A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 188 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Internationalization of Russian Higher Education in the Current Conditions
16 June 2022
11:00—12:15
KEY CONCLUSIONS
Leading Domestic Universities Have not Abandoned Their International Outlook

It is a global standard for universities to be international by nature. And regardless of what may happen geopolitically or as a result of changes taking place internationally, we need to adhere to this standard and, where necessary, look for new partners and seek out new methods of communication with our colleagues abroad. I would not like to be overly dramatic about the situation we are facing with international cooperation — Anatoly Torkunov, Rector, MGIMO University.

At the moment – and it’s been four months since the start of the special military operation – we don't see any kind of reduction to the quota happening. Students that were showing an interest last year and registering and getting ready to come study – there are 23,000 foreign students we accepted – haven’t gone away or changed their minds — Pavel Shevtsov, Deputy Head, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo).

Western countries – the ones we are now calling ‘unfriendly’ – continue to work together with us, just at a slightly less intensive rate. As for friendly countries, projects are ongoing and continue to expand and develop — Stanislav Prokofiev, Rector, Financial University under the Government of the Russian Federation.

Demand for a Russian Education Remains High

What is the attitude towards Russian education right now? It’s great! We’re carrying out surveys, and every second participant says they are interested in studying in Russia, they want to study science, or they want to be involved in the economy — Irina Karelina, Executive Director, Association of Global Universities.

An Attractive Price and Some Other Less Obvious Factors

According to the statistics we have, we get 3,000–3,500 students from Egypt every year who want to study. We’ve begun to look at why everyone wants to study in Russia. Firstly, the cost of education is lower than ours, and that includes study at private universities. Secondly, you don’t take into account our secondary school diploma grades — Mohamed Elsergani, Cultural Attache; Director of Cultural Bureau, Embassy of the Arab Republic of Egypt in Moscow.

Strange as it may seem, business and management are the two most sought-after subjects among potential students. I can understand why they come to study engineering and technology – after all, the first spaceship and the first flight into space were Russian. But why business and management? Here’s what they tell us: Russia is an interesting country for business, so we want to be successful in Russia and get a Russian education — Irina Karelina, Executive Director, Association of Global Universities.

Russians Will Continue to Publish in Leading International Scientific Journals

We’ve learned to publish with scientists from friendly countries who are often more active and interesting than those from unfriendly countries. China is our most important partner for high-level publications. Saudi Arabia is in the top ten, would you believe it? Why have we only started now?! India is involved, and so is Egypt. There are teams of young scientists there that are very enterprising and are doing everything they can to achieve something. The Old World, unfortunately, and the West are already bogged down – they don’t need much. They are complacent. But here, they are moving forward, and we are going to work together with them. A very high proportion of high-level publications – we have almost half, even a bit more – are filled with work by Russian scientists without collaboration. This means that we’ve learned how to publish. We are allowed to publish in high-level journals even without collaboration. And they will continue to let us — Victor Koksharov, Rector, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin.

ISSUES
Some Countries are Forcing their Students to Leave Russia Even if They don’t Want to

European students didn’t want to leave. I had an Italian girl in my office crying that she didn’t want to leave, but that she was being forced to... Some of them decided to just stay. By the way, 60% of the kids who were encouraged to leave after the SWO started didn’t and will be receiving their diplomas soon. So, I think the outlook is good. We just need to work on it and look at the whole story in a different way — Anatoly Torkunov, Rector, MGIMO University.

A key issue is that of an international settlement system and access to financial resources for students. It’s the reason universities have had to spend their own money on support – food, accommodation, deferrals and so on. It's a problem that needs to be resolved, and it is definitely a federal one — Dmitriy Gluzhko, Acting Rector, Ogarev Mordovia State University.

We have shown foreign nationals that in any case, if you are in Russia, we will ensure your security in every way — Grigoriy Gurov, Deputy Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Foreigners Need to Learn Russian and Adapt

I would urge our universities to open branches of their preparatory faculties abroad. [...] If they know Russian, they will be even more willing to come and study our programmes — Victor Koksharov, Rector, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin.

