Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Новые вызовы «зеленой» экономики. Может ли кризис затормозить неизбежное?
4 июня 2021
10:00—11:15
Ключевые выводы
Сознательность и понимание необходимости перехода растут, переход к “зеленой экономике” становится все более осознанным

Общий подход государства нацелен на то, чтобы внести достойный вклад, и чтобы просто в конце концов Россия как была, так и осталось экологическим донором планеты — Иванов Сергей, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

[Произошел] очень серьезный мировоззренческий поворот, связанный с приходом нового поколения, в том числе на уровень принятия решения в корпоративной жизни. И у этих людей совершенно иной ценностный ряд. Они не хотят идти работать в те компании, которые загрязняют окружающую среду, и они с удовольствием занимаются вопросами “зеленой экономики”. <…> У “зеленой” трансформации есть все шансы стать двигателем прогресса, однако есть очень большое число весьма спорных моментов — Бугров Андрей, Старший вице-президент по устойчивому развитию, ПАО «ГМК «Норильский никель».

Проблемы
Недостаточные государственное стимулирование и интеграция целей устойчивого развития в работу компаний

Сегодня отмечается как барьер и два характерных признака — запрос, скажем так, на то, чтобы было больше государственного стимулирования, 20% против 3% в 2019 году, и запрос на стратегию по трансформации. Отсутствие таковой сегодня считают барьером 15% опрошенных и, соответственно, в 2019 году — 3%. <…> Интеграция целей устойчивого развития — один из тех критериев, который демонстрирует, насколько устойчивое развитие, или ESG, насколько оно популярно сегодня для российского бизнеса. <…> Сравнение с 2019 годом говорит о том, что эти цели устойчивого развития интегрированы 15% респондентов (по данным исследования «Барометр устойчивого развития бизнеса КПМГ и Эффи». — Ред.), в то время как в 2019 году этот показатель составлял 7%. Это хорошая новость, но тем не менее мы видим, что еще 85% эти цели не интегрировали. Поэтому еще есть куда расти — Гощанский Олег, Председатель правления, управляющий партнер, KPMG в России и СНГ.

Споры идут вокруг АЭС, гидроэлектростанций, мусоросжигающих заводов, биоразлагаемых материалов и так далее. Именно здесь мы видим роль государства и, если хотите, роль межгосударственного сотрудничества. Нужно определиться с позицией и всячески ее продвигать. Нет единства и в метриках ESG (ответственное инвестирование, подход к инвестированию, который стремится включить заботу об окружающей среде (environmental), социальное развитие (social) и корпоративное управление (governance). — Ред.), различаются между собой и рейтинги ESG от разных агентств. Поэтому в мире осознают, что нужна унификация стандартов нефинансовой отчетности, и об этом говорят практически все — Бугров Андрей, Старший вице-президент по устойчивому развитию, ПАО «ГМК «Норильский никель».

Трансграничное углеродное регулирование, которое Европа собирается ввести в ближайшее время, естественно, скажется практически на всех российских экспортно-ориентированных отраслях. Здесь, главное, должен быть прозрачный механизм, построенный на детальной аналитике, потому что до сих пор, если брать алюминиевую промышленность, при взаимодействии с Еврокомиссией, которая занимается отраслью регулирования, так и не увидели, каким образом скажется данная инициатива на обрабатывающей промышленности Европы, то есть на наших клиентах. Вопрос может стоять так, что при данных инициативах убытки будут превышать предполагаемые выгоды — Никитин Евгений, Генеральный директор, РУСАЛ.

Проблема сохранения лесов

У нас много проблем с сохранением лесов, с переработкой и особенно с восстановлением лесов. Потому что в России на сегодняшний день практически отсутствует отрасль по промышленной подготовке саженцев для высаживания их и восстановления вырубленного леса — Иванов Сергей, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Нет единства в расчетах лесоклиматических проектов и их эффективности — Бугров Андрей, Старший вице-президент по устойчивому развитию, ПАО «ГМК «Норильский никель».

Безусловно, леса играют очень важную роль. Я рад был услышат о тех обязательствах, которые были приняты в России, и как мои российские коллеги смотрят не только на лесную промышленность, но и на всю цепочку [от лесовосстановления до разработки альтернативных дереву материалов] — Скиннари Вилле, Министр по развитию сотрудничества и внешней торговли Финляндской Республики.

Решения
Разработка и внедрение в работу действенных технологий, созданных странами как самостоятельно, так и в международной кооперации

Вопросы “зеленого финансирования” и льготного налогообложения “зеленых” проектов, конечно, актуальны, но они не могут помочь “зеленому” переходу без действующих, реально действующих технологий, которые позволили бы осуществить такое “зеленое” восстановление. <…> По данным Европейского патентного ведомства, международного энергетического агентства большинство технологий, необходимых для обеспечения декарбонизации во всем мире к 2050 году, находятся либо на ранних стадиях разработки, либо еще не разработаны. Поэтому международная кооперация нужна здесь на уровне научно-технического сотрудничества и регуляторов — Бугров Андрей, Старший вице-президент по устойчивому развитию, ПАО «ГМК «Норильский никель».

Сейчас по указу Президента образована научно-техническая платформа, задачей которой будет определение уже точных цифр выброса углекислого газа отдельными отраслями промышленности и отдельными предприятиями. Самое главное — определение поглощающей способности общероссийской. <…> Платформа, которую я упомянул, ее задача — определить точно, сколько мы выбрасываем, сколько мы поглощаем, и здесь, конечно, на первый план выходит мнение науки и ученых — Иванов Сергей, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Мы должны также обратить внимание на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Ред.). Мои коллеги по правительству в Финляндии инвестируют миллиарды евро в НИОКР, но мы это делаем не одни, а вместе с компаниями, с корпоративным сектором малых и средних предприятий, с университетами. Поэтому хотел бы обратиться к моим российским коллегам: давайте делать это вместе! Давайте создавать экосистему, которая будет направлена на цифровизацию, на “зеленый” переход, потому что это позволит нам создать устойчивый рост — Скиннари Вилле, Министр по развитию сотрудничества и внешней торговли Финляндской Республики.

Разработка механизма подсчетов выбросов парниковых газов в Российской Федерации и введение квот на выбросы

Чем может помочь государство? Конечно, необходимо конструктивно взаимодействовать с мировым сообществом, с экспертами, которые продвигают те или другие методики по замерам, по исчислению выбросов, по введению законодательной базы, потому что, как было уже отмечено, в России уже очень много продуктов, которые соответствуют всем экологическим стандартам. <…> Если товар является лучшим на сегодняшний момент, он не должен обкладываться никакими дополнительными пошлинами, никакими дополнительными налогами, — это будет являться одним из стимулов для предприятий для перехода на “зеленую экономику”. Необходимо разработать прозрачные механизмы подсчетов выбросов в России, законы сделать под них, ввести методики, квотирование. Без квотирования мы не сможем ввести трансграничное регулирование — Никитин Евгений, Генеральный директор, РУСАЛ.

Правительство разрабатывает ряд инициатив, которые дополнят экологическую повестку, включая организацию торговли теми же “зелеными” сертификатами (сертификатами на возобновляемую энергию, финансовый и регуляторный инструмент для реализации механизма квотирования возобновляемой энергетики и поддержки ее развития. — Ред.), чтобы их покупать не за рубежом, а в России. То есть будет создана площадка электронной торговли — Клепач Андрей, Главный экономист, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» .