Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых ученых?
Ключевые выводы
.

Любым делом должны заниматься профессионалы. Эффективная коммуникация с широкой аудиторией (невозможна. — Прим. ред.) без экспертизы, опыта и ресурса, которые сегодня сосредоточены в руках медиахолдингов, интернет-гигантов и органов государственной власти. <...> Этот процесс без тесного паритетного сотрудничества с научными сообществами абсолютно точно не будет ни эффективным, ни результативным — Голубева Юлия, Заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг».

Гонка технических решений и открытий <...> не отрицает гонку вооружений, глобально если посмотреть. Но если мы будем бороться только за вооружения, то мы потеряем всю остальную сутевую составляющую человека. Человек должен творить, он должен придумывать — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Есть понятный общий алгоритм, который объединяет творчество и науку. Он простой: идея, гипотеза, эксперимент. И там, и там этот алгоритм абсолютно рабочий — Першин Сергей, Генеральный директор, АНО «Центр развития культурных инициатив»; руководитель проекта, арт-кластер «Таврида».

Если мы хотим, чтобы в науку шли люди, мы должны показывать то, что ждет их там. А ждет, что на самом деле молодой ученый <...> это точно востребованный человек, это точно человек, который имеет достойное положение в обществе, и, что самое главное, имеет доступ к реально ограниченным ресурсам. Ограниченные ресурсы — это знания, роскошь общения среди, в том числе креативных индустрий, коллег — Секиринский Денис, Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике .

Традиции в науке — это очень важная вещь. Это не значит, что ничего не должно меняться. Когда в науке работают творческие люди, изменения будут. Надо создать для этих ученых возможности для работы — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Если прикладная наука хочет быть популярной, то надо просто жить по правилам креативных индустрий. То есть здесь (важна. — Прим. ред.) коммерциализация, эффективность, бизнес-подход. А фундаментальная наука, тоже опять нужно понять, что это двигатель и индикатор (цивилизации. — Прим. ред.) — Кричевский Андрей, Председатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям; президент, Ассоциации IPChain; генеральный секретарь Евразийской конфедерации обществ правообладателей (ЕАКОП).

Проблемы
Утечка мозгов

Количество людей, которые мыслят тем, что (ставят. — Прим. ред.) главной целью после окончания вуза (или даже школы) уехать в успешное с точки зрения науки место, их очень много. <...> Проблема огромная — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

По поводу 70 тысяч (ученых, уехавших из России. — Прим. ред.), которые вы приводили. Наверное, надо его приводить в контексте того, сколько назад приезжает людей. Нельзя в отрыве эту цифру говорить, она действительно звучит ужасающе, даже если это так. Но мне кажется, тут надо более комплексно ситуацию рассматривать. Например, с моей позиции, как я вижу: у нас это движение ученых, на самом деле, сбалансировано в обе стороны — Марченков Никита, Исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, НИЦ «Курчатовский институт».

Финансирование науки и возможность проводить эксперименты на нормальной базе

Наука должна сопровождаться тем, что есть хорошая научная инфраструктура. Должны быть приборы, на чем эту науку можно делать. Если мы начнем на коленках собирать великий прибор какой-то, то мы получим там квантовый компьютер, сделанный из счетов как бы — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Неочевидная роль науки как части социально-экономического развития

Ответом на большие вызовы, которые сегодня появляются, является то, что производят ученые и исследователи в своей лаборатории. Притом самое интересное в том, что далеко не всегда очевиден вклад тех или иных ученых в решение больших вызовов — Марченков Никита, Исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, НИЦ «Курчатовский институт».

Только 5 % россиян считают, что будущее России сегодня может зависеть от развития отечественной науки и отечественных технологий. И, на мой взгляд, ужасающие цифры: сегодня 90 % респондентов затрудняются назвать сходу имя хотя бы одного из ныне живущих российских ученых мирового уровня — Голубева Юлия, Заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг».

Тонкая грань между популяризацией и примитивизацией

Между популяризацией и примитивизацией науки тонкая грань, и на ней нужно балансировать осторожно, аккуратно и профессионально для того, чтобы не допустить распространения лженауки — Голубева Юлия, Заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг».

Очень важно, чтобы популяризовали хороший контент, чтобы не было подмены хорошей науки плохой наукой. Можно сделать плохую науку слишком известной и популярной, нам это не нужно. <...> Фальсификации, этой манипуляции фактами сейчас очень много. В этом есть опасность — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Скучные сайты научного сообщества

(Хочу. — Прим. ред.) поприветствовать министерства и Российскую академию наук. К огромному сожалению, подавляющее большинство сайтов наших организаций — скукотищная скука. Невозможно. Туда даже заходить не хочется — Соколов Александр, Старший научный сотрудник, Арктический научно-исследовательский стационар ИЭРиЖ УрО РАН.

Неготовность креативного и научного сообществ к взаимодействию

Мы в одном поле — интеллектуальная и творческая деятельность вся переплетена между собой. Вопрос только в том, что мы не вполне привыкли взаимодействовать. <...> Нам не хватает стремления друг к другу на уровне сред — Намаконов Игорь, Генеральный директор, Федерация креативных индустрий.

Творческая визуализация науки очень важна. Сотрудничество креативных индустрий и науки, научного сообщества, я считаю, сейчас это ключевой фактор. <...> И научное сообщество, и сообщество креативных индустрий, на мой взгляд, находятся в некоторых башнях из слоновой кости — они герметичны — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Массовизация науки

На рубеже XVIII и XIX веков наукой занималось около тысячи человек во всем мире. Сегодня это больше 8,5 млн человек исследователей. Произошла некая массовизация исследовательской деятельности. И это значит, что мы постепенно уходим от таких энциклопедистов, от интеллигенции. <...> Но мы говорим о каких-то более специализированных научных работниках. И это не всегда хорошо. В значительной части вопросов это плохо — Секиринский Денис, Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике .

Решения
Рост финансирования науки

Сейчас происходят большие сдвиги в лучшую сторону с финансированием науки. Это тоже невозможно, знаете, с нуля сделать сразу какой-то рай научный. Такого не бывает. Тренды правильные, финансирование науки увеличивается. Мы это все чувствуем и видим — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Создание инфраструктуры для совместной работы креативных индустрий и науки

Необходимо размораживать границы. Должны появляться площадки для диалога. И одной event-повесткой, на мой взгляд, этого не сделать. У нас есть прекрасный фестиваль «Наука 0+». Он интересный <...> но все равно это ивент. А нам нужно создание социогуманитарной инфраструктуры — Люлин Сергей, Заместитель президента, Российская академия наук.

Позиционирование науки как части социально-экономического развития

Очень важно позиционировать сегодня науку как часть социально-экономического развития. <...> Очень важно сегодня показывать ученых именно как людей, которые способствуют формированию облика человечества завтрашнего дня через те разработки, которые они делают — Марченков Никита, Исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, НИЦ «Курчатовский институт».

Привлечение к работе над вызовами специалистов из разных областей науки

Сложный характер вызовов настолько комплексный, что необходимо вовлекать специалистов из разных областей. Пример пандемии достаточно яркий. С одной стороны, эта задача для медиков и биологов очевидна. Но если задуматься, то здесь есть место и для материаловедов, физиков, (оно. — Прим. ред.) в том, чтобы разрабатывать инновационные маски, и для гуманитарных специальностей (есть место. — Прим. ред.). Например, социологи изучают поведение, психологи изучают деморализацию людей в результате пандемии, экономисты, которые смотрят, как это влияет на экономику. Это очень важно — Марченков Никита, Исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, НИЦ «Курчатовский институт».

Возвращению ученых способствуют инструменты государства

Сегодня многие ученые возвращаются в Россию опять же благодаря тем инструментам, которые государство привлекает. Программа мегагрантов, инициированная Президентом, позволила многих ученых сегодня вернуть в Россию, ключевых, топовых — Марченков Никита, Исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, НИЦ «Курчатовский институт».

Привлечение внимания к науке через контент

Когда создателям удается воплотить на экране качественные образы героев, это может являться очень классным решением по повышению престижа той или иной профессии, того или иного вида деятельности и, как следствие, — привлечением талантливой молодежи в эту сферу. <...> Инструмент привлечения внимания к науке, популяризации науки через контент крайне эффективен. И несомненно государство должно участвовать в этом процессе, реализуя софинансирование проектов на заданную тематику — Голубева Юлия, Заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг».

YouTube-каналы: „ПостНаука“, „Галилео“, „Физика от Побединского“, „Научпок“, Vert Dider — это все каналы, которые имеют огромную аудиторию. Их смотрят. Это наука стала доступна благодаря инструментам креативных решений, которые позволяют это упаковать очень ярко и интересно — Намаконов Игорь, Генеральный директор, Федерация креативных индустрий.