The question of sub-faculties abroad is very important. When students arrive, the first issue is the Russian language, and it’s also very important to help foreign students adapt socially and culturally. So that it doesn’t turn into a situation where they come and eventually have to deal with our law enforcement agencies — Pavel Shevtsov, Deputy Head, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo).

Where can we practice, you tell me!? Students need to practise, to get to know your culture, to learn a lot of things about Russia. It’s important! — Mohamed Elsergani, Cultural Attache; Director of Cultural Bureau, Embassy of the Arab Republic of Egypt in Moscow.

Maybe – if we want to prepare potential foreign applicants to deal with the language and the culture – we should consider creating, along with the existing university sub-faculties, some kind of nationwide organization – like a Goethe Institute, for example – which could build up a training system according to unified curricula. And to create a unified examination system — Stanislav Prokofiev, Rector, Financial University under the Government of the Russian Federation.

I often have to explain that promoting the Russian language – and universities are definitely doing a great job; many have great Russian as a Foreign Language and Russian Studies departments – is a whole package that develops trade and economic relations and science. But if you’re only working in one place, it probably won’t be enough to get the job done — Pavel Shevtsov, Deputy Head, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo).

SOLUTIONS
.

The budget is like a pill, but it shouldn’t be turned into a drug. We have to use the budget and admission control numbers or quotas to create opportunities to make ourselves interesting to foreign students so that they will come and study with us. How can we accomplish this? Kindness, hospitality, the way we treat students from abroad as if they were our own! There is the saying that Russia doesn’t leave its own behind. The students who study with us - they are ours, and we won’t leave them behind either — Dmitriy Gluzhko, Acting Rector, Ogarev Mordovia State University.

The position initially agreed to by everyone is that we are not cutting any ties on our part. In other words, we are doing everything we can to preserve them, and we’ve succeeded — Grigoriy Gurov, Deputy Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation.

There are quite a few – I know there are quite a few at Vyshka, and from other colleagues – professors and lecturers from unfriendly foreign countries who want to work and work well. And we are interested in working with them — Anatoly Torkunov, Rector, MGIMO University.

There is no sense of things being hopeless. We are fairly optimistic when we think about what the future holds. I think this is a sign that Russian higher education will develop on the whole, and interaction with foreign countries will also move in the direction we want it to. I think that in the near future our interaction with foreign countries in education will be positive — Pavel Shevtsov, Deputy Head, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo).

Grants and Scholarships as an Alternative to Quotas

There is talk about moving away from a quota system to grants and maybe making it a little less but becoming more up-to-date on the educational services market on the ‘other’ side. People often complain that when our centre starts to offer educational services on a par with foreign countries – in the Commonwealth of Independent States - our competitors often come out looking more attractive because of the grants they provide in place of our quota system. The lack of tools available to attract people is often a disadvantage. That said, the challenge is to attract talented young people — Pavel Shevtsov, Deputy Head, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo).

It would be unthinkable to have education without science, and so it’s very important - especially in these trying times - to respect national priorities in terms of research areas and headhunting for the most talented young researchers to attract them to do masters degrees and doctorates and post-graduate studies. [...] We need to attract more foreign academics to study with us. That’s why we need to think through a model for attracting scientists with grants and scholarships into various scientific fields. It’s a system that has worked well for a long time in a number of different countries all over the world. I think it’s time to start thinking about creating something similar in Russia — Stanislav Prokofiev, Rector, Financial University under the Government of the Russian Federation.

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 188 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интернационализация российского высшего образования в современных условиях
16 июня 2022
11:00—12:15
Ключевые выводы
Ведущие отечественные университеты не отказываются от международности

«Международность любого университета — это стандарт мировой. И в любом случае — вне зависимости от геополитических условий и поворотов международной жизни — нам надо придерживаться этого стандарта и, там где это необходимо, искать новых партнеров, находить новые методы общения с нашими коллегами за рубежом. Не стал бы в целом драматизировать ситуацию, связанную с нашим международным сотрудничеством» — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«На данный момент — а уже прошло четыре месяца с начала специальной военной операции — мы не видим какого-то охлаждения к квоте. То есть студенты, которые проявляли интерес еще в прошлом году, регистрировались и собирались ехать учиться — и мы отобрали 23 тысячи иностранных студентов — какого-то оттока или падения интереса нет» — Шевцов Павел, Заместитель руководителя, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

«Западные страны — те, про которые мы сейчас говорим „недружественные“ — продолжают сотрудничать, просто не так интенсивно. А с дружественными странами все проекты продолжаются, расширяются, развиваются» — Прокофьев Станислав, Ректор, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет).

Спрос на российское образование по-прежнему высок

«Как устроено отношение к российскому образованию? Оно устроено прекрасно! Мы ведем опросы, и каждый второй участник говорит: нам интересно учиться в России, мы едем изучать науки. Мы хотим работать в экономике» — Карелина Ирина, Исполнительный директор, Ассоциация «Глобальные университеты».

Привлекает цена и неочевидные факторы

«По нашей статистике, из Египта желающих учиться в год 3-3,5 тысячи студентов. Мы стали анализировать, почему же все любят обучаться в России. Во-первых, стоимость образования ниже нашей, в том числе если студент хочет учиться в частных вузах. Во-вторых — вы не учитываете наши оценки аттестатов средней школы» — Эльсергани Мохамед, Атташе по культуре; директор Бюро культуры, Посольство Арабской Республики Египет в Москве.

«Как это ни странно, бизнес и менеджмент — эти два направления самые рейтинговые в выборе наших потенциальных участников. Почему едут инженерию и технологию изучать, я еще могу догадаться — все-таки первый космический корабль и первый полет в космос были в России. Но почему бизнес и менеджмент? Участники нам отвечают так: Россия — интересная для бизнеса страна, поэтому мы хотим быть успешны в России и получать российское образование» — Карелина Ирина, Исполнительный директор, Ассоциация «Глобальные университеты».

Российские публикации в топовых международных научных изданиях продолжатся

«Мы научились публиковаться с учеными из дружественных государств, которые более активны и интересны порой, чем из недружественных. Китай — самый главный партнер в публикациях высокого уровня. В десятку входит Саудовская Аравия, вы не поверите! Где она раньше была? Индия входит, Египет. Там очень инициативные команды молодых ученых, которые хотят чего-то достичь. Старый Свет, к сожалению, и Запад уже погряз — ему много не надо. Они и так почивают на лаврах. А здесь — двигаются вперед, и мы с ними будем сотрудничать. В публикациях высокого уровня очень высокая доля — у нас, например, почти половина, даже чуть больше — это публикации российских ученых без коллабораций. Значит, мы научились публиковаться. Нас и без этих коллабораций пускают в высокоуровневые журналы. И будут дальше пускать» — Кокшаров Виктор, Ректор, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Проблемы
Некоторые страны заставляют своих студентов уезжать из России, но те не хотят

«Не хотели уезжать дети европейские. У меня девочка итальянская рыдала в кабинете: не хочу уезжать, а нас заставляют... Некоторые плюнули и остались тем не менее. Кстати говоря, вообще 60% ребят, которых побуждали уехать после начала СВО, не уехали и сейчас дожидаются дипломов. Так что, я думаю, у нас нормальные перспективы. Просто над ними надо работать и взглянуть на эту историю новым взглядом» — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«Создание системы международных расчетов и доступ к финансовым ресурсам у студентов — это ключевая проблема. Это то, почему университеты и были вынуждены свои деньги потратить на поддержку — питание, проживание, отсрочки и так далее. Эту проблему нужно решать, и точно это проблема и задача федерального уровня» — Глушко Дмитрий, Исполняющий обязанности ректора, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.

«Мы показали иностранным гражданам, что в любом случае Россия, если вы находитесь на нашей территории, обеспечивает со всех сторон вашу безопасность» — Гуров Григорий, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Иностранцам нужны русский язык и адаптация

«Призываю наши университеты открывать отделения своих подготовительных факультетов за рубежом. <...> Зная русский язык, ребята с еще большим удовольствием поедут на наши программы» — Кокшаров Виктор, Ректор, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».

«Вопрос с подфаками за рубежом очень важен. Когда ребята уже приезжают, здесь и в первую очередь вопрос русского языка, и очень важно проводить социокультурную адаптацию иностранных студентов. Чтобы мы не сталкивались с ситуацией, когда он приехал и через какое-то время сталкивается с нашими правоохранительными органами» — Шевцов Павел, Заместитель руководителя, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

«Где практика, вы мне скажите! Студент должен практиковать, знакомиться с вашей культурой, знать много всего про Россию. Это важно!» — Эльсергани Мохамед, Атташе по культуре; директор Бюро культуры, Посольство Арабской Республики Египет в Москве.

«Может быть, есть необходимость — для подготовки и приобщения потенциальных иностранных абитуриентов не только к языку, но и культуре — продумать возможность создания наряду с существующими подфаками вузов какой-то общефедеральной организации — а-ля Гете-институт, например — которая могла бы по единым программам выстраивать систему обучения. И создать единую систему экзаменов» — Прокофьев Станислав, Ректор, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет).

«Часто приходится объяснять, что продвижение русского языка — и здесь университеты, безусловно, ведут огромную работу; у многих очень хорошие кафедры русского языка как иностранного, русистики — это и развитие торгово-экономических отношений, и наука, целый комплекс. Но если дергаешь только за одну ниточку, достаточно сложно будет в этом направлении продвинуться» — Шевцов Павел, Заместитель руководителя, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Решения

«Бюджет — это лекарство, и оно не должно превращаться в наркотик. Мы должны за счет бюджета и контрольных цифр приема или квоты создать себе возможность быть вкусными и интересными для иностранных обучающихся, чтобы они пришли к нам учиться. Ну, а чем мы берем? Добродушием берем, гостеприимством и отношением к студентам из-за рубежа как к своим! Есть поговорка, что Россия своих не бросает. Студенты, которые у нас учатся — они наши, и мы их тоже не бросаем» — Глушко Дмитрий, Исполняющий обязанности ректора, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.

«Позиция, изначально согласованная всеми — что мы со своей стороны не рвем никаких связей. То есть мы их по максимуму сохраняем, и это получается» — Гуров Григорий, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

«У нас довольно много — я знаю, в „Вышке“ очень много, да и у других наших коллег — профессоров и преподавателей из недружественных зарубежных стран, которые хотят работать, прекрасно работают. И мы в них заинтересованы» — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«Нет никаких упаднических настроений, и мы с достаточным оптимизмом смотрим в будущее. Мне кажется, это залог того, что и российское высшее образование в целом будет развиваться, и взаимодействие с иностранными государствами тоже будет двигаться в том направлении, в котором мы хотим. Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на позитивный тренд нашего сотрудничества с иностранными государствами с точки зрения образования» — Шевцов Павел, Заместитель руководителя, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Гранты и стипендии как альтернатива квотам

«Сейчас ведется беседа о том, чтобы уходить от квотной поддержки в грантовую поддержку. Сделать ее, может быть, чуть-чуть меньше, но при этом стать более современными на рынке образовательных услуг с „той“ стороны. Часто жалуются, что когда наш центр начинает наравне с другими иностранными государствами — в тех же странах СНГ — предлагать какие-то наши образовательные услуги, во многом часто бывает, что конкуренты выглядят предпочтительнее — за счет того, что они предоставляют гранты, а мы предоставляем квоту. Нехватка инструментов привлечения часто играет не на руку нам. При этом стоит задача привлекать талантливую молодежь» — Шевцов Павел, Заместитель руководителя, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

«Поскольку образование без науки немыслимо, очень важно — особенно в этих сложных условиях — соблюдать национальные приоритеты в части не только направлений научных исследований, но и в хорошем смысле хедхантинга наиболее талантливых молодых исследователей для привлечения их в магистратуры, аспирантуры и докторантуры. <...> Нужно в большей степени привлекать зарубежных ученых для обучения к нам. Поэтому предлагается продумать модель привлечения на грантово-стипендиальной основе под имена ученых. А имена ученых — это научные направления. Такая система вполне себе успешно много лет действует во многих странах мира. Мне кажется, что в наше время пришла пора подумать о ее создании в России» — Прокофьев Станислав, Ректор, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет).