Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
«Школа – университет»: проблемы коадаптации
4 июня 2021
10:00—11:15
Ключевые выводы
Формируется новый формат среднего образования

Когда „Яндекс“ начинал свои проекты <…> нам казалось, что самое важное — это воспитать кадры для себя, ну и заодно для остальных, если так получится случайно. Поэтому мы скорее делали такие как бы магистратуры, то есть занятия у нас были по нашим абсолютно тематикам <…> и это было похоже на магистратуру, это была школа анализа данных. Сначала мы этим удовлетворялись, потом <…> мы стали как бы „съезжать“ по возрасту все младше и младше — это вот как собственно „Яндекс.Лицей“ образовался. Сначала у нас стал появляться бакалавриат, а потом мы поняли, что нужно „съехать“ по возрасту в школу и старшеклассников чему-то учить. И тогда уже получится, что дальше в вузы приходят ребята, которые хорошо готовы к тому, что нам нужно — Бунина Елена, Генеральный директор, HR-директор, Яндекс в России.

В последние годы мы видим, что наметилась такая траектория, если не полной бесшовности <…> но определенного спрямления между этими уровнями (детский сад — школа — университет. — Прим. ред.). <...> И один из сценариев такого персонифицированного обучения, его реализация требует спрямления этих уровней между собой — Степаненко Антон, Партнер, BCG.

Мне кажется, что особенность момента (взаимодействия школы и университета. — Прим. ред.) как раз в ускоряющихся изменениях, которые сегодня происходят, и в вопросе о том, кто станет лидером таких изменений, о каких изменениях мы думаем. Мне кажется, что школа там, где у нее есть выбор и возможности. <…> Школа становится рядоположенной с другими носителями знания. И это вызов школе, несомненно. Возникают новые акторы, в первую очередь, конечно, цифровые. Эти акторы в каких-то случаях институциализируются, а в каких-то остаются просто частью социума, который окружает детей, который с ним взаимодействует. Здесь мы наверное говорим о более активной позиции родительского сообщества, с которым школе несомненно приходится взаимодействовать и искать новые формы такого взаимодействия — Котов Роман, Директор лицея им. А.М.Горчакова, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Интерес к русскому языку и российскому образованию в мире растет

Очень востребованным оказался проект по направлению учителей русского языка. У нас, по-моему, в Узбекистане порядка тысячи учителей. <…> Мы даже создали группу четырех министров — Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Россия, — и обсуждаем эти вопросы, то есть направление учителей в школы, в сельские школы. Мы запустили такую программу на базе нашего университета Герценовского <…> потому что школу построить — это определенное время, определенные затраты, понятно, а вот направление учителей очень большим спросом пользуется — Кравцов Сергей, Министр просвещения Российской Федерации.

Безусловно, Россотрудничество, оперирует квотой как минимум Правительства Российской Федерации (в этом году это 18 тысяч квот), мы видим увеличение достаточно серьезное интереса к российскому образованию по всему миру, и это не только страны СНГ. Это Юго-Восточная Азия, большой интерес у Африки. Так или иначе есть интерес у Европы, но он больше связан с научными специальностями. В общем-то, Латинская Америка. И это тренд повсеместный. Мы, конечно, безусловно, заинтересованы, чтобы молодой парень или девушка, приезжая из-за рубежа учиться в российских университетах, получили качественное образование и по русскому языку, и по предметному полю. И вот здесь возникают на данный момент очень серьезные вопросы и проблемы, над которыми мы вместе с Министерством просвещения достаточно активно работаем — Шевцов Павел, Заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) .

Проблемы
Необходимо договориться об общих ценностях, прививаемых в школе

В целом, школа создает определенный базис с точки зрения обучения для дальнейшего обучения в университете. <...> Я считаю, что не менее значим вопрос системы воспитания, привития тех ценностей у школьников, у молодого поколения, которые позволяют быть, с одной стороны, успешными в жизни, развиваться, обучаясь в университете <…> но, с другой стороны, определенные нравственные ценности, которые в том числе помогают нам сохранить мир, позволяют нам взаимодействовать и с другими странами. И мы видим — та же пандемия — насколько хрупок мир, насколько эти вопросы взаимодействия, кооперации важны. И на мой взгляд, тоже очень важно нам договориться о неких общих ценностях, которые мы прививаем молодежи для того, чтобы мы сохранили нашу планету, сохранить наш мир <…> поэтому, наверное, пришло время об этом тоже поговорить. И поговорить на международном уровне — Кравцов Сергей, Министр просвещения Российской Федерации.

Я обратил внимание на то, что с точки зрения коадаптации воспитательной работы <…> в мире практически нет хороших практик. Это значит, что мы воспитываем что-то отдельно в школе, потом есть отдельные какие-то истории по воспитанию, волонтерской работе <…> в университете, но между ними коадаптации практически не существует — Степаненко Антон, Партнер, BCG.

Решения
Помощь учителю

Что касается подготовки учителей, то, на мой взгляд, можно говорить, что правильная подготовка в педагогическом вузе, правильная подготовка в классическом вузе. Есть плюсы и минусы каждого подхода. На мой взгляд, важно определить, какие программы преподавать и учебное обеспечение, и к какому результату мы придем. Я уверен, что сегодня современный учитель должен уметь не только преподавать предмет, но он должен уметь и разговаривать, общаться с молодыми школьниками, потому что они, конечно, другие. Уметь находить с ними и общий язык и знать социальные сети, информационные технологии, быть современным и быть примером для учеников. <…> Важно, чтобы учитель был той опорой <…> в том числе и нравственной опорой для будущего школьника, поэтому мы, развивая педагогические вузы, развивая подготовку в педагогических вузах, об этом тоже много говорим и будем придавать этому большое значение — Кравцов Сергей, Министр просвещения Российской Федерации.

Важно же не только сделать для детей какие-то вещи, важно учителю помочь, потому что учителя растерялись. Первое, что мы с самого начала сделали и продолжаем сейчас весь последний год, — это всяческая помощь учителям. То есть сделать ресурс, где учитель может прочитать, что бывает, что можно сделать, как вообще вести дистанционные уроки, какие есть там правила, какие есть ресурсы в принципе в интернете. Постоянное обучение учителей, которое мы тоже предлагаем по всей стране, это, мне кажется, тоже очень важно — Бунина Елена, Генеральный директор, HR-директор, Яндекс в России.

Цифровизация

Таким образом, мы видим, что существует очень большой риск, если мы будем использовать другой язык, а не наш национальный язык. Конечно, возникает риск обеднения наших аналитических и творческих способностей, и это перед нами ставит вопрос, соответственно, языкового многообразия. В этом смысле, конечно, нужно признать, что инновации, новые технологии — это вызов для наших языков. Необходимо разработать наступательную цифровую технологию с тем, чтобы развивать наш язык, и с тем, чтобы наши ученые могли писать на родном языке, и затем их работу могли совершенно спокойно перевести на другие языки — де Синети Поль, Исполнительный директор, Национальное управление по продвижению французского языка и языкам Франции.

У нас такая хорошая очень экосистема сложилась, в рамках которой мы в своем цикле имеем и детей, которых мы обучаем, которых мы готовим к студенчеству, магистрантов, которые становятся учителями и учителей. Нам удалось, как мне кажется, заявить такую лидерскую позицию, возглавить этот процесс изменений и сделать это через размышление о сквозных траекториях обучения с помощью цифровых инструментов. Почему это возможно именно сегодня? Потому что мы больше говорим о персонификации, соответственно, создании вертикали „школа — университет — рынок труда“, в которой точкой опоры становится ребенок, с которым идет непосредственное взаимодействие в течение всего его роста. <…> Таким образом, у нас на базе нашей цифровой платформы реализуется система персонифицированного обучения в этой вертикали, реализуемой в едином организованном пространстве, в котором мы можем работать с мотивацией детей, с социализацией, с проблемами воспитания — Котов Роман, Директор лицея им. А.М.Горчакова, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Российская Федерация <…> стала лидером в организации дистанционного обучения, вынужденного в пандемию. Наши ресурсы использовали порядка 50 стран мира, российскую электронную школу. Поэтому это тоже в том числе хорошая возможность зарубежным коллегам познакомиться с теми результатами, достижениями нашего образования — Кравцов Сергей, Министр просвещения Российской Федерации.

Безусловно, пандемия подстегнула развитие цифровых технологий. Благодаря развитию их мы сейчас получили несколько серьезных инструментов по продвижению русского языка — Шевцов Павел, Заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) .