Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Культурный код финансового ЗОЖ: как медиа формируют новые поведенческие установки?
Ключевые выводы
Финансовое просвещение в России должно перерасти в финансовую культуру

Давайте перестанем говорить о финансовой грамотности и будем говорить о финансовой культуре, потому что это гораздо более серьезное, сложное и важное явление. Ликбез мы уже прошли, мы уже не в первом классе, а в восьмом — Аузан Александр, Декан экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

У нас за десять лет, когда проект был пилотным, и он действительно был про финансовую грамотность — отдельные азы, основы, — была проделана очень серьезная работа на методологическом уровне. Наши пять ведущих экономических университетов сформировали, действительно, универсальную базу для системы образования. Она в общем касается всех аспектов, всех сфер, всех уровней образования от дошкольного, как бы это ни звучало странно, до образовательных программ для старшего поколения. И могу сказать, что на сегодня мы совершенно точно представляем задачи развития финансовой культуры на базе этих наработок как задачи стратегически важные для всей финансовой системы — Котюков Михаил, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Проекты финансовой грамотности должны быть такими же разнородными, как и население России

Что мы знаем про российскую культуру? Во-первых, она оказалась двухъядерной. То есть по важнейшей характеристике „индивидуализм/коллективизм“ <...> оба мотора у нас есть, но представьте себе, как по-разному люди будут реагировать, например, на проблему риска. <...> Хотелось бы отойти как от риска русской рулетки, так и от неготовности вкладываться куда-нибудь, кроме депозитов государственных банков, которые теперь тоже не понимают, что делать с этим счастьем — Аузан Александр, Декан экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Проблемы
Просвещение не меняет поведенческие установки человека

Мы в 1993 году начали как конфедерация потребителей иметь дело с финансовыми услугами, обманами и прочим. Какую мы с вами прошли эволюцию? Мы, мне кажется, вместе сделали колоссальную и очень сильную в мировом смысле систему финансового просвещения. Означает ли это, что мы решили проблему — нет. Потому что в какой-то момент обнаружилось, и не только у нас, что просвещение — вещь, безусловно, важная, нужная и полезная, но она не меняет поведенческую установку человека. Человек знает, что так нельзя, а надо вот так, но поступает тем не менее в соответствии с поведенческой установкой, потому что за ней стоят определенные ценности. Ценности и поведенческие установки — это и есть культура в экономическом смысле — Аузан Александр, Декан экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

В культурной среде России по-прежнему считается плохим тоном говорить о деньгах

Вы знаете, как тяжело талантливым людям, особенно в регионах, особенно если это связано с нашим уникальным культурным наследием, если это связано с народными промыслами, как им тяжело найти своего бизнесмена, как тяжело им самим стать бизнесменами. <...> Подчас, когда мы говорим о культуре, это еще и неприлично: мы же — храмы, у нас бюджетки не должно быть, мы же должны вообще только про смыслы. Только в этих храмах есть трубы, есть, простите, вся канализация, есть световое оборудование — Любимова Ольга, Министр культуры Российской Федерации.

Решения
Изменение финансовых ценностей через сферу креативных индустрий

Креативные индустрии — это будущая сильная сторона российской экономики, если мы сумеем этот креативный потенциал превратить в индустрии, то есть в определенный оборот собственности, авторских и смежных прав, торговых знаков, товарных марок. Заметьте, у нас перенакопления денежного капитала нет, а перенакопление человеческого капитала есть. Поэтому на этой точке нужно выстроить продвижение. И мне кажется, что соединение креативных индустрий с экспертным знанием и медийными возможностями — это шанс что-то очень аккуратно подвигать в ценностях и поведенческих установках — Аузан Александр, Декан экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

То, что мы видим из проектов, которые приходят к нам, то, что мы видим по заявкам, которые получаем — есть целый пласт людей, у которых культурный код уже изменен. Это поколение, которое выросло с айпадом и телефоном в руке. Пока это в основном подростки, дети, но они по-другому реагируют. Для них покупка встроенной игры кнопкой является стандартом, когда ее нет — это странно. Сама логика, что внутри бесплатного продукта может быть что-то платное, впитана с самого начала. И есть определенная предустановка, что такое может случиться везде — Гореславский Алексей, Генеральный директор, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ).

Разработка проектов по финансовой грамотности с учетом современных запросов молодой аудитории

Считаю, что пришло время этот проект выводить из сферы образования и максимально доносить его до самых широких слоев населения, используя все необходимые для этого возможности. Я благодарен за предложение совместить экспертное наполнение и возможности креативной индустрии в плане донесения. Потому что сегодня молодое поколение особо по-другому на многие вещи смотрит и доверяет представителям различных сфер, нам нужно эти сферы вовлечь в наш проект — Котюков Михаил, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Активное использование опыта регионов в формировании финансовой грамотности

Мы еще стали составлять социокультурную карту страны. С Всероссийской венчурной компанией мы пятьлет занимались исследованиями. Наверное, регионов 15–17 охватили и поняли, что, во-первых, нация у нас есть, <...> но есть значительные вариации, их можно использовать для того, чтобы вникнуть в удивительные возможности для развития. Мы знаем, как креативная индустрия в Якутии работает: и видеоигры, и кино, и так далее. Вообще в каждом регионе можно найти черты, на которые можно и нужно делать ставки — Аузан Александр, Декан экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

В прошлом году у нас произошло очень знаковое событие — во всех абсолютно регионах у нас сегодня существует программа развития финансовой грамотности. То есть проект из пилотного, экспериментального, которым он был десять предыдущих лет, стал по-настоящему всероссийским. И здесь, конечно же, роль регионов определяющая. Наша цель — чтобы каждый гражданин имел возможность доступа к различным материалам. <...> И здесь регионы, конечно же, всегда будут иметь более богатую практику, чем наши представления о ее возможностях. На земле люди живут, они быстрее найдут формы реализации, и мы сегодня собираем лучшие региональные практики — Котюков Михаил, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС