Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Трансформация мировой торговли. Эффективность государственного регулирования
Ключевые выводы
Мировая торговля приспособилась к условиям пандемии

В стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года обозначена траектория движения от электронной таможни к таможне интеллектуальной. Это не голословное заяв-ление. Могу сказать, что Федеральная таможенная служба на этом треке уже достаточно много сделала. В прошлом году <…> мы завершили широкомасштабное реформирование таможенных органов, создали сеть центров электронного декларирования и электронных таможен, куда перевели все таможенное оформление. В настоящее время 99 % всех декла-раций оформляется в центрах электронного декларирования, расположенных на государ-ственных площадях, находящихся под государственным контролем. И такая концентрация деклараций позволила нам сделать дальнейшие шаги в направлении автоматизации многих процедур. За 5 месяцев этого года мы оформили 2 млн 70 тыс деклараций, причем 545 тыс деклараций оформлены в автоматическом режиме, то есть это означает, что каждая четвер-тая декларация, которая оформляется Федеральной таможенной службой, оформляется в автоматическом режиме, то есть время оформления не превышает 5 минут — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Несмотря на все внешние сложности, внимание к экспортеру, которое со стороны прави-тельства никуда не девалось, не девается и, надеюсь, не будет деваться, оно привело к тому, что статистика этого года показывает совершенно неожиданные даже для нас цифры, хотя мы всегда радуемся успехам экспортеров. За три месяца мы побили абсолютно в абсолют-ных цифрах рекорд относительно всех предыдущих периодов по абсолютным цифрам и по динамике, по росту несырьевого неэнергетического экспорта. У нас сегодня пришла первая статистика из ФТС по пяти месяцам, она подтверждает этот тренд на рост несырьевого не-энергетического экспорта — Никишина Вероника, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Несмотря на то, что глобальная торговля сократилась, несмотря на то, что не хватало средств персональной защиты <...> Мы продолжали развивать производство и добились возможно-сти очень быстрого экспорта. Ввоз грузов, он сложнее. У нас очень жесткие требования в от-ношении грузов, которые к нам поступают. При этом нам удалось сократить количество сложностей и ограничений, которое у нас существует в области экспорта, сделать экспорт более легким. Мы знаем, например, что российская экономика сильно зависит от нефти и газа, и самое главное, чтобы не было здесь сбоев. Говоря про нашу систему, могу сказать, что она в этом плане отработала очень четко, мы проявили гибкость, и быстро принимались ре-шения. Выработанная устойчивость помогала нам развивать наши портовые системы, и даже при нехватке персонала нам удавалось работать над совершенствованием наших систем и импортировать товары низкого риска — Аль-Хулаифи Салеха бин Маджид, Заместитель Министра по торговым вопросам, Министерство торговли и промышленности Государства Катар.

Мы как железнодорожная отрасль оказались, видимо, выгодоприобретателями пандемий-ных ограничений. Связано это в первую очередь с ограничением пассажирского авиасооб-щения. Соответственно, большое очень количество товаров, которые перевозились в само-летах регулярными авиарейсами, перешло на следующий по скорости вид транспорта — это железная дорога. Точно также автосообщение через границы было ограничено — Исуринс Александрс , Президент, председатель правдения, ПАО «ТрансКонтейнер».

Прорыв возможен при взаимодействии государства и бизнеса

С одной стороны, я являюсь клиентом, в том числе и РЖД, и также взаимодействую с россий-ской таможенной службой, а с другой стороны, я являюсь представителем компании, кото-рая предлагает IT-сервисы. Я приехал в Россию два месяца назад. До этого я возглавлял биз-нес по облачным технологиям в Тихоокеанском регионе и работал в Сингапуре. И когда я приехал в Россию, я был очень удивлен, я был удивлен эффективностью, в том числе рабо-той Федеральной таможенной службы, эффективностью работы. <…> И когда я смотрю на объемы доставок, я могу сопоставлять их с бизнесом в США. Мы действительно видим очень хорошую, сильную цифровую платформу со стороны ФТС, благодаря которой мы можем проводить наши товары через таможенную очистку очень быстро. В России мы видим очень быстрый налаженный процесс — Дэниель Чжоу, Президент, Huawei Евразия.

Федеральная таможенная служба поддерживает отношения с таможенными администраци-ями более 100 стран мира, и с 76 нашими коллегами у нас заключены базовые соглашения об обмене информацией о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Как правило, вы-страивается некий цифровой диалог для того, чтобы обмениваться информацией в предвари-тельном порядке. Это дает нам определенные временные заделы для того, чтобы прове-рить предварительно поступающие к нам товарные партии. Кроме того, в режиме экспери-мента с отдельными нашими коллегами за рубежом проведено значительное количество экспериментов. Я уже упоминал здесь взаимное признание результатов таможенного кон-троля, обмен снимками инспекционно-досмотровых комплексов, обмен информацией из баз данных систем управления рисками <…> Но нужно признать, что как-то так получается, что пока дальше проведения экспериментов мы пока не идем. Очевидно, здесь нужна поли-тическая воля, нужно, чтобы каждая таможенная администрация каждого государства не очень опекала свой бизнес в определенном смысле, и хотелось бы, чтобы обмен информа-цией был наиболее полным — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Они (наши экспортеры. — Прим. ред.) хотят мер поддержки, которые должны помочь быть эффективными и выживать в этих непростых условиях, они хотят комфортных процедур вза-имоотношений с государством, чтобы не ударяться об процедуры при вывозе, а чтобы про-ходить их максимально незаметно и безболезненно, и они хотят нормальной удобной логи-стики, чтобы она не была „узким горлышком“. <…> Практически весь арсенал, который дол-жен существовать, он у нас присутствует, и в национальном проекте достаточно большой набор всего, что хотят экспортеры, он сформулирован, под это есть ресурсы. Другое дело, что может быть не всегда эти меры поддержки быстро доходят до тех, кому они нужны. Но что касается мер поддержки, работа в этом направлении ведется. Что касается комфортных процедур, то также стала проводиться огромная работа многих ведомств, которые занима-ются процедурами, связанными с экспортом. В том числе переходом в цифру, устранением ручных решений — решений, принимаемых человеком — отказ от бумаги, диджитализация взаимоотношений экспортера с государством — Никишина Вероника, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Проблемы
Создание «единого окна» ВЭД

Есть один очень большой вопрос, который мы давно обсуждаем и пока по которому не нахо-дим общего языка, — это „единое окно“ во внешнеэкономической деятельности. Да, работа экспортного центра, работа, которую координирует А. Белоусов по развитию экспорта, дает свой результат в упрощении экспортных процедур, но сегодня пока мы не видим такого же адекватного прогресса в упрощении импортных процедур. Нельзя забывать тот факт, что им-порт является, во-первых, необходимым инструментом для организации эффективного экс-порта, а во-вторых, ну и в целом, наша экономика в значительной степени зависит от внеш-неэкономической деятельности, содержательной, важнейшей частью которой является не только экспорт, но и импорт — Мордашов Алексей, Председатель совета директоров, ПАО «Северсталь».

Катару понадобилось три года, чтобы реализовать такой проект. У вас огромная страна, вы работаете с лабораториями, у вас огромная граница, и есть очень много аспектов и причин. У вас, опять же, есть большое преимущество — это хорошее взаимодействие с частным секто-ром. Вам нужно объединить и поставщиков технологий, и других участников процесса. Я уве-рен, что вы можете запустить этот процесс. Конечно же, когда вы начнете этот процесс, на вас обрушится большое количество жалоб, и вы поймете, что это „Титаник“, но все-таки „Ти-танику“ нужно начать свое плавание — Аль-Хулаифи Салеха бин Маджид, Заместитель Министра по торговым вопросам, Министерство торговли и промышленности Государства Катар.

Почему так медленно реализуется идея „единого окна“? Потому что она гигантски сложная <…> и мы на разработке отдельных сервисов, связанных и с экспортом, именно в техниче-ском исполнении понимаем, насколько много подводных камней существует при, казалось бы, простой идее — Никишина Вероника, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Мы — все равно часть сервисной индустрии для наших клиентов. И в глазах клиента это от-носительно новое, но уже распространенное понятие «клиентский путь»: как клиент прохо-дит все пути оформления своего груза <…> Нет общей платформы для взаимодействия всех государственных органов контроля. <…> И наше предложение — на базе уже созданной платформы Федеральной таможенной службы присоединять другие органы государственно-го контроля для создания того самого единственного „окна“ — Исуринс Александрс , Президент, председатель правдения, ПАО «ТрансКонтейнер».

Рост ограничений взаимной торговли

Сейчас плюсом к тому, что существовало и раньше и дестабилизировало торговлю, добави-лись еще и разрушение сложившихся товарных и каких-то коммуникационных цепочек. <…> Кроме того, стали возникать такие уникальные процедуры карантинных мероприятий. Когда стала размораживаться взаимная торговля, то каждая страна в силу своего реагирования на борьбу с занесением инфекции стала создавать свои процедуры, неунифицированность ко-торых тоже является дополнительным, достаточно серьезным осложнением. <...> Это все — новая реальность, в которой мы живем, и экспортеры с этим как-то учатся работать. При этом рост ограничений взаимной торговли, он никуда не делся, и статистика конца прошлого года ВТО говорит о том, что сейчас в мире на 10,5 % всего импорта существуют различные ограни-чения в мире. И это не только накопленные ограничения, накопленность предыдущего пе-риода, а это и вновь вводимые ограничения. То есть вот эта политика сдерживания экспорте-ров, она также является нашей реальностью — Никишина Вероника, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Сейчас в Китае действует правило контроля ковидных ограничений, которые зависят от про-винции к провинции, и даже совместно с РЖД мы обратились в Министерство иностранных дел, чтобы они все-таки как-то упорядочили. Потому что это с китайской стороны стало <…> дополнительным контролем и ограничением российских экспортеров на китайском рынке — Исуринс Александрс , Президент, председатель правдения, ПАО «ТрансКонтейнер».

Решения
Цифровизация для дальнейшего развития глобальной торговли

Я абсолютно согласен с тем, что технология будет играть одну из ключевых ролей. В Китае уже запущен ряд процессов. <…> В этих процессах участвовали и министерства, и таможен-ная служба, и, конечно, мы предлагали использовать облачные технологии. Благодаря этому мы могли использовать очень экономичную модель, к которой имели доступ все необходи-мые ведомства. Благодаря этой модели мы могли синхронизировать операции многих ве-домств. <…> Мы видели передовые практики, и мы могли их быстро реализовывать с ис-пользованием наших сервисов. Я могу сказать, что за время пандемии ряд технологий полу-чили дополнительной развитие, и одна из них — это облачная технология. Я вам рекомен-дую обратить на нее внимание — Дэниель Чжоу, Президент, Huawei Евразия.

В наших планах — я уже говорил о стратегии нашего развития — к 2030 году создать совер-шенно новую таможню, более умную, более интеллектуально насыщенную. Но самое глав-ное — цифра должна связать таможенные администрации в России и не только в России, с нашими партнерами за рубежом и внутри Российской Федерации. <…> Чем выше уровень насыщения таможенной сферы цифрой, тем больше в этой сфере прозрачности и больше взаимного доверия. Мы хотим искусственный интеллект зачислить на постоянную службу в нашу российскую таможню — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.