтобы можно было на уровне В2В договариваться» — Шохин Александр, Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС