A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 155 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Super-Apps Versus Super-Services
4 June 2021
10:00—11:15
KEY CONCLUSIONS
Several companies have announced the construction of ecosystems

There is now a very important limitation – it’s the limitation of this [smartphone screen] and the size of this screen. Basically, there is a battle going on to be present on a user’s first screen. On the first screen, a user may have either very important applications that are rarely used [...] or super-frequency applications that you use many, many times and many hours a day. The problem is that there are numerous services, people have a lot of needs, and the first screen is the only one [...] In fact, all attempts to connect and switch different services into one app and one user scenario are a result of this problem — Tigran Khudaverdyan, Managing Director, Yandex Group of Companies.

We realized that, naturally, we can’t be good everywhere. Because if you try really hard to do it, it doesn’t work and it’s simply impossible. We have chosen some areas where we want to be, which are complementary to our business and the core of financial services – entertainment, travel, content in a sense […], mobile communications, and some other areas. These are the verticals where we should be and should develop our own services, and we have built a kind of super-app around this, [consolidating] these services in a single place — Oliver Hughes, Chief Executive Officer, Tinkoff Group.

Since the discussion here is ‘super-apps versus super-services’, I can say that everyone has, of course, their own challenges […] We have a focus. Super-apps have value or complex value, which they give to their consumer. Everyone will make their own choice. I don’t think the consumer will be the only one. I think the challenges to building a really well-functioning and well-coordinated super-app are huge, and not many people succeed. But there are companies that do it very well — Oleg Tumanov, Founder, Chief Executive Officer, IVI.

Super-apps and super-services will coexist in the future

In fact, banks have now begun to make non-banking services and super-apps of their own. Non-banks have begun making banking services [...] I see advantages in this approach – the fact that a customer can get absolutely everything in one place, but there are also disadvantages caused by the super-app approach, and it’s two-sided. There is a core business. Let’s imagine that we are a banking financial core business and if we provide a customer with non-financial services in our super-app that are not of very high quality, the customer will have to leave my system and also leave my key core business. I would lose the customer due to the fact that I gave him a low-quality additional service. Conversely, [if] I concentrate on making cool, specialized additional services, I lose focus, and my core business suffers. The customer doesn’t like my core business, even if I gave him some additional great businesses. He doesn’t like it and leaves. Super-apps are probably one of the models of the future, that’s very true, but not the only one — Vladimir Verkhoshinskiy, Chief Executive Officer, Alfa-Bank; Member of the Supervisory Board, Alfa Group Consortium.

I believe there is hi-end and there is hi-fi. And it’s impossible to sell hi-end through a super-app, so this niche will always be there […] There will always be certain things that remain outside the ecosystem, and this is great, in fact, because an ecosystem, especially an open one, has a major problem: how do you guarantee the level of quality? And this is despite the fact that most of the suppliers in the super-app are not controlled by the super-app owner — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

We asked respondents what’s more convenient for them to use: to be members of ecosystems or to use various services. Surprisingly, the opinions were split: 50% of customers said they were more comfortable using a single button because it’s convenient and comfortable, and half said the opposite that they want to use different services because they believe ecosystems (or using a single button) force them to use unnecessary services. So, it’s probably obvious today that it’s difficult to answer the question of what will win out […] I can hardly imagine how in Europe it will be possible to use a single ecosystem or a single button. I think that, depending on the needs of customers, consumers will choose multiple services that they like. So, I believe that in the future both of them will probably exist — Igor Shekhterman, Chief Executive Officer, Х5 Retail Group N.V. .

As for super-services or super-apps, I don’t believe there is any ‘or’ at all. If a company is able to offer a good additional product to its customer, and the customers like it, then the company develops that in that way, adding new services. This happens with all organizations. There are numerous examples of this — Alexander Shulgin, General Director, Ozon.

ISSUES
Ecosystems form around banks, which poses risks for depositors

We are worried about two things. The first one is venture for banks that are not at all going into banking history. If it’s a venture, it’s not entirely clear whether it’s right in terms of risk to allow investors to implement venture projects with money. And, of course, it would be much more comfortable for us if this was done with the money of these banks’ shareholders, but today the reserves are built in such a way that there is no deduction from the capital. Sure, capital is somewhat being located for ventures, but this is not 100% — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Monopoly position of super-apps

The important thing is that once a system becomes really large, how does it treat the participants in this system? Does it impose any conditions on them so that they have nowhere to go or not? Harnessing market power is the only thing that matters — Alexander Shulgin, General Director, Ozon.

Any company wants to become a monopoly. You can’t punish a company for this somehow because this is a natural desire of business – to take the whole wallet and all a person’s time. But the state, and that’s its role, establishes such rules of the game that no one can succeed in doing [this]. And the state determines what is abuse and domination. The state determines whether it’s possible or impossible to combine a particular activity within a group of persons or a single person [...] Now, as we enter the business models of ecosystems, we are feeling around for these approaches [...] These are the rules of the game that the state should set — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

The most important thing here probably is to make sure that the development of super-apps or ecosystems does not lead to the creation of a monopoly […] When there is no choice, this leads to the creation of a non-competitive environment, when new players who can grow from startups to super-services or eventually into super-apps lose out. The question here probably is how it will develop over time and how it will be regulated — Vladimir Pravdivyy, Chief Executive Officer, Avito.

It’s very important that the super-apps that are being developed by super ecosystems, which, for certain reasons, have attained a monopoly position or something close to a monopoly position on the market, do not abuse this monopoly position and do not grant huge unilateral advantages only to their service — Oleg Tumanov, Founder, Chief Executive Officer, IVI.

SOLUTIONS
Develop partnerships

As a rule, I believe that future development lies in partnerships. At X5, we are definitely in favour of open partnerships. In this case, I’m confident that in order to survive and compete in today’s world, food retail will have to partner or merge with either non-food or digital players — Igor Shekhterman, Chief Executive Officer, Х5 Retail Group N.V. .

[A joint venture] does not work well in Russia, as we all know here. Many of us have tried different JVs, and they didn’t work either. As a cumbersome legal structure, it’s generally a bad thing in Russia. But there are other forms of partnership, and they work very well. They may not be as well developed as we would like if we compare a partnership here with other markets, in particular, in Europe [...] Of course, there are many different partners with varying degrees of depth, and you can partner with anyone. It’s easier [...] But it’s developing in Russia, and here the existing players and numerous others need to partner up, I believe, because you can’t be good everywhere [...], so you have to choose who to partner with, and you have to develop these partnerships — Oliver Hughes, Chief Executive Officer, Tinkoff Group.

Now is the time when the quality of service and customer satisfaction are truly a sustainable investment, a profitable solution, and a competitive advantage. We are betting on this ourselves, and we understand that we cannot and will not be able to offer super-services in areas that are not core to us. We will make a financial super-service with the highest level of quality and as partners. In order for our customers to receive content, video, and other services, we will simply choose the best partners on the market — Vladimir Verkhoshinskiy, Chief Executive Officer, Alfa-Bank; Member of the Supervisory Board, Alfa Group Consortium.

Support competition

I am very glad that there is such a variety of both digital players and offline players on the Russian market because, in principle, the more competition, the better it is for our customers. And the customer will definitely benefit from this — Igor Shekhterman, Chief Executive Officer, Х5 Retail Group N.V. .

Ultimately, all services are repeatable, and competition means that no matter whatever we do, others will do at least the same, so we must always move forward and develop. I believe this applies to any company — Alexander Shulgin, General Director, Ozon.

I think there are three main pillars that determine demand for a product: quality, time spent on purchasing it, and its price. Each brand actually is a reflection of this proportion. Ultimately, I agree with [Yandex Group Managing Director Tigran Khudaverdyan] that everyone is competing for a person’s time and wallet. The very emergence of super-apps is a diversification of your own business [...] At any rate, you will get your share of the wallet — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Супераппы против суперсервисов
4 июня 2021
10:00—11:15
Ключевые выводы
Многие компании заявили о строительстве экосистем

Сейчас есть очень важное ограничение — это ограничение вот этого экрана (экрана смартфона. — Прим. ред.), размера этого экрана. По сути, идет битва за то, чтобы присутствовать на первом экране у пользователя. На первом экране у пользователя могут присутствовать либо очень важные приложения для него, которые он использует редко <…> либо суперчастотные приложения, которые ты используешь много-много раз в день, много часов в день. Проблема заключается в том, что сервисов много, потребностей у людей очень много, а первый экран один. <…> И на самом деле, все попытки соединить, скрестить разные сервисы в одно приложение, в один какой-то пользовательский сценарий исходят из этой проблематики — Худавердян Тигран, Управляющий директор, Группа компаний Яндекс.

Мы поняли, что мы не можем быть хороши везде, естественно. Потому что, если ты так стараешься делать, это не получается, это просто невозможно. И мы выбрали некоторые области, где мы хотим быть, которые комплементарны нашему бизнесу, ядру финансовых сервисов, — это развлечения, путешествия, в некотором смысле контент <…> мобильная связь, ну и некоторые другие области. Это те вертикали, где мы должны быть, где мы должны разрабатывать наши собственные сервисы, и вокруг этого мы построили некий суперапп, (собрав. — Прим. ред.) эти сервисы в одном месте — Хьюз Оливер, Генеральный директор, Группа компаний Тинькофф.

Поскольку здесь дискуссия идет „супераппы против суперсервисов“, я могу сказать, что у каждого конечно свои вызовы. <…> У нас есть фокус, у супераппов есть value (ценность. — Прим. ред.) или комплексное value, которое они дают своему потребителю. Каждый сделает для себя свой собственный выбор. Мне кажется, он не будет один. Мне кажется, вызовы построить по-настоящему хорошо работающий и слаженный суперапп, они очень большие, и не у многих это получается. Но есть компании, у которых это получается даже очень хорошо — Туманов Олег, Основатель, генеральный директор, IVI.

Супераппы и суперсервисы будут сосуществовать в будущем

Сейчас, действительно, банки стали делать небанковские сервисы, супераппы свои. Небанки стали делать банковские сервисы. <…> В этом подходе, как мне кажется, есть и плюсы — то, что клиенту в одном месте можно дать все-все-все, но и минусы, порожденные подходом супераппа, причем с двух сторон. Есть core business (основной бизнес. — Прим. ред.). Давайте представим, что мы банковский финансовый core business и если мы дадим в нашем супераппе клиенту не очень качественные сервисы нефинансовые, то он будет вынужден из моей системы уйти и заодно покинет мой ключевой core business. Я потеряю клиента из-за того, что дал ему некачественный дополнительный сервис. В обратную сторону, (если. — Прим. ред.) я концентрируюсь на том, чтобы сделать классные профильные дополнительные сервисы, теряю фокус, страдает мой core business. Клиенту не нравится мой core business, даже если я дал ему какие-то дополнительные классные бизнесы. Ему не нравится, он уходит. Наверное, супераппы — это одна из моделей будущего, точно совершенно, одна из моделей будущего, но не единственная — Верхошинский Владимир, Главный управляющий директор, АО «Альфа-Банк»; член Наблюдательного совета, Консорциум «Альфа-Групп».

Мне кажется, есть hi-end и есть hi-fi. И невозможно hi-end продавать через суперапп, поэтому эта ниша, она всегда будет оставаться. <…> Всегда останутся какие-то истории, которые будут за пределами экосистемы, и это очень хорошо, на самом деле, потому что экосистема, особенно открытая, у нее есть главная проблема: как гарантировать уровень качества? При том, что большая часть поставщиков в супераппе не контролируются владельцем супераппа — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Мы спросили респондентов, что им удобнее использовать: быть участниками экосистем либо использовать различные сервисы. Действительно, на удивление, мнения разошлись пополам: 50 % покупателей сказали, что им комфортнее использовать одну кнопку, потому что это удобно, потому что это комфортно, и половина ответила по-другому, что они хотят использовать различные сервисы, потому что в рамках одной экосистемы (либо в рамках одной кнопки) им кажется, что им навязывают ненужные им сервисы. Таким образом, наверное очевидно сегодня ответить на вопрос, что победит, сложно. <…> Я с трудом себе представляю, как мне кажется, что в Европе будет возможно использование одной экосистемы либо одной кнопки. Мне кажется, что здесь в зависимости от потребностей, соответственно, покупателей, потребители будут выбирать несколько сервисов, которые им нравятся. Таким образом, мне кажется, в будущем, наверное, будет существовать и то и другое — Шехтерман Игорь, Главный исполнительный директор, член правления, Х5 Retail Group N.V..

Если говорить про суперсервисы или супераппы, то по-моему тут вообще „или“ нет. Если компания способна предложить хороший продукт своему клиенту дополнительный, и клиентам это нравится, то компания так развивается, добавляя новые сервисы. Происходит это со всеми организациями, примеров этого масса — Шульгин Александр, Генеральный директор, Ozon.

Проблемы
Экосистемы формируются вокруг банков, что создает риски для вкладчиков

Нас беспокоят две вещи. Первое для банков, которые идут совсем не в банковскую историю, — это венчур. Если это венчур, не очень понятно, правильно ли с точки зрения рисков разрешать на деньги вкладчиков реализовывать венчурные проекты. И, конечно, нам было бы гораздо комфортнее, если бы это реализовывалось на деньги акционеров этих банков, но сегодня резервы так выстроены, что нет вычета из капитала. Да, какая-то локация капитала на венчуры происходит, но это не 100 % — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Монопольное положение супераппов

Важно то, что, когда система стала очень большой, как она относится к участникам этой системы, навязывает ли она какие-то условия им так, что им некуда деваться, или нет. Использование рыночной силы — это единственное, что имеет значение — Шульгин Александр, Генеральный директор, Ozon.

Любая компания хочет стать монополией, за это нельзя компанию как-то наказывать, потому что это естественное желание бизнеса — забрать весь кошелек и все время у человека. Но государство, в этом его и роль, устанавливает такие правила игры, чтобы ни у кого (это. — Прим. ред.) не получилось. И государство определяет, что есть злоупотребление, доминирование, государство определяет, можно или нельзя совмещать ту или иную деятельность в рамках группы лиц или одного лица <…> Мы сейчас, входя в бизнес-модели экосистем, нащупываем эти подходы. <…> Вот эти правила игры государство должно задать — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Наверное самое главное здесь — убедиться, что развитие супераппов или экосистем не ведет к созданию монопольного положения. <…> Когда выбора нет, это ведет к созданию неконкурентной среды, когда проигрывают новые игроки, которые могут вырасти из стартапов в суперсервисы или когда-то в супераппы. Здесь, наверное, вопрос, как это будет развиваться в динамике и как это будет регулироваться — Правдивый Владимир, Генеральный директор, Avito.

Очень важно, чтобы супераппы, которые развиваются суперэкосистемами, которые в силу определенных причин получили монопольное положение или близкое к монопольному положение на рынке, не злоупотребляли этим монопольным положением и не давали односторонние огромные преимущества только своему сервису — Туманов Олег, Основатель, генеральный директор, IVI.

Решения
Развитие партнерства

Я вообще считаю, что будущее развитие — оно за партнерствами. Мы, компания X5, точно за открытые партнерства. В данном случае я уверен, что для того, чтобы выживать и конкурировать в сегодняшнем мире, фудритейл вынужден будет партнериться или объединяться либо с нон-фудом, либо с цифровыми игроками — Шехтерман Игорь, Главный исполнительный директор, член правления, Х5 Retail Group N.V..

СП (совместное предприятие. — Прим. ред.) в России плохо работает, как мы все здесь знаем. Многие из нас попробовали разные СП, и они тоже не получились. То есть как тяжелая юридическая конструкция это — плохая вещь, как правило, в России. Но есть другие формы партнерства, и они прекрасно существуют. Может быть, не так хорошо развиты, как хотелось бы, если сравнить партнерство здесь с другими рынками, в частности, в Европе. <…> Там, конечно, множество разных партнеров разной глубины, и там можно партнерить с кем угодно, это легче. <…> Но в России это развивается, и здесь как раз присутствующие игроки и много других, они должны партнерить, на мой взгляд, потому что ты не можешь быть хорош везде <…> поэтому ты должен выбрать, с кем партнерить, и ты должен развивать эти партнерские отношения — Хьюз Оливер, Генеральный директор, Группа компаний Тинькофф.

Сейчас время, когда качество обслуживания, удовлетворенность клиентов реально являются рациональной инвестицией, выгодным решением и конкурентным преимуществом. Мы для себя делаем на это ставку, и мы понимаем, что мы не сможем сделать и не будем делать суперсервисы в непрофильных для нас областях. Мы сделаем финансовый суперсервис с высочайшим уровнем качества и в качестве партнеров. Чтобы наши клиенты могли получать и контент, видео и другие услуги, мы будем просто на рынке выбирать лучших партнеров — Верхошинский Владимир, Главный управляющий директор, АО «Альфа-Банк»; член Наблюдательного совета, Консорциум «Альфа-Групп».

Поддержание конкуренции

Я очень рад, что на российском рынке присутствует такое разнообразие и цифровых игроков, и офлайновых, потому что, в принципе, чем больше конкуренции, тем лучше для наших покупателей. И точно покупатель от этого выигрывает — Шехтерман Игорь, Главный исполнительный директор, член правления, Х5 Retail Group N.V..

В итоге все сервисы повторимы, конкуренция приводит к тому, что, что бы мы ни делали, другие сделают как минимум то же самое, поэтому надо всегда двигаться вперед и развиваться. По-моему, это относится к любой компании — Шульгин Александр, Генеральный директор, Ozon.

Мне кажется, что есть три главных столпа, которые определяют востребованность продукта, — это качество, время, которое тратится на его приобретение, и его цена. Каждый бренд, собственно, несет в себе отражение вот этой пропорции. В конечном счете я согласен с Тиграном (управляющим директором группы компаний „Яндекс“ Т. Худавердяном. — Прим. ред.), что все конкурируют за время человека и за его кошелек. Само появление супераппов — это диверсификация собственного бизнеса <…> В любом случае ты заберешь свою долю в кошельке — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.